Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности правового статуса органов власти отдельных субъектов




Система органов государственной власти устанавливается в конституциях республик, уставах других субъектов РФ. Она строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Например, Конституция Республики Адыгея предусматривает, что государственную власть в ней осуществляют Президент Республики Адыгея как глава государства и глава исполнительной власти, Государственный Совет как высший орган представительной и законодательной власти, Кабинет Министров как орган исполнительной власти, суды как органы судебной власти (ст. 7). Конституция Республики Дагестан устанавливает, что государственную власть в ней осуществляют Народное Собрание Республики Дагестан, Государственный Совет, Правительство, суды (ст. 7). В соответствии с Конституцией Карелии главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республики Карелия является избранный всем населением Председатель Правительства (ст. 64).

В ряде республик — Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Саха (Якутия) — действуют двухпалатные парламенты. В Республике Тыва наряду с традиционными органами власти Конституция предусматривает создание специфического органа — Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва как органа всенародного свободного волеизъявления, который наделяется исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию (ст. 6).

Во многих республиках учреждены конституционные суды (Татарстан, Бурятия, Адыгея и др.), они как правило немногочисленны и насчитывают от 5 до 9 судей.

В компетенцию конституционных судов республик входит:

1) толкование конституции республики;

2) разрешение споров о компетенции;

3) защита конституционных прав граждан;

4) контроль конституционности деятельности политических партий и иных общественных объединений на территории республики и др.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (названия этих органов устанавливаются в уставах). Имеются некоторые особенности организации органов законодательной власти в ряде этих субъектов. Законодательное Собрание Свердловской области состоит из двух палат: областной Думы и палаты представителей. Московская городская Дума определяется как представительный орган городского самоуправления и как представительный и законодательный орган государственной власти города Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).

Исполнительная власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляется губернатором, главой администрации, администрацией области и т.д. Московская городская администрация является исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).



В пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Органы исполнительной власти субъектов и федеральные органы исполнительной власти могут взаимно передавать друг другу осуществление части своих полномочий (ст. 78). Такая передача осуществляется в соглашениях между соответствующими органами исполнительной власти.

Право приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, если они противоречат федеральной Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина, принадлежит Президенту РФ (ч. 2 ст. 85).

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов (ч. 1 ст. 85).

Субъекты Федерации имеют свою официальную символику - герб, флаг, гимн, правовой статус и порядок использования которых устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

 

  1. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал