Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Артифаль




Доктор молчал. То ли его убедили, то ли, что вероятнее, он считалневозможным ставить под сомнение авторитет такого лица, как кавалер Ленуар. Молчание доктора дало возможность другим комментаторам принять участиев споре: аббат Мулль устремился на арену. - Все это утверждает меня в правильности моей системы, - сказал он. - А что представляет из себя ваша система? - спросил доктор, оченьдовольный, что может вступить в спор с менее сильными спорщиками, чем Ледрюи кавалер Ленуар. - Мы живем в двух невидимых населенных мирах: один - адскими духами, другой - небесными; в момент нашего рождения два гения, добрый и злой, занимают свое место около нас и сопровождают в продолжение всей нашейжизни; один вдохновляет нас на добро, другой - на зло, а в день смертиовладевает нами тот, кто берет верх. Таким образом, наше тело попадает вовласть демона или ангела. У бедной Соланж одержал победу добрый гений, ион-то прощался с вами, Ледрю, при посредстве немых уст молодой мученицы; уразбойника, осужденного шотландским судьей, победителем остался демон, ион-то являлся судье то в образе кошки, то в платье курьера или под видомскелета, и, наконец, в последнем случае, ангел монархии мстит засвятотатство и за осквернение гробниц, и, подобно Христу, явившемусяуниженным, показал бедному сторожу гробниц будущую реставрацию королевскойвласти и показал эту церемонию с такой помпой, как будто фантастическаяцеремония происходила в присутствии всей будущей знати двора ЛюдовикаXVIII. - Но, господин аббат, - сказал доктор, - вся ваша системаосновывается, в конце концов, на убеждении. Конечно. - Но убеждение это для того, чтобы быть достоверным, должно опиратьсяна факт. - Мое убеждение и основывается на факте. - На факте, рассказанном вам кем-либо из тех, к кому вы питаете полноедоверие? - На факте, случившемся со мной самим. - Ах, господин аббат! Пожалуйста, расскажите-ка этот факт. - Охотно. Я родился в той части наследия древних королей, котораятеперь называется департаментом Эн, а когда-то называлась Иль-де-Франс. Мойотец и моя мать жили в маленькой деревушке, которая расположена среди лесаВилье Коттерэ и называется Флери. До моего рождения у родителей моих былопятеро детей: три мальчика и две девочки, и все они умерли. Вследствие этого моя мать, когда была беременна мною, дала обет водитьменя в белом до семи лет, а отец обещал сходить на богомолье к БожьейМатери в Лиесс (Notre-Dame de Liess). Эти два обета не составляют редкости в провинции, и между ними былопрямое соотношение: белый цвет - цвет Девы, а Божья Матерь в Лиессе и естьникто другой, как Дева Мария. К несчастью, отец мой умер во время беременности матери. Женщинарелигиозная, мать моя решила все-таки исполнить двойной обет во всей егострогости: как только я родился, меня с ног до головы одели в белое, амать, едва она встала, отправилась пешком, согласно обету, на богомолье. К счастью, Божья Матерь в Лиессе была от деревушки Флери всего впятнадцати или шестнадцати милях; с тремя остановками мать моя добралась поназначению. Там она получила из рук священника серебряный образок, которыйона надела мне на шею. Благодаря этому двойному обету я спасся от всех злоключений юности, и, когда повзрослел, то, вследствие ли полученного мною религиозноговоспитания или благодаря влиянию образка, почувствовал призвание кдуховному занятию. Окончив семинарию в Суасоне, я вышел оттуда священникомв 1780 году и отправлен был викарием в Этамп. Случайно я был назначен в ту из четырех церквей д'Этамп, котораянаходилась под покровительством Божьей Матери. Эта церковь представляет собой великолепный памятник, переданныйсредним векам римской эпохой. Заложенная Робертом Сильным, она законченабыла только в двенадцатом столетии. И теперь еще сохранились чудныерасписные стекла, которые после недавней перестройки очень гармонируют сживописью и позолотой ее колонн и капителей. Еще ребенком я любил эти чудные сооружения из гранита, который вераизвлекла с десятого до шестнадцатого столетия из почвы Франции, этойстаршей дочери Рима, чтобы покрыть ее целым лесом церквей. Сооружения этизатем приостановились, когда вера в сердцах умерла от яда Лютера иКальвина. Еще ребенком я играл в развалинах церкви св. Иоанна в Суасоне. Ялюбовался фантастической резьбой, казавшейся окаменелыми цветами, и когда яувидел церковь Божьей Матери в Этампе, то был счастлив, что случай или, скорее, провидение дало мне такую обитель. Самыми счастливыми минутами былидля меня те, которые я проводил в церкви. Я не хочу сказать, что меня там удерживало только религиозное чувство, нет, то было состояние довольства, какое испытывает птица, когда еевытащили из пневматической машины, из которой начали выкачивать воздух, ипредоставили ей простор и свободу. Мой простор был на протяжении от порталадо хоров; моя свобода состояла в мечтах, которым я предавался в продолжениедвух часов, стоя на коленях на гробнице или облокотившись о колонну. О чемя мечтал? Отнюдь не о богословских тонкостях: я размышлял о вечной борьбемежду добром и злом, о борьбе, которая терзает человека с моментагрехопадения. Мне грезились красивые ангелы с белыми крыльями, отвратительные демоны с красными лицами, которые при каждом солнечном лучесверкали на расписных окнах, одни - небесным огнем, другие - пламенем ада.Наконец, церковь Божьей Матери была моим жилищем. Так я жил, думал, молился. Предоставленный мне маленький приходский домик был для меня лишьвременным жильем: там я ел, спал и только. Довольно часто я уходил из церкви Божьей Матери в полночь или в часночи. Все знали это. Когда меня не было в приходском доме, я находился вцеркви Божьей Матери. Там меня искали, и там меня находили. Все происходившее в мире до меня доходило плохо, я скрывался в этомсвятилище религии и поэзии. Однако же во внешнем мире происходило нечто такое, что интересоваловсех: простых и знатных, духовных и светских. В окрестностях Этампасовершал грабежи преемник или, вернее, соперник Картуша и Пулаллье и подерзости своей, казалось, шел по стопам своих предшественников. Этого разбойника, который грабил всех и особенно церкви, звалиАртифаль. Меня особенно интересовали похождения этого разбойника, так как егожена, жившая в нижней части города Этампа, постоянно приходила ко мнеисповедываться. Эта хорошая и достойная уважения женщина, котораяиспытывала угрызения совести за преступления своего мужа и считала себя занего ответственной перед Богом, проводила жизнь в молитвах и на исповеди, стараясь своим благочестием искупить безбожие мужа. Что касается его самого, то я должен сказать, что он не боялся ничерта, ни дьявола, считал общество плохо устроенным, а себя - призванным кего исправлению. Он полагал, что благодаря ему установится равномерноераспределение богатства, и смотрел на себя лишь как на предтечу секты, которая должна появиться в будущем и будет проповедовать то, что онпроводит в жизнь, а именно, общность имущества. Двадцать раз его ловили и отправляли в тюрьму, и почти всегда навторую или третью ночь тюрьма оказывалась пустой, а так как не знали, какпредотвратить его побеги, то стали поговаривать, что он нашел такую траву, которая перепиливает кандалы. Таким образом, этого человека окружало нечто загадочное. Я вспоминал онем только тогда, когда ко мне являлась на исповедь его жена, исповедывалась в переживаемых ужасах и просила моих советов. Вы понимаете, что я советовал ей употребить все свое влияние на мужа, чтобы вернуть его на добрый путь... Но влияние бедной женщины было оченьслабое. У нее оставалось одно лишь вечное прибежище в молитве ивыпрашивании помилования у Господа. Приближались праздники Пасхи 1783 года. Был вечер со страстногочетверга на страстную пятницу! В течение четверга я выслушал многоисповедей и к восьми часам вечера так устал, что заснул в исповедальне. Пономарь видел, что я заснул, но зная мои привычки и зная, что у меняесть ключ от церковной двери, он не разбудил меня, так как это случалось сомной сотни раз. Я спал и во сне услышал как бы двойной шум. Я слышал удары часов, бивших двенадцать, и затем шум шагов по плитам. Я открыл глаза и хотел выйти из исповедальни, когда при свете лунычерез цветные стекла одного из окон мне показалось, что я увиделпроходящего мимо человека. Так как человек этот ступал осторожно, осматриваясь на каждом шагу, тоя понял, что он не был служителем, церковным сторожем, певчим и никем изпричетников, а что это был чужой, явившийся сюда с дурными намерениями. Ночной посетитель направился к клиросу. Подойдя, он остановился, ичерез минуту я услышал сухой треск огнива о кремень; я видел, как блеснулаискра, кусок трута загорелся, а затем спичкой от огнива зажжена была свечкана алтаре. Тогда при свете свечки я увидел человека среднего роста, с двумяпистолетами и кинжалом за поясом, с насмешливым, но не страшным лицом. Онрассматривал пристально пространство, освещенное свечой, и, по-видимому, вполне удовлетворился этим осмотром. Вслед за тем он вынул из кармана не связку ключей, но связкуинструментов, заменяющих ключи, называемых россиньоль, по имени знаменитогоРоссиньоля, который хвастался тем, что имеет ключ ко всем замкам. С помощьюодной из отмычек он открыл дарохранительницу, вынул оттуда дароносицу, великолепную чашу старого чеканного серебра времен Генриха II, массивныйпотир, подарок городу королевы Марии Антуанетты, и затем два позолоченныхсосуда. Так как это было все, что хранилось в дарохранительнице, то онстарательно ее запер и стал на колени, чтобы открыть в алтаре нижнюю часть. В нижней части престола находилась восковая Богородица в золотой сбриллиантами короне, в белом платье, расшитом дорогими каменьями. Через пять минут дверца, в которой легко было разбить стеклянныестенки, была открыта так же подобранным ключом, как ранеедарохранительница, и он собирался присоединить платье и корону к потиру исосудам, когда, желая помешать такой краже, я вышел из исповедальни инаправился к алтарю. Шум отворенной мною двери заставил вора обернуться. Он наклонился вмою сторону и старался всмотреться в далекий мрак церкви; исповедальня былаво мраке, и он увидел меня только тогда, когда я вступил в круг, освещенныйдрожащим пламенем восковой свечи. Увидя человека, вор оперся об алтарь, вытащил пистолет из-за пояса инаправил его на меня. При виде моей черной длинной одежды он понял, что я простой безобидныйсвященник и что вся моя защита в вере, а все мое оружие в слове. Не обращая внимания на угрожающий мне пистолет, я дошел до ступенейалтаря. Я чувствовал, что если он и выстрелит, то или пистолет даст осечку, или пуля пролетит мимо. Я положил руку на мой образок и не сомневался, чтоменя хранит святая любовь Богоматери. Мне показалось, что спокойствие бедного священника растрогалоразбойника. - Что вам угодно? - сказал он голосом, которому старался придатьуверенность. - Вы Артифаль? - сказал я. - Черт возьми, - ответил он, - а кто же другой посмел бы проникнуть вцерковь один, как это сделал я? - Бедный ожесточенный грешник, - сказал я, - ты гордишься своимпреступлением. Неужели ты не понимаешь, что в игре, какую ты затеял, тыгубишь не только свое тело, но и душу! - Ну, - сказал он, - тело свое я спасал уже столько раз, что, надеюсь, еще раз его спасу; что же касается души... - Ну а душа твоя? - О душе моей позаботиться моя жена. Она святая за двоих и спасет моюдушу вместе со своей. - Вы правы, мой друг, ваша жена - святая, и она, конечно, умерла бы сгоря, если б узнала, какое преступление вы намереваетесь совершить. - О, вы полагаете, что она умрет с горя, моя бедная жена? - Я в этом уверен. - Вот как! Я останусь вдовцом! - сказал разбойник, захохотал ипротянул руки к священным сосудам. Но я поднялся к алтарю и схватил его за руку. - Нет, - сказал я, - вдовцом вы не останетесь, так как вы не совершитеэтого святотатства. - А кто же мне помешает? - Я! - Силой? - Нет, убеждением. Господь послал своих священников на землю не длятого, чтобы они пускали в ход силу. Сила - дело людское, земное, а словоубеждения черпает свою мощь свыше, с небес. Притом же, сын мой, я хлопочуне о церкви, так как для нее можно купить другие сосуды, а о вас, так каквы не сможете искупить свой грех. Друг мой, вы этого святотатства несовершите. - Вот еще! Что же вы думаете, это мне в первый раз, милый человек? - Нет, я знаю, что это уже десятое, двадцатое, быть может, святотатство, но что из этого? До сих пор ваши глаза были закрыты, сегоднявечером глаза ваши откроются, вот и все. Не приходилось ли вам слышать очеловеке, которого звали Павлом, который стерег одежды тех, кто напал насвятого Стефана? И что же! У этого человека глаза были покрыты как бычешуей, как он сам об этом говорил. В один прекрасный день чешуя эта спалас глаз, он прозрел, и это был святой Павел! Да, великий, знаменитый святойПавел!.. - Скажите мне, господин аббат, святой Павел не был ли повешен? - Да. - Ну! И что же, ему помогло то, что он прозрел? - Он убедился в том, что спасение состоит иногда в казни. Теперьсвятой Павел оставил имя, чтимое на земле, и наслаждается вечнымблаженством на небе. - А сколько святому Павлу было лет, когда он прозрел? - Тридцать пять. - Я уже перешел за этот возраст, мне сорок лет. - Никогда не поздно раскаяться. Иисус на кресте сказал разбойнику: одно слово молитвы, и ты спасешься. - Ладно! Ты заботишься, стало быть, о своем серебре? - сказалразбойник, глядя на меня. - Нет, я забочусь о твоей душе, я хочу ее спасти. - Мою душу! Ты хочешь, чтобы я поверил этому; ты насмехаешься надомной! - Если хочешь, я докажу, что забочусь о твоей душе! - сказал я. - Да, доставь мне удовольствие и докажи мне это. - Во сколько ты оцениваешь ту кражу, которую ты собираешься совершитьв эту ночь? - Ого, ого! - сказал разбойник, поглядывая с удовольствием на сосуды, потир, дароносицу и платье Богородицы. - В тысячу экю. - В тысячу экю? - Я знаю, что все это стоит вдвое больше, но придется потерять, покрайней мере, две трети: эти черти жиды такие воры. - Пойдем ко мне. - К тебе? - Да, ко мне, в священнический дом. У меня есть тысяча франков, и яотдам тебе их наличными. - А остальные две тысячи? - Другие две тысячи? Хорошо, даю тебе честное слово священника, что япоеду на свою родину; у матери моей есть кое-какое имение, я продам четыредесятины земли за две тысячи франков и отдам их тебе. - Да ладно, ты назначишь мне свидание и устроишь мне западню! - Ты сам не веришь в то, что говоришь, - сказал я, протягивая емуруки. - Да, это правда, я не верю, - сказал он мрачно. - А мать твоя богата? - Моя мать бедна. - Она, значит, разорится? - Если я скажу ей, что ценой ее разорения я спас душу, она благословитменя. К тому же, если у нее ничего не останется, она приедет жить ко мне, ау меня всегда хватит денег на двоих. - Я принимаю твое предложение, - сказал он, - идем к тебе. - Хорошо, но подожди! - А что? - Спрячь в дарохранительницу все вещи, которые ты оттуда вынул, заприна ключ, это принесет тебе счастье. Разбойник нахмурился с видом человека, которого одолевает религиозноечувство помимо его воли. Он поставил священные сосуды в дарохранительницу истарательно ее запер. - Пойдем, - сказал он. - Сначала перекрестись, - сказал я. Он насмешливо захохотал, но смех его быстро стих. Он перекрестился. - Теперь иди за мной, - сказал я. Мы вышли через маленькую дверь и через пять минут были у меня. Во время дороги, как коротка она ни была, разбойник казался оченьозабоченным, он осматривался кругом, опасаясь какого-либо подвоха. Войдя ко мне, он остановился у двери. - Ну, где же тысяча франков? - спросил он. - Подожди, - ответил я. Я зажег свечу у потухавшего в камине огня, открыл шкаф и вытащилоттуда мешок. - Вот они, - сказал я. И я отдал ему мешок. - А когда я получу остальные две тысячи? - Я попрошу сроку в шесть недель. - Хорошо, на шесть недель я согласен. - Кому их отдать? Разбойник некоторое время думал. - Моей жене, - сказал он. - Хорошо! - Но она не будет знать, откуда эти деньги и как я их достал? - Этого она не будет знать, ни она, ни кто-либо другой! Но и ты, всвою очередь, никогда не предпримешь ничего, ни против церкви Божьей Материв Этампе, ни против какой-либо другой церкви, находящейся подпокровительством Девы? - Никогда. - Честное слово? - Честное слово Артифаля! - Иди, мой брат, и не греши больше. Я поклонился ему и сделал ему знак рукой, что он может уйти. Он как будто минуту колебался, потом, открыв осторожно дверь, ушел. Я встал на колени и молился за этого человека. Не успел я еще окончить молитву, как постучали в дверь. - Войдите, - сказал я, не оборачиваясь. Кто-то вошел и, видя, что я молюсь, остановился и стал около меня. Когда я окончил молитву, я обернулся и увидел Артифаля, стоявшегонеподвижно у дверей с мешком под мышкой. - Вот, - сказал он мне, - я принес тебе обратно твою тысячу франков. - Мою тысячу франков? - Да, и отказываюсь также и от остальных двух тысяч. - А все же данное тобой обещание остается в силе? - Конечно. - Стало быть, ты раскаиваешься? - Не знаю, раскаиваюсь ли я или нет, но я не хочу брать твои деньги, вот и все. И он положил мешок на буфет. Затем, положив мешок, он остановился, словно намереваясь что-тоспросить, но просьба эта не срывалась с его уст. Глаза его как бы спрашивали меня о чем-то. - Что вы хотите? - спросил я его. - Говорите, мой друг. То, что высделали, хорошо, не стыдитесь поступить еще лучше. - Ты глубоко веришь в Божью Матерь? - спросил он меня. - Глубоко. - И ты веришь, что при ее заступничестве человек, как бы он ни былвиновен, может спастись в час смерти? Так вот взамен твоих трех тысячфранков дай мне какую-нибудь реликвию, четки или что другое, чтобы я могпоцеловать их в час моей смерти. Я снял образок и золотую цепочку, которые моя мать надела мне на шею вдень моего рождения и с которыми я с тех пор никогда не расставался, иотдал их разбойнику. Разбойник приложился губами к образку и убежал. Целый год я ничего не слышал об Артифале. Он, без сомнения, покинулЭтамп и работал в другом месте. В это время я получил письмо от моего коллеги священника Флери. Моядобрая мать была очень больна и звала меня к себе. Я взял отпуск и поехал кней. Шесть недель или два месяца хорошего ухода и молитв восстановилиздоровье моей матери. Мы расстались, я был весел, мать была здорова, и явернулся в Этамп. Я приехал в пятницу вечером; весь город был в волнении. Знаменитыйразбойник Артифаль попался около Орлана, его судили в суде этого города, осудили и отправили в Этамп, чтобы повесить его здесь, так как все егозлодеяния совершены были, главным образом, в округе Этампа. Казнь совершена была в то же утро. Вот что я узнал на улице, но, войдя в священнический дом, я узнал ещеи нечто другое: женщина из нижней части города приходила накануне утром, тоесть как только привезли в Этамп Артифаля на казнь; она раз десятьосведомлялась, не приехал ли я. Настойчивость эта меня не удивила. Я сообщил о своем приезде, и меняждали с минуты на минуту. В нижней части города я знал только бедную женщину, ставшую только чтовдовой. Я решил отправиться к ней раньше даже, чем стряхнул пыль с моихног. От дома священника до нижней части города идти было недалеко. Пробилоуже десять часов вечера, но так как я знал, что женщина с нетерпениемжелала меня видеть, то полагал, что мой визит не обескуражит ее. Итак, я пришел в предместье и попросил указать мне дом. Так как всесчитали ее святой, никто не осуждал ее за преступления мужа, никто непозорил ее за его грехи. Я подошел к двери. Ставня была открыта, и через оконное стекло я виделбедную женщину у постели на коленях: она молилась. По движению ее плеч можно было заметить, что она рыдала. Я постучал в дверь. Она встала и поспешно ее открыла. - А, господин аббат! - воскликнула она. - Я угадала, что это вы. Когдапостучали в дверь, я поняла, что это вы. Увы! Вы приехали слишком поздно: мой муж умер без исповеди. - Умер ли он в дурных чувствах? - Нет, наоборот. Я убеждена, что он был в глубине души христианином, но он не желал видеть другого священника, кроме вас, он хотел исповедатьсятолько вам, и заявил, что если он не будет исповедоваться перед вами, тобудет исповедоваться только перед Божьей Матерью. - Он вам это сказал? - Да, и, говоря это, он целовал образок Богородицы, висевший на егошее на золотой цепочке, и очень просил, чтобы не снимали с него этотобразок, уверяя, что если его похоронят с этим образком, то злой дух неовладеет его телом. - Это все, что он сказал? - Нет. Расставшись со мной, чтобы взойти на эшафот, он сказал мне, чтовы придете сегодня вечером, что по приезде вы сейчас же придете ко мне; вотпочему я и ждала вас. - Он вам это сказал? - спросил я с удивлением. - Да, и еще он поручил мне передать вам последнюю его просьбу. - Мне? - Да, вам. Он сказал, что в каком бы часу вы ни приехали, я должнапросить... Боже мой! Я не осмелюсь высказать это вам, это было бы слишкоммучительно для вас!.. - Скажите, добрая женщина, скажите. - Хорошо! Он просил, чтобы вы пошли на место казни и там, над еготелом прочли бы вы за его душу пять Отче Наш и пять Богородиц. Он сказал, что вы не откажете мне в этом, господин аббат. - И он прав, я сейчас же пойду туда. - Как вы добры! Она взяла мои руки и хотела их поцеловать. Я высвободил руки. - Полно, добрая женщина, мужайтесь! - Бог посылает мне мужество, я не ропщу. - Ничего больше он не просил? - Нет. - Хорошо. Если исполнения этого желания достаточно, чтобы душа егонашла покой, то она найдет это успокоение. Я вышел. Было около половины одиннадцатого. Стоял конец апреля, воздух был ещесвеж. Небо было прекрасно, особенно для художника. Луна выплывала средитемных туч, которые придавали величественный вид всей картине. Я обошел кругом старые стены города и подошел к Парижским воротам.Было уже одиннадцать часов ночи, и только эти ворота в Этампе были открыты. Я шел на эспланаду, которая, как тогда, так и теперь, возвышалась надвсем городом. Теперь от прежней виселицы остались только три обломкакаменных подставок, на которых укреплены были три столба, соединенные двумяперекладинами, составлявшими виселицу. Чтобы пройти на эту площадь, которая находится налево от дороги попути из Этампа в Париж, и направо, когда вы идете из Парижа в Этамп, надобыло обойти башню Гинетт, высокую постройку, стоявшую одиноко на равнине иохранявшую город. Эту башню вы должны знать, кавалер Ленуар. Когда-то ее хотел взорватьЛюдовик XV, но ему это не удалось. У нее разрушена была только верхушка, напоминавшая теперь своей черной впадиной большой глаз без зрачка. Днем - это жилище ворон, ночью - это царство сов и филинов. Я шел под их крики и стоны по дороге к площади, по узкой труднойнеровной дороге, проложенной в скале и среди кустарников. Я не скажу, чтобы испытывал страх. Человек, верующий в Бога, полагающийся на его волю, не должен ничего бояться, но я был взволнован. Слышен был только однообразный стук мельницы в нижней части города, крики сов и филинов и свист ветра в кустарнике. Луна скрылась за темную тучу и окаймляла края облаков беловатойбахромой. Мое сердце сильно стучало. Мне казалось, что я увижу не то, что долженувидеть, но нечто неожиданное. Я все поднимался. Дойдя до некоторой высоты, я начал различать верхушку виселицы, состоявшую из трех столбов и двойной дубовой перекладины, о которой я ужеговорил. К этим дубовым перекладинам прикреплены железные крестовины, накоторых вешают казненных. Я разглядел двигающуюся тень, тело несчастного Артифаля, которое ветерраскачивал в пространстве. Вдруг я остановился. Я ясно видел виселицу от верхушки до основания. Яувидел бесформенную массу, подобную животному на четырех лапах, и животноеэто двигалось. Я остановился и спрятался за скалу. Животное это было больше собаки имассивнее волка. Вдруг оно поднялось на задние лапы, и я увидел, что это то животное, которое Платон называл двуногим животным без перьев, то есть человек. Что могло заставить его прийти под виселицу в такой час? Пришел ли онс религиозным чувством молиться или с нечестивым чувством для какого-либосвятотатства? Во всяком случае, я решил держаться в стороне и ждать. В эту минуту луна вышла из-за облаков и осветила виселицу. Я взглянулна нее. Тогда я мог ясно разглядеть человека и все те движения, которые онсовершает. Человек этот, подняв лестницу, лежавшую на земле, приставил ее кодному из столбов, ближайшему к телу повешенного. Затем он влез по лестнице. Он составлял странную группу с покойником: живой и мертвец как бысоединились в объятии. Вдруг раздался ужасный крик. Два тела закачались. Сдавленный голоскрикнул и смолк. Одно тело сорвалось с виселицы, а другое осталось висетьна веревке, размахивая руками и ногами. Я не мог понять, что совершилось под ужасным сооружением. Было ли тодеяние человека или демона, но происходило нечто необычное, что взывало опомощи, умоляло о спасении. Я бросился туда. Повешенный усиленно шевелился, а внизу под ним сорвавшееся с виселицытело лежало неподвижно. Я бросился прежде всего к живому. Я быстро взобрался по ступенямлестницы и ножом своим обрезал веревку. Повешенный упал наземь, я соскочилв лестницы. Повешенный катался в ужасных конвульсиях, а труп лежал неподвижно. Я понял, что веревка все еще давит шею жертвы. Я с большим трудомраспустил петлю. Во время этой операции я волей-неволей должен был смотреть в лицочеловека и с удивлением узнал в нем палача. Глаза вылезли у него из орбит, лицо посинело, челюсть была почтисворочена, и из груди его вырывалось дыхание, скорее похожее на хрипение. Однако же, понемногу воздух проникал в его легкие и вместе с воздухомвосстанавливалась жизнь. Я прислонил его к большому камню. Через некоторое время он пришел вчувство, повернул шею, кашлянул и посмотрел на меня. Его удивление было не меньше моего. - О, господин аббат, - сказал он, - это вы? - Да, это я. - А что вы тут делаете? - спросил он. - А вы зачем тут? Он наконец пришел в себя, огляделся еще раз кругом, но на этот разглаза его остановились на трупе. - А, - сказал он, стараясь встать, - пойдемте, ради Бога, пойдемтеотсюда, господин аббат! - Уходите, мой милый, если вам угодно, я пришел сюда по обязанности. - Сюда? - Сюда. - Какая же это обязанность? - Несчастный, повешенный вами сегодня, пожелал, чтобы я прочел уподножия виселицы пять раз Отче Наш и пять раз Богородицу за спасение егодуши. - За спасение его души? О, господин аббат, вам трудно спасти эту душу.Это сам сатана. - Почему же сам сатана? - Конечно, вы не видели разве, что он со мной сделал? - Что же он с вами сделал? - Он меня повесил, черт побери! - Он вас повесил? Но мне кажется, напротив, что это вы ему оказалистоль печальную услугу? - Ну да, конечно! Я уверен был, что хорошо повесил его. А оказалось, что я ошибся! Но как это он не воспользовался моментом, пока я висел, и неспасся? Я подошел к трупу и приподнял его. Он был застывший и холодный. - Да потому, что он мертв, - сказал я. - Мертв, - повторил палач. - Мертв! А! Черт! Это еще похуже. В такомслучае надо спасаться, господин аббат, надо спасаться! И он встал. - Нет, - сказал он, - лучше я останусь. А то он еще встанет ипогонится за мной. Вы же святой и вы меня защитите. - Друг мой, - сказал я палачу, пристально глядя на него, - тут что-тонеладно. Вы только что спрашивали меня, зачем я пришел сюда в этот час. Всвою очередь, я вас спрошу: зачем пришли вы сюда? - А, Бог мой, господин аббат, все равно придется это вам сказатькогда-нибудь на исповеди или иначе. Ладно! Я и так вам скажу. Нослушайте... Он попятился назад. - Что такое? - А тот случаем не шевелится? - Нет, успокойтесь, несчастный совершенно мертв. - О, совершенно мертв, совершенно мертв... Все равно! Я все же скажувам, зачем я пришел, и если я солгу, он уличит меня, вот и все. - Говорите. - Надо сказать, что этот нечестивец слышать не хотел об исповеди. Онлишь время от времени спрашивал: " Приехал ли аббат Мулль? " Ему ответили: " Нет еще". Он вздыхал, ему предлагали священника, он ответил: " Нет! Я хочувидеть только аббата Мулля и никого другого". - Да, я это знаю. У подножия башни Гинетт он остановился. - Посмотрите-ка, не видите ли вы аббата Мулля? - Нет, - ответил я. И мы пошли дальше. У лестницы он опять остановился. - Аббата Мулля не видать? - спросил он. - Нет же, вам сказали. Нет хуже и надоедливее человека, которыйповторяет все одно и то же. - Тогда идем! - сказал он. Я надел ему веревку на шею, поставил его ноги на лестницу и сказал: " Полезай". Он полез без замедления, но, взобравшись на две трети лестницы, сказал: - Слышите, я должен посмотреть, верно ли, что не приехал аббат Мулль. - Смотрите, - ответил я, - это не запрещено... Тогда он посмотрел в последний раз в толпу, но, не увидев вас, вздохнул. Я думал, что он уже готов и что остается только толкнуть его, ноон заметил мое движение и сказал: - Стой! - А что еще? - Я хочу поцеловать образок Божьей Матери, который висит у меня нашее. - Что же, это очень хорошо, конечно, целуй. И я поднес образок к его губам. - Что еще? - спросил я. - Я хочу, чтобы меня похоронили с этим образком. - Гм, гм, - сказал я, - мне кажется, что все пожитки повешенногопринадлежат палачу. - Это меня не касается, я хочу, чтобы меня похоронили с этим образком. - Я хочу! Я хочу! Еще что вздумаете! - Я хочу... Терпение мое лопнуло. Он был совершенно готов, веревка была на шее, другой конец веревки был на крючке. - Убирайся к черту, - сказал я и толкнул его. - Божья Матерь, сжалься... - Ей-богу! Вот все, что он успел сказать. Веревка задушила сразучеловека и слова. В ту же минуту, как это всегда делается, я схватилверевку, сел ему на плечи - и все было кончено. Он не мог жаловаться наменя, я не заставил его страдать. - Но все это не объясняет мне, почему ты явился сюда сегодня вечером. - О, это труднее всего рассказать. - Ну хорошо, я тебе сам скажу: ты пришел, чтобы снять с него образок. - Ну да! Черт меня попутал. Я сказал себе: " Ладно! Ладно! Ты хочешь.Это легко сказать, а вот когда ночь настанет, то будь спокоен - мыпосмотрим". И вот, когда ночь настала, я отправился из дому. Я тутпоблизости оставил лестницу, я знал, где ее найти. Я прошелся, вернулсядлинной окольной дорогой и когда понял, что уже никого нет на равнине и чтоне слышно стало никакого шума, я поставил лестницу, влез, притянул к себеповешенного, снял цепочку и... - И что? - Ей богу! Верьте или не верьте - как хотите. Как только я снял с шеиобразок, повешенный схватил меня, вынул свою голову из петли, просунул наее место мою голову и толкнул меня так, как я раньше его толкнул. Вот в чемдело. - Не может быть! Вы ошибаетесь. - Разве вы не застали меня уже повешенным, да или нет? - Да. - Уверяю вас, я не сам себя повесил. Вот все, что я могу вам сказать. Некоторое время я размышлял. - А где образок? - спросил я. - Ей богу! Ищите его на земле, он здесь, где-нибудь поблизости. Когдая почувствовал, что повешен, то выпустил его из рук. Я встал и поискал глазами на земле. Луна светила мне и помогала в моихпоисках. Я поднял то, что искал, подошел к трупу бедного Артифаля и наделобразок ему опять на шею. Когда он коснулся его груди, по всему его телу словно пробежала дрожь, а из груди послышался стон. Палач отскочил назад. Этот стон осветил мое понимание. Я вспомнил Священное Писание. Тамговорится, что во время изгнания злых бесов последние, исходя из телаодержимых, издавали стоны. Палач дрожал как лист. - Идите сюда, друг мой, и не бойтесь ничего. Он осторожно подошел. - Что вам угодно? - спросил он. - Надо вернуть этот труп на его место. - Ни за что! Вы хотите, чтобы он еще раз повесил меня. - Не бойтесь, мой друг, я ручаюсь за все! - Но, господин аббат! Господин аббат! - Идите, говорю вам. Он сделал еще шаг вперед. - Гм, - прошептал он, - я боюсь. - И вы ошибаетесь, мой друг. Пока на теле образок, вам нечего бояться. - Почему? - Потому что демон уже не будет иметь власти над ним. Этот образокохранял его, а вы его сняли, и тогда бес направил его ко злу. Его раньшеотгонял от жертвы добрый ангел, теперь он вселился в него, и вы виделишутки этого беса. - В таком случае, как объяснить стон, который мы только что слышали? - Это застонал бес, когда он почувствовал, что его добыча ускользаетот него. - Так, - сказал палач, - это действительно возможно! - Это так и есть. - Ну так я повешу его опять на его крюк. - Повесьте. Правосудие должно быть совершено, приговор должен бытьисполнен. Бедняга еще колебался. - Ничего не бойтесь, - сказал я ему, - я за все отвечаю. - Дело не в этом, - ответил палач. - Не теряйте меня из виду, и прималейшем моем крике спешите ко мне на помощь. - Будьте спокойны. Он подошел к трупу, поднял его тихонько за плечи и потащил к лестнице, говоря ему: - Не бойся, Артифаль, я не возьму образок. Вы не теряете нас из виду, господин аббат, не правда ли? - Нет, мой друг, будьте спокойны. - Я не возьму у тебя образок, - продолжал мирным тоном палач, - нет, не беспокойся; как ты хотел, так тебя с ним и похоронят. Ведь он нешевелится, господин аббат? - Вы же видите. - Тебя с ним похоронят, а пока что я тебя возвращу на твое местосогласно желанию господина аббата, а не по своей воле, ты понимаешь?.. - Да, да - сказал я ему, невольно улыбаясь, - но поторапливайтесь! - Слава Богу! Кончено! - сказал он, выпуская тело, которое онприкрепил на крюк, и соскакивая на землю одним прыжком. Тело закачалось в пространстве, безжизненное и неподвижное. Я стал на колени и приступил к молитвам, о которых меня просилАртифаль. - Господин аббат, - сказал палач, становясь рядом со мной на колени, -не согласитесь ли произносить молитвы громко и медленно, так, чтобы я могповторять их за вами? - Как, несчастный! Неужели ты их забыл? - Мне кажется, что я никогда их не знал. Я проговорил пять раз Отче Наш и пять раз Богородицу, и палачсознательно повторял их за мной. Покончив с молитвами, я встал. - Артифаль, - сказал я совершенно тихо казненному, - я все сделал дляспасения твоей души и передаю тебя под покровительство Божьей Матери. - Аминь! - сказал мой товарищ. В эту минуту, как серебристый водопад, луна осветила труп. Пробило полночь в церкви Божьей Матери. - Пойдем, - сказал я палачу, - больше нам здесь нечего делать. - Господин аббат, - сказал бедняга, - не будете ли так добры оказатьмне последнюю милость? - Какую? - Проводите меня домой. Пока дверь не захлопнется за мной и не отделитменя от этого разбойника, я не буду спокоен. - Идем, мой друг. Мы ушли с площади, причем мой попутчик при каждых десяти шагахоборачивался, чтобы убедиться, висит ли повешенный на своем месте. Ничто не шевелилось. Мы вернулись в город. Я проводил своего спутника до его дома. Яподождал, пока он зажег в доме огонь, затем он запер за мной дверь и затемчерез дверь простился со мной и поблагодарил меня. Я вернулся домой вспокойном состоянии тела и души. На другой день, когда я проснулся, мне сказали, что в столовой меняждет жена вора. Лицо ее было спокойное, почти радостное. - Господин аббат, - сказала она, - я пришла поблагодарить вас. Вчера, когда пробила полночь в церкви Божьей Матери, ко мне явился мой муж исказал мне: " Завтра утром отправляйся к аббату Муллю и скажи ему, чтомилостью его и Божьей Матери я спасен". Глава одиннадцатая

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.