Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4 Основные принципы устройства Российской Федерации






План

1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ.

2 Государственная целостность Российской Федерации.

3 Единство системы государственной власти.

4 Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

5 Принципы административно-территориального устройства
субъекта Российской Федерации.

Студент должен:

- иметь представление об основных принципах федеративного устройства базирующих на конституции Российской Федерации;

- знать формы государственного устройства, принципы федерализма, систему единства государственной власти, принципы равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

 

1 Конституционные принципы федеративного устройства РФ.

Форма государственного устройства России определена в Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация является федеративным государством. В настоящее время в мире существует немало различных федераций, включая такие крупные федерации, как США, ФРГ, Бразилия, однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, которые отличают её от других федераций.

Федерация обычно образуется вследствие объединения нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло иным путём. Россия как федерация не является объединением нескольких государств, она была образована путём создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населявших её территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования были признаны субъектами РФ.

Такой порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта Федерация носила не договорный, а конституционный характер. Конституция РФ 1993 года, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, подтвердила их выбор. Все субъекты РФ изначально находятся в её составе, сохраняя исторически сложившееся государственное единство Российской Федерации.

В России федерализм – это, прежде всего, государственная организация национальных отношений. Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, проживающих на территории Российской Федерации, он означает свободное развитие наций и народностей. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов РФ – республик, автономной области, автономных округов.

Однако российский федерализм – не только форма разрешения национального вопроса, но и форма демократизации управления государством. Децентрализация государственной власти, распределение её по регионам – существенная гарантия демократизма в управлении государством. Центр в этом случае теряет монополию на власть и потому не может употребить её произвольно. Предоставляется больше возможностей для устройства управления на местах в соответствии с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого.

Федеративное устройство РФ базируется на ряде принципов, которые являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов. Согласно ч.3 ст.5 Конституции РФ таковыми являются:

- государственная целостность РФ;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов;

- равноправие и самоопределение народов в РФ;

- равноправие субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

2 Государственная целостность Российской Федерации

Данный принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет общую, единую территорию, охватывающую:

- территории всех субъектов;

- осуществляет территориальное верховенство;

- обеспечивает свою неприкосновенность.

В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; единое гражданство. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности.

3 Единство системы государственной власти

Этот принцип тесно связан с государственной целостностью и ею обусловлен. Целостная, но в то же время федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти. Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию, верховенстве федеральных Конституции и законов. Структура государственной власти многосложна. Субъекты федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении государственной власти. Вне пределов компетенции Российской Федерации эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и федерацией в целом, верховенство федеральных конституций и законов и исполнять их.

В РФ государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы – Президент РФ, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы всех субъектов Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Конституция РФ определяет:

- перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;

- предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, ч.1 Конституции РФ).

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти осуществляется не только Конституцией, но и Федеративным договором (который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в случае их несоответствия ей, действуют конституционные нормы.

Разграничение компетенции базируется на добровольном признании субъектами приоритета задач и целей Федерации, а, следовательно, и на ограничении субъектов в правах.

4 Равноправие и самоопределение народов Российской Федерации

Все народы в РФ пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культур и других областях.

Народы РФ пользуются равными правами на самоопределение, т.е. прежде всего на избрание формы своей государственности. В настоящее время согласно Конституция РФ (ст.65)

Право народов на самоопределение является общепризнанным принципов международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. «Каждое государство должно воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Это равноправие, прежде всего, проявляется:

- в равенстве их прав и обязанностей как субъектов федерации;

- в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации;

- в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации.

Нынешняя Конституция РФ, закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного Закона имелись различия в компетенции субъектов, в частности, там предоставлялись большие права республикам; теперь это устранено.

Принципы государственного устройства РФ тесно взаимосвязаны между собой. Их главная цель и практическое назначение – способствовать успешному государственному строительству в стране.

5 Принципы административно-территориального устройства
субъекта Российской Федерации

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации, как целостная система, имеет определенным образом упорядоченную структуру и содержание, определяющееся свойствами и закономерностями, присущими системе в целом.

Принципы административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – основные, исходные, единые начала, лежащие в основе строения и развития данной системы территориальной организации, обеспечивающие условия реализации ее социального предназначения.

Отнесение того или иного фактора, влияющего на территориальную организацию, к числу принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно основываться на определенных общих методологических посылках, отражающих содержание самого понятия «принцип» применительно к организации социальных процессов и явлений, исходить из понимания сущности административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации как подсистемы территориальной организации государства.

Общие положения, характеризующие принципы административно-территориального устройства:

- общий характер принципов, выражающийся в их влиянии на организацию административно-территориального устройства в целом, а не отдельных его сторон или звеньев;

- неразрывная взаимосвязь и взаимообусловленность принципов, необходимость их реализации в единстве;

- конкретно-исторический характер принципов, обусловленность их особенностями определенного этапа развития общества и государства.

Наряду с этим исходной позицией в исследовании принципов административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации должно быть понимание социального предназначения административно-территориального устройства как механизма обеспечения управляемости общественных процессов, достижения, посредством территориальной организации, целей государственного управления и местного самоуправления как разновидностей социального управления. Создание территориальных условий, необходимых для эффективного публичного управления на территории субъекта Российской Федерации, – это главная целевая направленность административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Именно задачами ее реализации определяются принципы административно-территориального устройства, их практическая значимость и социальная ценность.

Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации является результатом правотворчества, т.е. сознательно-волевой деятельности людей.

В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат следующие принципы:

1. Соответствия системе расселения населения.

2. Многоуровневой территориальной организации.

3. Соответствия условиям экономического развития территории (экономический принцип).

4. Учета природно-географических условий.

5. Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.

Только взятые и действующие в совокупности, в комплексе данные принципы позволяют обеспечить рациональную, научно обоснованную территориальную организацию публичной власти в субъекте Российской Федерации, условия ее эффективной реализации.

Эффективность, действенность государственного регулирования в данной сфере, условия достижения его социального эффекта определяются степенью адекватности отражения в нем объективных, существующих как данность и несущих в себе закономерности последующего развития социально-экономических и иных условий жизнедеятельности населения региона.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1 На основе чего струятся все принципы устройства Российской Федерации? Почему?

2 Зачем необходим принцип единства системы государственной власти?

3 Что означает равноправие народов в Российской Федерации?

4 Какова структуру и содержание, Административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации?

5 Региональное развитие в Российской Федерации?

 

Тесты

 

  Какой принцип означает, что Российская Федерация – цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава Федерации:
а) Государственная целостность РФ. в) Государственная неприкосновенность РФ.
б) Равноправие и самоопределение народов в РФ. г) Единство системы государственной власти.  
  Где предусмотрены гарантии государственной целостности РФ:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.  
  Какие федеральные государственные органы РФ входят в государственная власть и реализуется системой:
а) Президент РФ. в) Законодательные.
б) Государственные органы всех субъектов Федерации. г) Исполнительные и судебные органы, а также.  
  Главная цель и практическое назначение принципов государственного устройства РФ:
а) Способствовать равноправию и самоопределению народов в РФ. в) Способствовать успешному государственному строительству в стране.
б) Обеспечивает неприкосновенность РФ.   г) Обеспечивать суверенитет наций.
  Форма государственного устройства России определена в:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.  
  Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации определяются:
а) Гражданском кодексе РФ. в) Жилищном кодексе РФ.
б) Конституции РФ. г) Земельном кодексе РФ.  
  Какие принципы являются исходными началами территориального устройства не только Федерации, но и её субъектов:
а) Государственная целостность РФ. в) Государственная неприкосновенность РФ.
б) Равноправие и самоопределение народов в РФ. г) Единство системы государственной власти.  
  В основе административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации лежат принципы:
а) Соответствия системе расселения населения. в) Учета природно-географических условий.
б) Многоуровневой территориальной организации. г) Учета национального состава, культурных и бытовых особенностей населения.  
  Какие пути развития предполагают многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития:
а) Инновационно-ориентированный. в) Психологически-ориентированный.
б) Политически-ориентированный. г) Социально-ориентированный.  
  В какой период региональное развитие будет определяться, в основном, уже сформировавшимися зонами опережающего экономического роста:
а) До 2020 г. в) До 2017 г.
б) До 2007 г. г) До 2015 г.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.