Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция Президента РФ






Компетенция Президента РФ обусловлена особым местом главы государства в системе государственной власти и определяется конституционными нормами и действующим законодательством.

Обширные прерогативы Президента можно подразделить на следующие группы.

1. Внешнеполитические полномочия. В соотв. со ст. 86 Конституции РФ, Президент осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Согл. ФЗ «О международных договорах РФ» 1995 г., Президенту не требуется какое-либо удостоверение его полномочий; Президент подписывает ратификационные грамоты, которые подтверждают обязательность м\н договоров для России, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.

2. Полномочия в области обороны и безопасности. Президент является Верховным главнокомандующим ВС РФ; определяет структуру и состав ВС; присваивает высшие воинские звания, утверждает положения о порядке прохождения военной службы, положения о Министерстве Обороны, Генеральном штабе, планы гражданской обороны; издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а так же об увольнении с военной службы. Глава государства определяет основные направления реформы в области обеспечения обороны и безопасности (утверждает Военную доктрину государства, Концепцию национальной безопасности). Президент вводит военное и чрезвычайное положение на всей территории РФ, либо на отдельной ее части (указы по этому вопросу подлежат утверждению Советом Федерации).

3. Полномочия Президента по участию в законодательном процессе. Президенту принадлежит право законодательной инициативы; право внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ; право давать заключения на законопроекты, содержащие замечания и конкретные предложения; право наложения вето на законы, принятые Федеральным Собранием (причины: несогласие с отдельным положением закона; противоречие закона Конституции РФ или федеральному законодательству; несоблюдение правил юридического составления законов). Вето налагается на 30-40% законов, принимаемых Федеральным Собранием; право Президента возвращать законы без рассмотрения, если нарушен порядок их принятия; право подписания и обнародования законов.

в Парламенте интересы Президента представляют его полномочные представители, которые участвуют и в работе согласительных комиссий;

4. Исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия. Назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы), освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров (по предложению главы Правительства); утверждает структуру органов исполнительной власти. Президенту принадлежит право отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ, если последние противоречат Конституции РФ, федеральным законам или указам Президента. Кроме того, глава государства вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации. Контрольные функции Президента РФ проявляются в его праве роспуска Государственной Думы, освобождения от должности Председателя Правительства, отдельных министров (ГД не может быть распущена, если действует ЧП, либо, если выдвинуто обвинение против Президента, либо, если до окончания срока полномочий Президента остается 6 месяцев).

5.Полномочия в области взаимоотношений с судебной властью. Президент обладает правом обращения в Конституционный Суд; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности председателей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, а так же Генерального прокурора (вносит в СФ предложение об освобождении его от занимаемой должности). В соотв. с Постановлением Конституционного Суда от 1.12.99 г. Президент обладает полномочиями по изданию акта об отстранении от должности Генерального прокурора в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Полномочия Президента по участию в формировании судебных органов власти не распространяется на конституционные (уставные) суды субъектов Федерации, а так же на мировых судей.

6. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности. Решает вопросы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Акты Президента РФ. Согл. ст.90 Конституции РФ, Президент издает указы и распоряжения. Эти правовые акты обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ. Акты главы государства носят подзаконный характер, в связи с тем, что Конституция закрепляет верховенство закона. Правовые акты Президента не подлежат утверждению представительными органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Исключение составляют указы о введении чрезвычайного и военного положения.

Основным правовым актом, издаваемым Президентом, является Указ.

Их можно классифицировать следующим образом:

- исполнительные указы (указы исполнительного характера, которые определяют порядок реализации ФЗ);

- директивные указы - они состоят из поручений Правительству, федеральным органам исполнительной власти;

- программно - политические акты - определяют основные направления внутренней и внешней политики государства;

- нормативные указы, которые устанавливают юридические нормы.

Помимо названной классификации указы Президента можно разделить на 2 основные группы: - нормативные (правотворческие) и ненормативные (индивидуальные) указы.

Нормативный (правотворческий) указ - это юридический акт главы государства, носящий неперсонифицированный характер, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений и рассчитанный на постоянное или длительное действие.

Такие указы породили проблему «указного» права в России. «Указное» право получило развитие, начиная с 1991 г. Его существование объяснялось отсутствием ряда важнейших федеральных законов. Целью указного правотворчества выступает обеспечение непрерывности правового регулирования общественных отношений.

Ненормативные (индивидуальные) указы - это форма выражения властных полномочий Президента по конкретным вопросам. Они рассчитаны на однократную реализацию и всегда персонифицированы (всегда адресованы какому - то лицу).

Вторым по значимости актом является распоряжение. Распоряжения всегда ненормативные и подзаконны. В форме распоряжений решаются оперативные и кадровые вопросы.

Кроме указов и распоряжений Президент издает акты, имеющие программно - политическое содержание. Взгляды Президента на ту или иную проблему отражаются в посланиях, программах, концепциях, доктринах и стратегиях.

В качестве актов главы государства выступают также: запросы в Конституционный Суд, письма Президента, которыми оформляется отлагательное вето, а также заключения на проекты ФЗ.

Все акты Президента РФ можно подразделить на:

1) акты, издаваемые в целях реализации внутренних функций главы государства (решение социально — экономических вопросов) и внешних функций главы государства (назначение дипломатических представителей);

2) постоянные и временные (например, временный - о введении чрезвычайного положения);

3) единоличные и совещательные (например, единоличные - о награждении,
формировании Совета Безопасности; совещательные - о назначении Председателя
Правительства РФ).

Акты Президента подлежат опубликованию в течение 10 дней после их принятия. Они вступают в силу на всей территории РФ по истечении 7 дней после их опубликования.

Прекращение полномочий Президента РФ. Ст. 92 Конституции РФ называет 3 основания прекращения полномочий Президента досрочно:

1. отставка Президента (по собственному желанию);

2. стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. отрешение от должности.

Порядок прекращения полномочий Президента в первых двух случаях законодательно не регламентирован. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.05.2000 г. По делу «О толковании ст. 91 и ст.92 Конституции РФ», Конституционный Суд пришел к выводу, что неспособность по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, представляет собой невозможность для главы государства принимать решения, вытекающие из его полномочий, в связи с расстройством функций организма, носящих необратимый характер. В этом случае волеизъявление Президента может и не являться обязательным условием для досрочного прекращения его полномочий (согласия Президента могут и не спросить, вопрос о прекращении полномочий будет решать специальная комиссия).

Конституционный Суд подчеркивает, что порядок досрочного прекращения полномочия Президента РФ не может быть упрощенным.

Отрешение Президента от должности - форма политической ответственности главы государства перед парламентом и народом. В процедуре отрешения принимает участие, как законодательная власть (в лице ГД и СФ), так и судебная власть (в лице Верховного и Конституционного судов)

Согл. Ст. 93 КРФ, предложение о выдвижении обвинения должно исходить от группы депутатов ГД, численностью не менее 1\3 от общего числа депутатов, т.е. 150 чел. Обвинение должно быть обоснованным, т.е. содержать указания на конкретные признаки преступления, вменяемого Президенту.

Президент может быть отрешен только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения направляется Государственной Думой на рассмотрение специальной комиссии. Спецкомиссия состоит из Председателя, его заместителя и членов комиссии, общее число которых не превышает 10-15 человек. Состав спецкомиссии формируется на основе пропорционального представительства всех депутатских объединений и групп. Одновременно с этим, направляется запрос в Верховный Суд РФ, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков состава преступления.

Предложение о выдвижении обвинения, заключение спецкомиссии, а также заключение Верховного Суда РФ рассматривается на заседании Государственной Думы. По результатам рассмотрения принимается постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ 2\3 голосов от общего числа депутатов ГД.

Это постановление в течение 5 дней направляется в Совет Федерации. Совет Федерации направляет запрос в Конституционный Суд РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Если порядок не соблюден, обвинение прекращается. Постановление СФ об отрешении Президента от должности принимается большинством в 2\3 голосов от общего числа членов СФ (119).Решение об отрешении Президента от должности должно быть принято СФ в 3-х месячный срок, в противном случае, обвинение считается отклоненным.

В соотв. со ст. 92 ч.2 КРФ, во всех случаях, когда Президент не способен осуществлять свои полномочия, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. В Постановлении КС РФ от 6.06.1999 г. По делу «О толковании положений ст. 92 ч.2 КРФ» КС пришел к выводу, что Председатель Правительства исполняет обязанности Президента в случае досрочного прекращения полномочий и во всех других случаях. Президент, не способный осуществлять полномочия, своим актом возлагает их на Председателя Правительства (до возвращения действующего или вступления в должность нового Президента РФ).

  1. Совет Федерации Федерального Собрания (полномочия, порядок формирования, внутреннее устройство, акты).

В соотв/ с К. - СФ " верхней" палатой ФС. В действ. СФ выполняет три осн. задачи: 1) не позволяет нижн. палате принимать не до конца продуманные законы; 2) ограничивать злоупотребления исполнит. власти (в т.ч. и главы государства); 3) обеспечивать интересы отдельных терр. или национально-терр. общностей.

Формирование СФ. В соотв. с К. РФ и ФЗ от № 192 95г. " О порядке формирования Совета Федерации РФ" в СФ входят в качестве его членов по два представителя от каждого из S-в РФ (главы законодат. и исполнит. органов гос. власти субъкта). Если в S двухпалатный законод. орган, то представитель в СФ определяется обеими палатами.

По Закону формирование СФ происх. по должностному принципу - но скорее по смешаному, т.к. главы зак. и исп. органов S-в д.б. избраны гражданами S РФ (свободные, альтернативн., всеобщ., прямые выборы). А глава законод. органа гос. власти S РФ д.б. избран как депутат в данный орган, затем из депутатов - избран главой его.

Сроков полномочий СФ (по К.) законодательству не имеет. Т.к. меняются только члены СФ (при новых выборах в S). Мандатная комиссия СФ признает полномочия новых членов СФ, освобождает прежних. При переизбрании членство в СФ продлевается.

Внутренняя структура СФ. Исходя численности S-в РФ (89), число членов СФ д.б. - 178 чел. Из своего состава СФ избирает Председателя СФ и заместителей Председателя СФ (они не м.б. представителями от одного S РФ).

При голосовании на эти посты необходимо получить более половины голосов всех членов СФ. Результаты голосования оформляются постановлениями СФ. Председатель и заместители ведут заседания палаты; ведают внутр. распорядком, организуют работу всех органов и структурных подразделений СФ. Полномочия и статус этих лиц, закреплены в Регламенте СФ, утвержденном постановлением СФ № 42-СФ 96г.

В соотв. с К. РФ и Регламентом СФ из состава членов СФ образ. комитеты, комиссии СФ.

Комитеты СФ явл. постоянно действ. органами палаты. Они осущ.: подготовку заключений по проектам ФЗ и ФКЗ, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют проведение парламентских слушаний; решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты.

В состав комитетов входят все члены СФ, (кроме Председ. и заместителей). Член СФ м.б. членом только 1 комитета. Численный состав комитетов определяется СФ (но не менее 10). Состав комитета СФ утверждается большинством голосов всех членов СФ и оформляется постановлением СФ. Председатель, заместители избираются большинством голосов всех членов СФ - утверждение их оформляется постановлением СФ.

Комитеты:

- по конст. зак-ву и судебно-правовым вопросам

- по вопросам безопасности и обороны

- по бюджету, фин., валют. и кредитному регулированию, ден. эмиссии

нал. политике и тамож. регулированию

- по вопросам эк. политики

- по м/н делам

- по аграрной политике

- по науке, культуре и образованию, здравоохранению и экологии

- по делам Федерации

- по делам Севера

СФ может ликвидировать комитеты и образовывать новые комитеты СФ. Постоянные и временные комиссии (из членов комитетов СФ, Председателя, заместителей). Вр. комиссии созд. для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

Мандатная комиссия (из членов СФ) (постоянно действующая). - по вопросам признания переизбрания членов СФ.

Комиссия по регламенту и парламентским процедурам (для контроля за соблюдением Регламента) (постоянно действ.)

Также СФ м. образовывать Аппарат СФ (обеспечение деятельности).

Формы работы СФ - очередные и внеочередные пленарные заседания, заседания комитетов и комиссий… Проведение и формирование повестки заседаний СФ, голосования, парламентские слушания и пр. закрепляются и регулируются Регламентом СФ.

Структура СФ: 1) Председатель и его замы (избираются членами палаты и не представляют один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по вопросам деятельности Совета (их численность не менее 10 человек, где члены палаты входят в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Фед. Собрания и управляет распорядком деятельности, и направляет законопроекты в Гос. Думу, осуществляет представительские функции палаты с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение и освобождение вышестоящих должностных лиц гос-ва: судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного, Ген. прокурора РФ, Председателя Счетной палаты и др.; 2) вопроса о использовании Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Гос. Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ.

Конституция определяет полномочиями Совета Федерации, закрепленными в РФ ст. 102.

*При рассмотрении пунктов “б” и “в” следует иметь в виду, что Президент России в соответствии со ст. 88 Конституции имеет право вводить чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 и военное. В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию.

*Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания.

*Кадровые назначения, указанные в пп. “ж” и “з”, осуществляются по представлению Президента РФ (п. “е” ст. 83).

*Счетная палата — специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля над исполнением федерального бюджета

Компетенция:

- право законодат. инициативы

- одобрение (неодобрение) принятых ГД ФЗ и ФКЗ.

- утверждение (не утверждение) указов Презид. РФ о введении военного (чрезвычайного) положения

- решение вопроса о возможности использования Вооруж. Сил РФ за пределами территории РФ

- назначает выборы Презид.

- принимает (отклоняет) решение об отрешении Презид. от должности

- назначает судей Конст. Суда, Верх. Суда, Высш. Арбитражного Суда РФ

- назначает (освобождает) Ген. прокурора

- утверждает изменения границ между S РФ.

Акты СФ. СФ принимает постановления. Постановления СФ д. издаваться на основании и в соотв. с К., ФЗ и ФКЗ. Постановления СФ могут носить нормативный и не нормативный характер. Порядок принятия постановлений СФ регулируется Регламентом СФ. Порядок опубликования и вступления в силу постановлений ФС рег. ФЗ 1994 г. № 5 " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат ФС РФ" - акты палат ФС д.б. офиц. опубликованы (или они не м. применяться). Акты публикуются не позднее 10 дней со дня принятия в

" Российской газете", или Собрании законодательства РФ. Акты палат ФС направляются для официального опубликования Председателями палат, или заместителями председателей. Акты вступают в силу на всей терр.

РФ по истечении 10 дней со дня их офиц. опубликования (если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу).

  1. Государственная Дума Федерального Собрания (полномочия, порядок выборов, основания для роспуска, внутреннее устройство, акты).

ГД - нижняя палата ФС РФ. В соотв. с ФЗ 09.06.1995 " О выборах депутатов ГД ФС РФ" и др. ФЗ. депутаты ГД избир-ся путем всеобщих, прямых, альтернативных выборов на 4 года. Депутатом ГД м.б. избран гражданин РФ, 21 года (Не м.б. избранны недееспособные и в местах лишения свободы). Выборы назнач-ся Президентом в указанный срок. Если не назначил в срок, то выборы провод-ся Центральной Избират. Комиссией. Избираются: 225 чел. По мажоритарн. принципу по одномандатным избирательным округам; др. 225 чел. избир-ся по единому избират. округу по пропорциональному признаку. Начало работы (1-ое заседание): на 30-й день после избрания ГД - открывается старейшим по возрасту. Президент РФ м. созвать заседание ГД ранее этого срока. Г.Д. м. начать работу при наличии 2/3 ее состава.

Внутр. структура:

а) Председатель ГД

б) Заместители председателя

в) Комиссии (счетная, по контролю за электронной системой голосования, по

Регламенту ГД)

г) Комитеты - 28 шт. (по труду и соц. политике, по аграрным вопросам, по

обороне, по м/н делам)

д) Совет ГД

е) Депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ), из которых 225 получают мандаты исходя из числа голосов, поданных за партийный список, согласно числу голосов избирателей за партию. К распределению мандатов допускаются партии, за которые голосовало не менее 7 % избирателей учавствующих в выборах.

Другие 225 мест замещаются непосредственно кандидатами, которые получили большинство голосов по одномандатному избирательному округу.

Депутаты работают на проф. основе и не могут занимать гос. должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.Основная функция Гос Думы РФ – обсуждение и принятие Ф/К/З и ФЗ. Структура и полномочия включает в себя: Председателя 1) ведет заседания палаты; 2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты; 3) организует работу Государственной Думы; 4) представляет палату во взаимоотношениях с РФ, иностранными гос-ми, гос. органами., первых замов и замов (они избираются из числа депутатов Гос.Думы на первом заседании имеют право решающего голоса); Совет (осуществляет предварительную подготовку и рассмотрение орг. вопросов деятельности палаты, и готовит законопроекты к обсуждению на заседании палаты); Депутатские объединения вправе на своих заседаниях принимать решения они имеют рекомендательный характер (фракции и депутатские группы отстаивают интересы партии); Комитеты и комиссии (создаются для решения отдельных задач Гос. Думы).

Иные полномочия (ст. 103 Конституции РФ): 1) внесение Думой или ее депутатами законопроектов на обсуждение палаты; 2) кандидатуры Председателя Правительства РФ предложенной Президентом РФ; 3) вопрос о доверии Правительству РФ; 4) назначение и освобождение Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и части её аудиторов, Уполномоченного по правам человека; 5) объявление амнистии; 6) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения.

К полномочиям ГосДумы Конституция относит ст. 103.

*К п. “б” - согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед ГосДумой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений предусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий между Президентом РФ и Государственной Думой. Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117).

*К п. “д” - этот институт (УПЧ) является новым для РФ, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры.

* Амнистия - акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления.

*К п. “ж” - нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

Компетенция ГД - совокупность полномочий, установленных К. Полномочия ГД не м. изменяться или дополняться, иначе как путем принятия ФКЗ.

1) группа полномочий - в сфере законодательства:

- законопроекты вносятся только в ГД

- депутаты ГД обладают правом законодат. инициативы

- ФКЗ считается принятым после одобрения его 2/3 голосов депутатов ГД.

2) группа полномочий:

- дача согласия Президенту по кандидатуре Председателя Правительства.

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя ЦБ РФ

- назначение (освобождение) должности Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов

- назначение (освобождение) должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Акты ГД. ГД по вопросам ее ведения принимает такой вид юридического акта как постановление, кот. носит подзаконный характер. Порядок опубликования и вступления в силу актов ГД регулируется ФЗ.

  1. Федеральный законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс – это строго регламентированная процедура, включающая в себя ряд последовательных стадий, которые обеспечивают принятие нормативно – правовых актов. Эта процедура регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Принципы законодательного процесса:

1) поэтапность (последовательное движение законопроектов);

2) планирование;

3) публичное обсуждение законопроектов;

4) правовое обеспечение;

5) согласование спорных решений;

7) демократизм и законность.

Цели законодательного процесса:

- принятие поправок к действующей Конституции РФ;

- принятие ФКЗ и ФЗ;

- внесение изменений и дополнений в действующие законы СССР и РФ.

В законодательном процессе участвуют Президент РФ, Совет Федерации и другие субъекты права законодательной инициативы (согл. ст.104), Государственная Дума, органы официального опубликования законов. В этом процессе участвуют также полномочные и официальные представители Президента в Государственной Думе и Совете Федерации, представители Правительства РФ в палатах Федерального Собрания, представители федеральных министерств (статс-секретарь в ранге заместителя министра), работники Администрации Президента РФ, аппаратов Правительства РФ и палат Федерального Собрания, ученые, эксперты.

Конституция выделяет два вида федеральных законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов — федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации (ст. 76).

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76). К правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Все правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15), федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Конституция предусматривает принятие федеральных законов, затрагивающих практически все сферы государственной, экономической, социально-культурной жизни. Федеральный закон от 4 марта 1998 г, " О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" предусматривает еще одну форму нормативного правового акта, а именно закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Следует иметь в виду, что законы и другие правовые акты, которые действовали на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года, применяются в части, не противоречащей ей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.