Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Генезис финансовой системы Древнерусского государства (ix–XII ВВ. ).






1.1. Государственный строй Древней Руси.

 

Значительный исторический период между VI и IX столетиями – это период перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, время создания экономических, социально-политических, духовно-нравственных предпосылок создания Древнерусского государства.

Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в «Повести временных лет» (конец XI – начало ХII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен «рос» или «рус». В VIII–IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве.

Нестор пишет о том, что враждовавшие между собой племена ильменских словен, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя (конунга). Князь Рюрик (862–879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске.

Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались два важнейших восточно-славянских центра – Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882–912). В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу государства в Киев.

Важнейшая черта создававшегося государства – завоевание сла­вянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продол­жался: в княжение Игоря (912–945) и Ольги (945–957) были при­соединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отка­завшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» – размер дани и «погос­ты» – места сбора дани.

Становление государства продолжалось при князе Святославе Игоревиче (964–972) – талантливом полководце и видном государственном деятеле. Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побере­жье, построил город Тмутаракань на Тамани, отразил натиск печенегов, за­ключил с Византией договор о ненападении.

При Владимире Святославовиче (980–1015) все земли восточных славян объеди­нились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», то есть царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского регио­на, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат. Князь Владимир переносит центр тяжести своей деятельности с внешней политики на упрочение государственной власти. Европейские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир после военных походов никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле и Стугне также говорило о том, что он намерен защищать государство от набегов кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом ус­пешных государственных реформ.

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего евро­пейского государства, в развитии ее экономических, политических, се­мейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. кня­зем Владимиром христианства. Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил государственную реформу, выра­зив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ни в чем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объ­единения древнерусского общества.

Русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой. Новая религия укрепляла государственную власть, авторитет князя. Принятие христианства способствовало смягчению нравов, оно ут­верждало идею равенства людей перед Богом. Пригла­шенные из Византии мастера возводили каменные здания и храмы, расписывали их, украшали мозаикой. Появилась письменность, рас­пространялись знания, было введено летописание. Укреплялись связи с христианскими странами. Если раньше восточные славяне были в гла­зах Запада «варварами», «скифами», то теперь они становились еди­новерцами.

Наивысшего могущества Киевская Русь достиг­ла при Ярославе Владимировиче Мудром (1019–1054). Он обезопасил страну от на­бегов печенегов, укрепил ее позиции в Прибалтике. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничая с самим Царьградом (Константинополем). Рос международный авторитет Руси. Европей­ские королевские дворы стремились породниться с семьей великого князя. Он сам был женат на шведской принцессе Ингигерд, а дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Составление «Русской Правды» – первого свода законов Древней Руси – также связывают с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения, защищая собственность, жизнь и имущество.

Владимиру Мономаху (1113–1125) и его сыну Мстиславу (1125–1132) какое-то время удавалось удерживать единство русских земель. После смерти последнего Русь распалась на отдельные княжества-государства. На­ступил период феодальной раздробленности, который в истории на­зывают еще «удельным периодом».

Киевскую Русь историки рассматривают как ранне­феодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных зе­мель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управ­ление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться васса­лами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: пpeстол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику. В целом такой принцип наследования не способствовал ук­реплению политической устойчивости государства.

Великий князь выполнял функции законодателя, военного пред­водителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средст­вом принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных ин­тересов и населения страны от врагов.

Верховным органом власти в русских землях X–ХП вв. было народное собрание – вече, являвшееся высшей формой самоуправления. В древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: «Князь в Ки­евской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь дол­жен был заключить «ряд» (договор) с народным собранием – «вече». Состав веча был демокра­тичным. С помощью веча народ влиял на ход об­щественно-политической жизни». Поэтому политичес­кий строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и обществен­ные институты, восходящие к древности, но строившиеся на террито­риальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы.

Города управлялись княжескими посадниками. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. На них выбирались и руководители народного ополчения – тысяцкие, сотники, десятники. Места сбора дани, торговли, религиозных праздников называли погостами. Они были центрами нескольких общин. Общинами руководили старосты, избираемые на деревенских сходках. Все владения общины делились на общественные и личные.

Древняя Русь была частью Европы, развивалась в том же темпе и в том же направлении. Отличала страну внутренняя сплоченность, всенародное единство. К XI в. имя «Русь» приобрело этногосударственное значение. В пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской народности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.