Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение.






ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОЦЕССА МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………………………………………………………………..6

1.2. БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ЕЁ ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ……………………………………………………………..9

1.3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………...25

ГЛАВА 2. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПОЗИЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………………………..33

2.2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ……………………………………………………………………………………………46

2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ…………………55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………62

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………………………………65

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………………………………66

ПРИЛОЖЕНИЕ №3…………………………………………………………………………69

ПРИЛОЖЕНИЕ №4…………………………………………………………………………71

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование играет важную роль в общей системе образования, так как полученный в начальной школе личностный опыт ребенка, достигнутый уровень развития, служат базой, фундаментом для последующего обучения.

Нарастающий поток различной информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на учебный процесс, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке младших школьников учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. Существующая попредметная система обучения, предполагающая приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, приводит к тому, что учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира. Слабая связь учебных дисциплин друг с другом порождает серьезные трудности в формировании у школьников целостной картины мира. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической и информационной интеграции.

Новые задачи, стоящие перед школой, сегодня требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей. Рядом с традиционными способами развития школьников набирают силу новые методики учителей-новаторов. Педагогическая наука и практика в творческом союзе стремятся найти новые решения осуществления учебно-воспитательного процесса. В этих условиях осуществляются попытки нетрадиционного решения проблемы обновления, содержания, обучения и воспитания, которые многие педагоги–исследователи и новаторы–практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции».

Интеграция в образовании – неотъемлемая черта времени, одна из сторон социокультурного развития общества. «На нынешнем этапе развития образовательных систем, - пишет З.Е. Гельман, - идея интеграции - это не просто методический прием. Это методологический принцип, своего рода краеугольный камень образования XXI века». Основной целью интеграции в образовании является формирование у младших школьников системности знаний как средства целостного восприятия мира и условия дальнейшего образования и самообразования. Интегрированное обучение позволяет показать учащимся мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

В отечественной образовательной теории и практике проблема интеграции рассматривалась в трудах Л.Н. Бахаревой, В.С. Безруковой, Н.И. Вьюновой, Г.И. Ибрагимова, И.Д. Зверева, Ю.С. Тюнникова, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца и др. Интеграционным процессам в начальной школе посвящены исследования О.Л.Алексенко, Л.П. Барылкиной, С.И. Волкова, Л.М. Долгополовой, В.И. Иванцова, Э.Л. Мельник, А.И. Поповой, Е.Н. Потаповой, Е.Ю. Сухаревской, Л.И. Тикуновой, З.П. Шабалиной и др. Ими были выявлены основы интеграции в начальной школе, определены способы и условия построения интегрированного содержания образования.

Методологические и теоретические основы межпредметной интеграции в современных условиях заложены в трудах Е.П. Асаулюк, Е.Б. Евладовой, Л.П. Ильенко, Л.В. Занкова, Ю.М. Колягина и др.

Проблема межпредметной интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ позволяет сделать вывод о недостаточном использовании педагогических возможностей межпредметной интеграции в образовательном процессе начальной школы. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Многолетние наблюдения показывают, что младшие школьники, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять знания, умения и навыки при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам в начальной школе [50, с.165].

Основное противоречие, лежащее в основе исследуемой темы, состоит в том, что младшие школьники по природе своей схватывают явления действительности целостно, их мышление по своей природе «интегративно», школа же, расчленяя мир на «предметы», в некоторой степени идет в разрез указанной интенции детей. Мы своим исследованием как бы предупреждаем: не надо увлекаться предметностью.

Цель исследования - разработка и экспериментальная апробация концептуальной модели межпредметной интеграции в начальной школе.

Объект исследования - межпредметная интеграция в образовательном процессе начальной школы.

Предмет исследования - межпредметная интеграция как средство целостного восприятия младшими школьниками картины окружающего мира.

Были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить базовые характеристики межпредметной интеграции.

3. Разработать концептуальную модель функционирования межпредметной интеграции в начальной школе.

4. Провести экспериментальную апробацию концептуальной модели межпредметной интеграции в начальной школе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что:

1. В содержании, методах и технологиях начального обучения имеется значительный межпредметный интегративный потенциал, используемый в настоящее время недостаточно.

2. Использование указанного потенциала повысило бы степень целостности формируемой у детей картины мира, повело бы к увеличению радиуса ориентировочной основы действий, улучшило бы мотивацию учения учащихся.

3. Учителям начальных классов необходимо более активно овладевать сравнительно новой для них компетенцией в интегративной сфере учебного процесса.

Методы исследования: анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; проведение опытно-экспериментальной работы, качественная обработка полученных результатов.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.