Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Транснациональное хозяйствование».




Главное содержание новой внешнеэк. стратегии определяется политикой не столько импорта, сколько экспорта капитала, нацеленного, прежде всего, на освоение природных и технологических ресурсов зарубежных стран, расширение товарного экспорта и завоевание новых рынков сбыта.

В период 2001 — 2010 гг. запланировано реализовать 2 первых этапа, заключающихся в отборе 100 наиболее крупных и перспективных групп предприятий для обеспечения их дальнейшей гос. протекции, развития их экспортной ориентации. Последняя представляет собой интенсивное создание зарубежных сбытовых структур, постепенное расширение прямой инвестиционной деятельности за рубежом, активизацию сбыта продукции, изготовленной и/или собранной в третьих странах. На этом этапе особое внимание сосредоточено на развитии непосредственно транснационального предпринимательства наиболее успешных групп предприятий. Наибольшая активность направлена на создание за рубежом дочерних фирм и филиалов, тесно интегрированных в деятельность китайских материнских компаний. На основании развития таких форм интернационализации формируются полноценные (зрелые) китайские ТНК, деятельность которых характеризуется осуществлением сбытовых, производственных и научно-исследовательских операций в глобальном масштабе (включая наиболее выгодные регионы мира), а также внутрифирменным МРТ.

В рамках реализации 2 первых этапов внешнеэк. стратегии правительство Китая определило 3 укрупненные группы китайских компаний, так называемые «крупные армии», перед которыми поставлена задача в ближайшее время войти в состав 500 крупнейших ТНК мира.

«Армия центра» состоит из группы центральных фин. учреждений КНР (Промышленно-торговый банк, Стройбанк, Сельхозбанк и Банк Китая) и отраслевых монополий (предпринимательские объединения центральных ведомств (Китайская продовольственная экспортно-импортная компания, Китайская химическая экспортно-импортная компания)) При этом следует отметить, что некоторые банки КНР уже несколько лет входят в рейтинги крупнейших банков мира, хотя пока не включаются в число 500 крупнейших мировых ТНК. Некоторые компании не включаются во всякого рода рейтинги лишь по причине того, что западные рейтинговые агентства не признают их «рыночными образованиями».

«Армия осн. предприятий, поддерживаемых государством» включает в себя 6 наиболее крупных китайских промышленных групп, которые в своей деятельности опираются на широкомасштабную гос. поддержку. Правительство КНР предоставляет этим предприятиям различного рода льготы и ежегодно вкладывает многомиллионные средства. Прежде всего, такая поддержка призвана облегчить вхождение имеющих соответствующий потенциал компаний в число крупнейших ТНК мира до 2010 г. (электронная компания «Сычуань», «Байду» (программное обеспечение), «Хуавэй» (электроника), «Синопек» и «CNPC» (нефтегазовая отрасль)).



«Армия предприятий-семян» включает китайские предприятия, получившие статус достигших международной конкурентной марки. Перечень этих предприятий окончательно еще не определен, однако подобный статус уже присвоен более чем 70 китайским компаниям. Наиболее известными и перспективными из них являются китайский производитель бытовой техники «Hair» и производитель компьютеров «Lenovo».

Осуществление активной интернационализации деловой активности китайских предприятий и создание на их основе китайских ТНК является на сегодняшний день одной из наиболее приоритетных сфер гос. политики Китая. Поощрение и поддержка транснационализации деловой активности китайских предприятий стало новым стратегическим курсом китайского правительства.

Следует отметить важный стратегический ход правительства КНР по поддержке китайских ТНК. По условиям ВТО, членом которой является Китай, гос. поддержка может быть предоставлена лишь ограниченному количеству нац. компаний. Однако, как уже отмечалось, правительство КНР выбрало около 100 перспективных компаний, которых оно собирается всячески поддерживать, что несколько превышает установленные ВТО ограничения. Поэтому китайское правительство поставило задачу укрупнения госпредприятий и доведения их количества не более чем до 50 сверхкрупных гос. предприятий-холдингов. Помимо различного рода льгот и преференций помощь этим компаниям будет оказываться в виде субсидий, адресованных в западную часть Китая на строительство инфраструктуры, промышленную реструктуризацию, обучение работников, научные исследования и т.д. Кроме того, этим госпредприятиям будет разрешено осуществлять слияние друг с другом, а также с другими международными компаниями-гигантами.



В свое время, попав в сферу влияния промышленно развитых стран, Китай прошел ускоренный курс индустриализации, китайские компании хорошо усвоили современную технику менеджмента, вместе с прямыми иностранными инвестициями приобрели передовые технологии. Выполняя роль «производственного цеха», куда выносится массовое промышленное производство из США, Японии и других промышленно развитых стран, Китай достиг достаточно высокого уровня эк. развития, стал располагать собств. возможностями экспорта капитала. Вместе с тем, дальнейшее развитие китайских компаний во многом зависит от того, насколько успешно будут расширяться их рынки сбыта, притом, что подавляющее большинство технологий производства китайских компаний по меркам не только промышленно развитых стран, но других менее развитых стран мира является устаревшими. Кроме того, в связи с бурным эк. развитием Китая растут и издержки производства. По этим причинам одним из осн. условий эк. роста является поиск менее развитых в технологическом плане рынков сбыта, а также стран с более низкими, чем в Китае, издержками производства. Именно по этой причине особое место в крупномасштабной эк. экспансии на мировые товарные рынки, осуществляемой китайскими компаниями, занимают развивающиеся страны, особенно Китая государства африканского континента.

Особое отношение правительства Китая и активность компаний этой страны в освоении Африки объясняется тем, что Китай является самой большой развивающейся страной в мире, а Африка — континент, на котором больше всего развивающихся стран. Китай работает совместно с ними, чтобы не упустить исторический шанс углубить глобальное сотрудничество, способствовать совместному развитию. Африка обладает большим количеством природных и человеческих ресурсов, в то время как Китай обладает технологиями и опытом ведения бизнеса. Такое сочетание способно стать основой динамичного развития обеих сторон.

Китайские потребительские товары по своим характеристикам (низкая цена, простота в использовании, неприхотливость) практически идеально подходят для растущего африканского рынка, на котором конкуренция невелика, а местное производство обычно вообще отсутствует. В то же время, согласно прогнозам специалистов, темп роста экономик африканских стран (а соответственно и потребительского спроса) будет не меньше достаточно высокого демографического роста. Кроме того, как уже отмечалось ранее, по сравнению с африканскими китайские компании являются достаточно высокотехнологичными. Речь идет о таких базовых отраслях, как строительство, ирригация, энергетика, текстильная промышленность и др., где китайские компании находят достаточно эффективное и выгодное приложение своим технологиям.

Таким образом, успешное развитие экономики Китая основывается на ее активном вовлечении в международную деятельность. С другой стороны, промышленный комплекс страны реализует внешнеэк. стратегию с опорой на значительную гос. поддержку, которая выражается не только в создании благоприятных для интернационализации условий, но и в активном участии в становлении собств. транснац. структур.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал