Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Клинические и лабораторные этапы изготовления протезов




1. препарирование опорных зубов;

2. получение оттисков;

3. отливка моделей (разборно-рабочей и вспомогательной);

4. нанесение компенсационного лака на опорные зубы;

5. установка в артикулятор;

6. изготовление восковых репродукций будущей коронки;

7. формирование литниковой системы;

8. установка восковой конструкции с литниковой системой в кювету;

9. замешивание формовочной массы и паковка восковой репродукции в кювету;

10. проведение процесса литья;

11. извлечение готового литья из кюветы и обработка каркаса;

12. удаление окисной пленки в пескоструйном аппарате;

13. проверка металлического каркаса в полости рта пациента;

14. нанесение первого опакового слоя керамики и обжиг;

15. нанесение второго опакового слоя керамики и обжиг;

16. нанесение первого дентинного слоя керамики и обжиг;

17. нанесение второго дентинного слоя керамики обжиг;

18. нанесение эмалевого слоя керамики и обжиг;

19. нанесение прозрачной керамической массы;

20. предварительная проверка конструкции протеза в полости рта пациента;

21. нанесение глазури и обжиг;

22. припасовка и временная фиксация конструкции протеза в полости рта;

23. постоянная фиксация конструкции в полости рта пациента;

Препарирование зубов под металлокерамические коронки является самым трудоемким и ответственным моментом при этом виде протезирования и имеет ряд характерных особенностей. Ввиду того, что сошлифовыванию подлежит значительный слой твердых тканей, препарирование следует проводить при обязательном местном обезболивании.

Препарирование зубов под искусственные коронки проводится в не-сколько последовательных этапов:

1. планирование на диагностических моделях с помощью параллелометра объема сошлифовывания твердых тканей на различных поверхностях зуба;

2. сепарация контактных поверхностей для отделения зуба от соседних;

3. сошлифовывание экватора вестибулярной и оральной поверхности;

4. сглаживание граней зуба

5. препарирование придесневой части зуба.

Приступая к протезированию, важно точно представлять объем хирургического вмешательства, который зависит не только от толщины колпачка (она всегда примерно одинакова), но и от места расположения фарфоровой облицовки. На верхних передних зубах фарфоровая облицовка располагается на вестибулярной и контактной поверхностях колпачка. Особое внимание уделяется вестибулярной стенке. Снимаемый слой ткани у резцов и клыков равен 1—1,5 мм.

При препарировании резцов верхней челюсти с контактных поверхностей снимают до 1 мм ткани, как и с аналогичных поверхностей клыков, не забывая при этом, что толщина стенок на мезиальной поверхности всегда меньше, чем на дистальной. Препарирование всех передних верхних зубов с небной стороны проводится только на толщину металлического колпачка.



Подготовка фронтальных зубов на уровне шейки проводится без уступа. По вестибулярной поверхности и режущему краю клыков, а также с язычной стороны до бугорка можно снимать до 1,5 мм тканей, а с контактных - до 1 мм. Особую осторожность следует проявлять при препарировании шейки зуба, где необходимо отступать от уровня десны на 1-1,5 мм. Однако это возможно лишь при условии, что эти поверхности не видны при разговоре и улыбке. У первых и вторых премоляров облицовывают вестибулярные поверхности, щечные и небные бугорки. Между последними остается полоска металла, не покрытая фарфором. Соответственно с вестибулярной поверхности сни-мается слой тканей до 2 мм, а с бугорка - 1,5-2 мм. Мезиодистальная бороздка верхних премоляров является опасной зоной, и слой снимаемых здесь тканей не должен превышать 0,5-1 мм.

У первого моляра верхней челюсти фарфором облицовывают только переднещечный бугорок, видимый при улыбке и разговоре. Исходя из этого и слой снимаемых тканей может доходить до 2 мм. При необходимости расширить площадь облицовки возможно некоторое утолщение её вестибулярной поверхности, это не вызовет нарушения речи или несоответствия эстетическим требованиям.

У нижних премоляров и первых моляров фарфором покрывают жевательные, вестибулярные и язычные поверхности. Последние две можно облицовывать до экватора, поскольку они видны при улыбке и разговоре, особенно у лиц небольшого роста. Слой снимаемых здесь тканей составляет 1,5-2 мм. Моляр с язычной стороны фарфором можно не покрывать.



Вторые и третьи нижние и верхние моляры не облицовывают, поэтому их препарируют только на толщину металлического колпачка.

Контактные и боковые поверхности препарируются на конус под углом не более 5-7°. На сагиттальном распиле такой зуб должен напоминать разносторонний треугольник с очень острым углом, поскольку режущий край сходит на нет.

Оттиск для изготовления металлокерамической коронки должен точно отображать рельеф протезного ложа и передавать мельчайшие детали взаимоотношения коронки зуба и десны. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает методика получения двойного оттиска.

Для получения этого оттиска применяются специальные силиконовые оттискные массы (сиэласт-05; экзафлекс и др.). Они состоят из нескольких паст: паста высокой вязкости для получения предварительного оттиска и паста низкой вязкости для снятия окончательного оттиска. Кроме того, в экзафлексе, вигалене и некоторых других оттискных массах есть паста средней вязкости, которую можно вводить в десневую бороздку, каналы и полости в зубе с помощью специального шприца с канюлей.

До препарирования зуба снимают оттиск с зубного ряда густой пас-той. После препарирования этот оттиск заполняют жидкой пастой—и вновь вводят на зубной ряд. Двойной оттиск позволяет получить четкие отпечатки деталей поверхности зуба: пазов, уступов, полостей и точно отражает рельеф шейки зуба и расширяет десневую бороздку. Если с помощью двойного оттиска не произошло раскрытия десневого кармана, то перед снятием окончательного оттиска десневой карман расширяют введением в него на 15-20 минут хлопчатобумажных нитей, смоченных 0,05-0,1% раствором галазолина, нафтизина, санорина или оростата. Для разширения зубочелюстной борозды используются ретенционные нити или ретенционные кольца пропитанные анестетиком.

При снятии оттисков для изготовления металлокерамических используется индивидуальная ложка. Заранее припасованная в полости рта, она может создать различную степень нагрузки на ткани протезного ложа и обеспечить наилучшее отображение протезного ложа.

Изготовление по полученным оттискам рабочие модели составляются в положение центральной окклюзии после определения центрального соотношения челюстей в полости рта больного с помощью восковых базисов с окклюзионными валиками.

Полученные оттиски используют для изготовления комбини-рованных моделей с опорными зубами из высокопрочных сортов гипса. В отпечатки препарированных зубов устанавливают штифты и фиксируют их в оттиске. Для удаления избытка воздуха из прочного гипса рекомендуется при его размешивании использовать специальные вакуумные установки (типа "мультивак"). Второй слой обычного гипса заливается после установки ретенциоиных приспособлений, обеспечивающих механическое соединение первого и второго слоя. При изготовлении металлокерамических коронок на несколько рядом стоящих зубов, а также при изготовлении мостовидных протезов следует обеспечить параллельное расположение штифтов в корпусе модели Для этого разработаны специальные приборы — фиксаторы штифтов.

Оттиск с отлитыми из прочного гипса зубами и фиксированными в нем штифтами окончательно заливают обычным медицинским гипсом. После затвердевания гипса слепок удаляют, а модель распиливают Лобзиком между опорными зубами на всю толщину высокопрочного гипса. Модель каждого опорного зуба снимают, обрабатывают боковые поверхности корневой части до уступа или шейки, строго придерживаясь ее периметра и профиля поперечного сечения, и вновь устанавливают на свое место, проверяя качество изготовления и точность установления на модели. Для компенсации усадки сплава, из которого изготавливается колпачок, модельную культю препарированного зуба дважды покрывают лаком.

Приготовление полноценного в функциональном отношении протеза невозможно без применения современных приборов, воспроизводящих движения нижней челюсти.

Артикулятор выполняет две основные функции:

1. диагностическую (визуальное обследование соотношения зубных рядов верхней и нижней челюстей путем точной ориентации диагностических моделей из супергипса в артикуляторе);

2. основную, т.е. использование его при изготовлении ор-топедических конструкций.

Модель верхней челюсти позиционируется на столике таким образом, чтобы совпадали режущие края резцов с поперечной линией, срединные линии модели и столика. Указательными и большими пальцами необходимо жестко фиксировать модель верхней челюсти, а затем одну порцию гипса консистенции густой сметаны кладут на модель, а другую на цоколь верхней рамы. После этого раму аккуратно закрывают. Жесткая фиксация модели к столику необходима для предупреждения ее случайного смещения во время закрывания рамы.

После застывания гипса артикулятор переворачивается, и вместо столика к нижней раме пригипсовывается модель нижней челюсти. Для этого модель нижней челюсти составляют с моделью верхней челюсти в положении, зафиксированном восковой окклюкодограммой, или в по-ложении центральной окклюзии и пригипсовывают ее к раме артикулятора.

Для изготовления колпачка два сложенных вместе пластмассовых диска закрепляют в специальном зажиме и нагревают над пламенем горелки до пластичного состояния. Появление прозрачности по всей поверхности пластмассы свидетельствует о готовности ее к дальнейшей работе. Диски устанавливают над кюветой, заполненной мольдином или техническим пластилином, и вдавливают в них модельную культе препарированного зуба, полностью погружая ее в кювету. Такая процедура позволяет получать колпачок равномерной толщины. При остывании пластмасса быстро твердеет. Приготовленный пластмассовый колпачок снимают с модельной культи зуба и укорачивают на 0,5 мм выше уступа. Моделировочным воском уточняют колпачок в области уступа, удаляют внутренний колпачок толщиной 0,1 мм, предназначенный для компенсации усадки сплава, и передают пластмассовый колпачок в литейную лабораторию для замены металлом.

Остов колпачка может быть целиком смоделирован из воска по следующей методике. После нанесения на модельную культю зуба двух слоев компенсационного лака ее покрывают тонким слоем вазелинового масла и приступают к изготовлению восковой репродукции колпачка. Для этого, расплавив моделировочный воск в специальной емкости, несколько раз опускают в него модельную культю зуба. Воск наслаивают до получения необходимой толщины так, чтобы он полностью покрывал культю вместе с уступом. Коррекция толщины и формы воскового колпачка осуществляется путем наслоения или снятия воска специальным моделировочным инструментом, например, глазным скальпелем.

Моделирование колпачка, выполняющего в последующем роль металлического каркаса и несущего на себе керамическое покрытие, имеет ряд особенностей. Высокое качество литья может быть обеспечено при толщине стенки восковой репродукции колпачка не менее 0,4—0,5 мм. Это создает также определенный запас металла для механической обработки.

Для улучшения теплоотдачи и сокращения площади керамического покрытия на колпачке необходимо моделировать место перехода металлического каркаса в облицовочную часть. Этот участок называют по-разному, но чаще всего он обозначается как "воротничок" или "гирлянда". Ширина и толщина его, как уже было отмечено, определяются у каждого больного индивидуально перед протезированием.

Поверхность восковой репродукции колпачка должна быть гладкой, не иметь острых углов или плоских граней. В придесневой части колпачка и в месте перехода керамического покрытия в каркас на оральной и боковых поверхностях моделируется небольшой скошенный уступ. Следует избегать формирования уступа в месте соединения керамики с каркасом на окклюзионных поверхностях в зоне контакта зубов-антагонистов.

На восковой или пластмассовой заготовке колпачка моделируется литниковая система. Она состоит из отдельных литников, которые имеют вид столбиков из воска диаметром 2-2,5 мм и длиной 5-6 мм. Литники устанавливаются в наиболее толстой части колпачка на режущем крае или жевательной поверхности. Все литники объединяются так называемым питателем, имеющим диаметр 3-3,5 мм и моделируемым вдоль зубной дуги. Концы питателя соединяются между собой и с литниковым конусом. В тонкие места коронок, которые часто не отливаются, рекомендуется устанавливать небольшие восковые отростки, выполняющие роль отводящих воздух каналов. Колпачки с литниковой системой снимают с комбинированной модели и готовят по ней литейную форму.

При формовании необходимо внутреннюю поверхность опоки покрыть тонкой асбестовой прокладкой, компенсируют щей расширение формовочного материала. Восковую заготовку покрывают тонким слоем массы "Сиолит", а после ее затвердевания опоку заполняют этой же массой на вибраторе для удаления воздушных пузырьков. Примерно через 30 мин начинают термическую обработку формы. В первую очередь ее нагревают до 200°С для выставления воска, а затем поднимают температуру муфельной печи до 850°С и прокаливают форму в течение 30 мин. Процесс литья осуществляется в соответствии с требованиями инструкции для данного сплава.

Литой колпачок очищают от формовочного материала в пескоструйном аппарате, а затем абразивными головками обрабатывают все его поверхности, одновременно проверяя плавность их переходов и толщину стенок (она должна быть не менее 0,3 мм). При высоком качестве литья обработанная поверхность не имеет литьевых пор, раковин или недоливов. Если же. подобные дефекты обнаружены, каркас подлежит переделке. Попытка использовать недоброкачественный каркас для облицовки керамикой приводит, как правило, к откалыванию покрытия, а переделка уже готового протеза вызывает большие затруднения.

Отвечающий всем требованиям колпачок тщательно припасовывается на рабочей модели до тех пор, пока он не будет плотно прилегать к ней. Ориентиром является точное установление края каркаса на уступе в пришеечной части модельной культи зуба. Качество изготовления металлического колпачка проверяется в клинике. Для этого рабочую модель вместе с колпачком передают врачу.

Литой колпачок тщательно осматривают на модели, обращая внимание на:

1. качество обработки его наружной поверхности

2. отсутствие пор, раковин

3. качество отливки

4. проверяют точность припасовки к гипсовой культе зуба, оценивают положение колпачка по отношению к антагонистам и рядом стоящим зубам исходя из толщины будущего керамического покрытия. Толщина его колеблется от 0,5 до 1,7-2,0мм. На гипсовых моделях челюстей, фиксированных в артикуляторе, определяют пространство между колпачком и окружающими его зубами - рядом стоящими и антагонистами. В тех случаях, когда щель между колпачком и соседними зубами, включая и антагонисты, явно недостаточна, для нанесения керамического покрытия, необходимо выяснить причину. Она может заключаться, во-первых, в недостаточной точности подготовки опорного зуба, когда слой удаляемых тканей не соответствующих толщине металлокерамической коронки. Во-вторых, толстый литой колпачок также может занимать часть места, предназначенного для нанесения керамики. И в-третьих, существенно сокращает место для облицовки неточная припасовка литого колпачка на гипсовой культе зуба. При обнаружении какой-либо из указанных причин решается вопрос о способе устранения дефекта. Колпачок, отвечающий требованиям, де-зинфицируют и проверяют на опорном зубе в полости рта. Поверхность металлического колпачка тщательно шлифуют алмазными головками и обрабатывают в пескоструйном аппарате. При этом частицы абразива очищают поверхность металла и делают ее шероховатой, что значительно увеличивает площадь контакта с керамикой. Затем колпачок очищают от частиц песка кипячением 3-5 минут в дистиллированной воде и обезжиривают этиловым эфиром уксусной кислоты. Высушенный колпачок подвергают обжигу для создания окисной пленки. Для увеличения силы сцепления металла с фарфором В.Н. Стрельников (1989) предлагает перед созданием окисной пленки каркас протеза обрабатывать 20-25% раствором борного ангидрида в метиловом спирте. Термическая обработка осуществляется в вакуумной печи при температуре 980°С в течение 10 мин. Термическая обработка вызывает образование на поверхности металла пленки из оксидов, что является главным условием надежного сцепления металлического каркаса с фарфором. Обжиг керамики в вакууме при высоких температурах создает условия для диссоциации окислов некоторых металлов (Курляндский В.Ю., 1978). Кроме того, термическая обработка способствует снятию внутренних напряжений в металле и одновременно является показателем качества механической и химической обработки каркаса. После термической обработки правильно обработанный металлический каркас из кобальтохромового сплава покрывается равномерным слоем темно-зеленой или почти черной окисной пленки. При образовании неравномерной окисной пленки каркас необходимо вновь подвергнуть пескоструйной обработке, промывке, обезжириванию и термическому обжигу. Всегда следует иметь в виду, что для каждого вида сплава и керамической массы существует свой режим термообработки.

Одним из факторов, определяющих успех протезирования металлокерамическими конструкциями, является определение цвета зубов. считают, что определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки не всегда дает реальную картину, потому что зубы, многоцветны (мультихромны).

В естественных зубах человека каждый слой тканей несет индивидуальные физико-оптические характеристики, зависящие от витальности зуба, возраста, состояния тканей пародонта, степени стираемости твердых тканей и других показателей.

Эмаль зуба покрывает коронковую часть неодинаковым по толщине слоем и имеет четкую границу с подлежащим дентинным слоем. Отражение и рассеивание падающего света происходит на участке этой границы. Чем тоньше слой эмали, тем меньше рассеивание и четче цвет подлежащего дентина. Наиболее толстый эмалевый слой расположен в области режущего края, который соответственно имеет более прозрачный оттенок и усиливает отражение дентина. Дентин имеет различные оттенки, которые зависят от количества отложившегося вторичного дентина.

В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики:

1) окраска или тон - название цвета или сочетание цветов;

2) насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски. Чем их больше, тем выше степень насыщенности;

3) яркость - определяется количеством серого оттенка.

Процедура определения цвета зубов.

Определяя цвет, необходимо разделить коронку зуба на 3 условные взаимно перпендикулярные горизонтальные и вертикальные плоскости. Горизонтальные плоскости следует разделить на:

1) пришеечную;

2) срединную (экваторную);

3) режуще - окклюзионную.

Пришеечная часть может быть разных цветов и оттенков и зависит от состояния тканей пародонта. При интактном пародонте, что чаще встречается у молодых пациентов, преобладают светлые тона. Пациенты среднего и старшего возраста часто имеют ту или иную форму пародонтита, который сопровождается обнажением пришеечных участков. На будущей металлокерамической конструкции приходится отображать (по показаниям) не только эмалево-дентинную границу, но и воспроизводить оголенные пришеечные зоны. Дентин корня отличается по цвету от тканей коронковой части и не имеет соответствующего блеска. Следует также учитывать предрасположенность лиц среднего и старшего возраста к зубному налету и отложениям.

Пришеечные участки опорных коронок не будут соответствовать эстетическим требованиям, если не применять плечевые массы. При использовании плечевой массы для изготовления металлокерамического протеза необходимо определить ее цвет и сочетание с остальными керамическими массами и оттенками пришеечной зоны зубов.

На оральной поверхности передних зубов изучаются участки в области бугра. Изучение режуще-окклюзионной плоскости направлено на определение цвета и глубины слоя эмалевой массы. Эмалевый слой имеет много оттенков (от 5 до 8), каждый из которых сочетается с определенными цветами дентинных масс. Нередко для получения большей прозрачности эмалевого слоя приходится использовать стекломассу, количество и топографическое расположение которой определяются индивидуально. Часто режущие края передних зубов имеют трещины, сколы, неровности и другие индивидуальные особенности. В области эмалевого слоя возможно наличие мамелон, пигментных пятен и других оттенков.

Для точного воссоздания цвета и оттенков в полной мере не всегда является достаточным изучение коронковой части зуба (зубов) в горизонтальной плоскости. Необходимо изучение поверхности зуба и по вертикальным плоскостям.

При определении цвета по вертикальным плоскостям поверхность зуба следует разделить на 3 части (плоскости)-две проксимальные и срединная. Цвет срединной плоскости обычно сочетается с ранее изученными горизонтальными тонами и не представляет сложностей. Проксимальные же участки порой требуют принятия нестандартных решений. Для обеспечения плавного перехода тона от искусственной коронки к рядом стоящему естественному зубу на соответствующем проксимальном участке коронки (по показаниям) следует предусмотреть возможности создания необходимого оттенка. Ошибкой являются действия специалистов, пытающихся создать необходимую тональность рядом стоящего естественного зуба за счет нанесения красителей на этапе глазурования. Делать это следует за счет их масс путем правильного их комбинирования по цветам и слоям. Чаще всего эстетическую полноценность сложно получить при изготовлении коронок на зубы, расположенные рядом с клыками, особенно верхними.

После определения цвета в горизонтальной и вертикальной плоскостях следует изучить режущий край и жевательную поверхность. Осматривая указанные поверхности, следует не ограничиваться только определением цвета. Одновременно изучается рельеф и индивидуальные особенности окклюзионной поверхности зуба (зубов). В большинстве случаев она зависит от вида прикуса и возраста. В молодом возрасте определяются выраженные бугры с высокими вершинами и светлыми тонами. У лиц старшего возраста высота бугров несколько сглажена, бороздки имеют более темный оттенок. При патологической стираемости твердых тканей зубов, форма и цвет окклюзионной поверхности зависят от степени стираемости и витальности зубов. Дентин витальных зубов имеет более яркий и живой желтоватый оттенок. При гибели пульпы он желто-коричневого или коричнево-серого цвета. Однако, понятие “желтый”, “коричневый” или любой другой - условное, так как каждый цвет может иметь неисчислимое количество индивидуальных оттенков.

Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. Это определило допустимую степень снижения норм естественного освещения в помещениях с совмещенным освещением не менее 60% значений коэффициента естественного освещения. Безусловно, предпочтение следует отдавать естественному освещению, хотя в последние годы разработаны искусственные источники света, соответствующие стандартным показателям светопередачи и обеспечивающие необходимое освещение рабочих мест. Сравнительная оценка влияния различных источников искусственного освещения (люминесцентная лампа, лампа накаливания, дуговая ртутная лампа) на цветовосприятие позволила выявить зависимость изменения цветовых характеристик основных цветов спектра от условий освещения их источниками света различного спектрального состава. Установлено, что люминесцентные лампы (типа ЛД, ЛХЕ, ЛДУ) с физиолого-гигиенических позиций наиболее благоприятны к использованию в учреждениях.

• Важно также рассчитать количество света, падающего на исследуемые зубы.

Избыточное количество света также дезориентирует специалиста, который в своей работе будет склоняться к более светлым тонам. Большое увеличение интенсивности света вызывает значительные изменения в цветовом зрении. При переводе взгляда с одной поверхности на другую, резко отличающуюся по яркости, происходит адаптация глаз, поэтому перепады яркостей не должны превышать соотношение 1:3.

• На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор, мебели и т.д.

• Большая проблема при определении цвета - это его интерпретация специалистом. Даже если у всех людей была бы одинаковая по структуре сетчатка глаза, интерпретация (восприятие) цвета осталась бы субъективной из-за различий в способностях воспринимать цвет.

Определенные условия для дезориентированного восприятия цвета создаются после утомительных предшествующих этапов ортопедического лечения (препарирования большого количества зубов, получения оттисков с ретракцией десны, припасовки сложных цельнолитых каркасов и др.). Подбор нужного оттенка цвета рекомендуется проводить при увлажненных зубах до их препарирования

• Следует считать эффективными предложения определять цвет при условии изолирования зубных рядов от окружающих тканей с помощью перфорированных салфеток, кофердама и др. При определении цвета не стоит отвлекаться на изучение других показателей ротовой полости форма, положение зубов, пломбы и их качество, зубные отложения, а сосредоточиться только на поставленной задаче.

Эталонным фоном в стоматологии принято считать серый цвет с отражающей способностью 18%. Используется именно серый фон в связи с тем, что он не создает резкого контраста оттенкам зуба. Серый цвет практически не формирует так называемую следовую реакцию (после голубого цвета, например, появляется ощущение оранжевого). Выпускаются специальной формы серые карты, с вырезкой в центральной части, что позволяет сопоставить и сравнить естественный зуб с эталоном.

Физиологическая сущность использования специальных карточек заключается в следующем: при рассматривании и сравнении зуба и образца на сером фоне палочки и колбочки сетчатки глаза быстро восстанавливают свои способности ощущать и дифференцировать даже слабые оттенки цвета. Использование специальных серых пластин (Pensler Shield) снимает много проблем при подборе нужного тона. Независимо от угла зрения исключается влияние бликов или контрастов.

Для достижения некоторых индивидуальных особенностей строения твердых тканей естественных зубов, связанных с возрастными изменениями - стирание зубов с изменением цвета режущего края или, наоборот, толстого прозрачного слоя на режущем крае и апроксимальных поверхностях, темных участков коронки, темных полосок и трещин эмали, -имеются некоторые особенности в нанесении и моделировании керамического покрытия. В иришеечном участке для придания более насыщенного цвета с желтоватым оттенком перед нанесением опаковой массы каркас покрывать золотистым подслоем. При этом опаковый слой наносится отдельно в пришеечной и средней зонах в соответствии с выбранным цветом по инструкции завода-производителя.

При нанесении дентиновой массы, так же как и у естественных стертых зубов, режущий край должен остаться открытым. Для этого дентиновую массу после нанесения срезают вдоль режущего края в виде углубления до опакового слоя. После этого дентиновую массу срезают по всей вестибулярной поверхности ровным слоем, переходя на апроксимальные. Для окрашивания непрозрачной дентиновой массы в области режущего края может быть использована смесь желтой опаковой эффект-массы с дентиновой в соотношении 1:3. Затем восстанавливают контуры коронки, созданные до срезания дентиновой массы. Окрашенный слой в центре дентина по режущему краю создает впечатление естественной глубины цвета коронки. Для имитации более темных участков коронки формируются в нужном месте на поверхности дентиновой массы неглубокие борозды, которые заполняются эффект-массой, например, серого цвета и заглаживаются кисточкой.

На апроксимальных поверхностях от режущего края к шейке зуба, а также на режущем крае используется голубоватая эффект-масса для создания прозрачно-голубоватого оттенка, характерного для зубов лиц более пожилого возраста. Для усиления эффекта на апрокеимальные поверхности коронки наносится смесь голубой и прозрачной керамической массы.

Для имитации трещин эмали после срезания дентиновой массы, конденсирования и появления влаги одним мазком наносят краситель белого цвета, смешанный с оранжевым или коричневым. Повторное его нанесение может привести к увеличению яркости и размытости этой линии.

Первым керамическим слоем является опаковый слой. Наносится он двукратно. Для нанесения первого слоя опаковую массу разводят специальной жидкостью или дистиллированной водой до консистенции жидкой сметаны. Размешивать массу следует специальным агатовым шпателем. Массу наносят кисточкой тонким полупрозрачным слоем, каркас при этом удерживают зажимом или пинцетом.

После обжига первого слоя опаковую массу разводят до консистенции густой сметаны и наносят таким слоем, чтобы скрыть весь металл, за исключением гирлянды и «окклюзионных окон», если они есть. Наносимую массу следует равномерно распредилять по каркасу, приводя по зажиму рифленым инструментом.

После нанесения опак следует высушить и поместить каркас в печь. Правильно нанесенный и обоженный опак не имеет глянцевой поверхности. После обжига опакового слоя нельзя брать каркас руками. Перед нанесением дентиновой массы модель в области дефектов зубных рядов и контактных поверхностей рядов стоящих интактных зубов нужно обработать специальным изоляционным лаком, а после его высыхания – масляным карандашом. Дентин - массу, смешанную до консистенции густой сметаны, начинают наносить с вестибулярной стороны, моделируя анатомическую форму зуба. С помощью салфетки убирают влагу (кондестируют). Восстанавливая анатомическую форму, следует помнить об усадке массы при обжиге. Под техникой послойного нанесения керамики понимают использование нескольких слоев, от более насыщенных к менее насыщенным, для создания эффекта максимальной глубины цвета при минимальной толщине керамического покрытия послойном нанесении керамики достигается увеличение глубины цвета без просвечивания опаковой (грунтовой) массы.

При моделировке жевательной поверхности премоляров и моляров нужно стараться по возможности располагать фисуры по одной линии, что исключит разрыв массы при обжиге. Время от времени следует перепроверять окклюзионные взаимоотношения с антагонистами. Закончив моделирование дентин-массой, ее конденсируют и снимают часть массы в соответствии с наносимой далее шнайде-массой (эмалью)

С помощью шнайде-массы создают окончательную анатомическую форму зубов, оформляют бугорки и фисуры. После этого опять проверяют окклюзию. Перед обжигом дентин- и шнайде-массы их нужно хорошо конденсировать до тех пор, пока не перестанет выделяться влага. При этом масса должна хорошо резаться, но не мазаться. Моделировочной иглой моделируют фисуры, прорезая дентин- и шнайде-массу до опакового слоя. В заключение мягкой кисточкой убирают излишки массы, сглаживают ее поверхность и осторожно снимают протез с модели. В местах контакта с рядом стоящими зубами и слизистой оболочкой альвеолярного отростка сглаживают кисточкой массу и, если необходимо, добавляют. После этого работа готова к первому обжигу.

После окончания программы обжига модели следует дать остыть. Нельзя снимать работу с трегера холодным пинцетом: это может привести к скалыванию массы.

Затем протез припасовывают на модели, при необходимости корректируя алмазными борами и фасонными головками. Если на каких-нибудь участках через тонкий слой дентин - и шнайде-массы просвечивает опак, следует добавить на эти участки дентин-опаковую массу соответствующего цвета.

В межзубные промежутки, образовавшиеся после обжига в следствии усадки массы, помещают дентин-массу, анатомическую форму искусственных зубов корректируют шнайде - и транспарант-массой с различной степенью прозрачности. При этом следует ориентироваться на естественные зубы пациента и, по возможности, имитировать их морфологические и цветовые особенности.

После повторного, коррективного, обжига металлокерамический протез обрабатывают фасонными алмазными головками или карборундовыми камнями на керамической связке. Это этап конкурирования, или окончательной моделировке искусственных зубов в протезе. С помощью тонких (0.15-0.17мм) двусторонних сепарационных дисков создают межзубные промежутки, а алмазными борами и фасонными головками следует воссоздать индивидуальные морфологические особенности каждого зуба. Естественно, что без четкого представления анатомических особенностей коронок зубов невозможно имитировать естественные зубы.

Межзубные промежутки и фисуры на жевательных поверхностях исскуственных зубов рекомендуется окончательно доработать, используя специально заточенные твердосплавные боры и фасонные головки с приминением турбинного наконечника.

Контурирование можно считать законченным, если зуб выглядит как самостоятельная единица. На этом же этапе нужно с помощью копировальной бумаги выверить окклюзионные контакты керамического зуба с антагонистами. Желательно провести такую пришлефовку в различных окклюзиях для обеспечения плавной артикуляции.

Последним этапом контурирования является создание на вестибулярной поверхности исскуственных зубов горизонтальных бороздок и поперечных валиков, позволяющих значительно повысить эстетическую ценность протеза благодаря отражению или проведению света.

После припасовки металлокерамического протеза в полости рта его необходимо отглазуровать. Перед глазурованием керамическую облицовку следует отшлифовать мелкозернистыми алмазными борами- финирами и бумажными или пластмассовыми абразивными дисками, не нарушая при этом рельефа, созданного при контурировании.

Далее протез промывают водой, высушивают и с помощью кисточки покрывают тонким равномерным слоем глазурь-массы. На этом этапе производится подкрашивание искусственных зубов керамическими красителями, которое должно проводится совместно с врачом-ортопедом и пациентом. Тонкой кисточкой оранжевым или коричневым красителем выделяют фисуры, пришеечная область искусственных зубов может быть подкрашена желтым, оранжевым или цвета хаки красителем, в зависимости от оттенка естественных зубов пациента.

При глазуровочном обжиге поверхность керамического протеза приобретает глянцевый блеск. Следует добиваться не зеркального, а матового блеска, более соответствующего блеску естественных зубов, для чего необходимо подбирать температуру глазуровочного обжига к каждой конкретной керамической массе.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал