Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность Правительства РФ.






Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.

1) Правительство само может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Обычно такое решение принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной, хотя для этого, как свидетельствует зарубежная практика, всегда имеются серьезные причины (кризис в экономике, всеобщие забастовки и т.д.). Подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления (прошения) Правительства о своей отставке бывают редко. По действующему законодательству отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом, т.е. всех министров и заместителей Председателя Правительства.

Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе.

2) Президент может самостоятельно принять решение об отставке Правительства. Отставка Правительства по решению Президента (п. 2 ст. 117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства.

3) выражение недоверия Правительству Государственной Думой. Вотум недоверия - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.

Предложение о выражении недоверия Правительству вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.

Процедура обсуждения в Государственной Думе предложения о недоверии Правительству предусматривает определенную последовательность, в частности:

- право Председателя Правительства выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству; возможность для депутатов задать вопросы Председателю и членам Правительства и лично высказаться за выражение доверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление представителей фракций и депутатских групп и т.д.

О выражении недоверия Правительству проводится открытое голосование, причем палата вправе принять решение о поименном голосовании. Постановление Государственной Думы о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов, с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем обратим внимание на такой существенный факт. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, упомянутым в ст. 117, в течение года после ее избрания. Следовательно, в этот период у Президента нет альтернативы выбора - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы. В течение первого года возможна только отставка Правительства.

Выражение недоверия Правительству и его отставка - есть государственно-правовая ответственность Правительства перед Государственной Думой и перед Президентом.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента Российской Федерации Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

  1. Судебная система России. Конституционные принципы правосудия

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г. Вопросы организации и деятельности судов РФ конкретизируются в ряде ФКЗ: «О Конституционном Суде РФ» от 21.07 1994 г.; «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 г.; «О военных судах в РФ» от 23.06.1999 г.и др.

Согласно ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ», в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему РФ.

К федеральным судам относятся.

- Конституционный Суд РФ;

- Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции,

- Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся, конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 17. ФКЗ регулирует порядок создания и упразднения судов. В соответствие с ней, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов.

Федеральная судебная система

1) Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.

2) Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и:

- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции.

- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск.

- дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются ФКЗ.

В эту же категорию судов входят:

а) Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа - в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

б) Районный суд - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

в) Военные суды - создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, в пределах своей компетенция рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3) Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Нижестоящими по отношению к нему являются:

а) Федеральный арбитражами суд округа - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

б) Арбитражный суд субъекта РФ - в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

4) Статья 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» регулирует порядок создания специализированных федеральных судов, согласно которой специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий ФКЗ.

К судам субъектов РФ относятся:

1) Конституционный (уставный) суд субъекта РФ - создается субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2) Мировой судья - в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в РФ.

Судебной власти посвящена гл.7 Конституции РФ. В системе разделения властей судебной власти традиционно отводится особое место, она является важнейшим компонентом правового государства и выполняет следующие функции:

1) обеспечивает реализацию принципа разделения властей, предотвращает
концентрацию абсолютной власти в руках какого—либо одного органа государства;

2) уравновешивает законодательную и исполнительную власти;

3) исключает применение силы при разрешении конфликтов;

4) способствует гражданскому обществу в осуществлении контроля над
государственным аппаратом;

5) обеспечивает принятие правовых законов и их реализацию;

6) гарантирует принцип верховенства Конституции и законов над другими
нормативными актами;

7) защищает права и свободы личности.

Конституционные принципы деятельности судебной власти можно классифицировать на принципы организации судебной власти, принципы, определяющие статус судейского корпуса и принципы функционирования судебной власти.

К принципам организации судебной власти относятся:

1) Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим ФКЗ, не допускается.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства,

2) Самостоятельность и независимость судебной власти

- Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

- Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

- Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Принципы, определяющие статус судейского корпуса о пределены Конституцией РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ» и Законом РФ «О статусе судей РФ» от 26.06.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. К ним относят:

1) Независимость судей

- судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ;

- в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

- лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную ФЗ.

2) Несменяемость судьи

- Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия, т.е. судьи назначаются на свои должности до достижения 65 лет, за исключением судей Конституционного суда, срок полномочий которых 15 лет, а предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

- Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по
решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

3) Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются ФЗ «О статусе судей в РФ». Неприкосновенность распространяется на жилище, служебное помещение судьи, транспорт, средства связи, корреспонденцию, имущество и документы. Запрещается привлекать его к административной и дисциплинарной ответственности, предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности.

Принципы функционирования судебной власти

1) Равенство всех перед законом и судом

- Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно в по другим не предусмотренным ФЗ основаниям.

2) Участие граждан в осуществлении правосудия

- Участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

- Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

- За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

3) Гласность в деятельности судов

- Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных ФЗ (когда открытое разбирательство противоречит интересам охраны государственной тайны или когда необходимо предотвратить распространение сведений об интимной стороне жизни участвующих в деле лиц).

4) Состязательность и равноправие сторон

- Разделяются функции защиты и обвинения, и стороны при отстаивании своей позиции имеют равные правовые возможности.

Соблюдение вышеназванных принципов обеспечит демократичность судебной власти, ее самостоятельность и осуществление правосудия в рамках закона.

 

  1. Конституционный Суд Российской Федерации (состав, порядок формирования, компетенция, решения)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.