Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ современных социальных проектов в Бурятии






 

Для анализа эффективности социальной рекламы Бурятии мы провели два опроса среди наших жителей. Первый опрос мы провели на просторах интернета. В социальной сети Вконтакте запустили анонимное голосование среди 249 реципиентов. В результате соцопроса 64, 3 %, а это 160 опрошенных, согласились с тем, что социальная реклама в Республике является эффективной и заставляет задуматься над общественными проблемами; 12, 9 %, т.е. 32 опрошенных согласились с тем, что она никаким образом не воздействует на них; 4, 4%, т.е. 11 реципиентов ответили, что не знают значения социальной рекламы; 18, 5 %, т.е. 46 человек данная реклама неинтересна [см. приложение 1].

Во время второго анкетирования мы взяли интервью у 100 респондентов в возрасте от 20 до 30 лет без половых ограничений. В результате данного опроса мы попросили их ответить на один общий вопрос «Какая социальная реклама им больше запомнилась и почему?». Оказалось, что всего 35 % из 100 опрашиваемых респондентов смогли привести примеры социальной рекламы. Эти 35 % респондентов вспомнили о рекламной кампании, проведенными волонтерами на площади Советов на тему защиты оз. Байкал. По словам респондентов, эта акция действительно заставила задуматься над данной проблемой и вспомнить о своих обязанностях перед природой. Также опрашиваемые вспомнили различные мероприятия, движения, митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, правилам безопасности дорожного движения, проводящиеся в городе

Расходы на социальную рекламу в начале 2000-х гг. были мизерными по сравнению с расходами на коммерческую рекламу. Подтверждением этому является реклама табака и на распространении информации о вреде курения. По данным Роспотребнадзора 2009 году рекламы табака было 330 раз больше, чем пропаганды вреда курения [47].

К акциям по пропаганде ЗОЖ относится и социальный проект «Меняем сигарету на конфету», который был запущен 31 мая 2013 г. в всемирный день без табака. В рамках этой акции волонтеры проводили опросы, разъяснительные работы среди населения. Акция проводилась в трамваях и на площадях г. Улан-Удэ.

В 2012-2013 годах проводилось анкетирование населения Улан-Удэ по теме «Курение», специалистов интересовало, какой процент опрошенных курит табак, что послужило причиной приобщения к табаку, частота и стаж курения.

Опрос показал, что 47 процентов всех опрошенных курят, из них 45 процентов это эпизодические курильщики от случая к случаю, постоянных курильщиков 53 процента.

В ходе опроса выяснилось, что главной причиной курения для молодежи является и остается наличие курящей компании.

Из 47 % курящих 77 % курильщиков хотят бросить курить. Из этого следует, что им необходимо оказание помощи в прекращении употребления табачных изделий.

По результатам опроса выяснилось, что среди основных причин побуждающих избавиться от привычки ведущей является знание, понимание того, что курение вредит здоровью – 47 процентов.

Следует отметить, что понимание того, что курение наносит вред здоровью, является главным мотивом отказа от курения для всех респондентов [47].

В целом, можно говорить об эффективности пропаганды здорового образа жизни в республике на примере снижения числа курящих среди молодежи. По данным анкетирования среди молодежи, можно говорить о снижении количества курильщиков на 20 процентов. Данные «Центра здоровья» Республиканского центра медицинской профилактики подтверждают эти показатели.

В столице республики в 2010 году появились надписи Межрегиональной Байкальской общественной организации «Трезвей! –Тэлэрыш!». Некоммерческая организация с целью восстановления трезвой жизни среди населения нанесла 120 надписей-призывов «Трезвей! -Тэлэрыш!» на остановках и на дорогах города Улан-Удэ. Целью данной компании было страдающим алкоголизмом людям при минимальных затратах с помощью двух метких слов помочь осознать вред алкогольной зависимости и выбраться из спиртного беспамятства. Также целью данной акции было обращение внимания жителей города на деструктивную силу алкоголя, предупредить молодое поколение об алкогольной зависимости, приводящую людей в беспамятство. Однако эти надписи не вызвали эмоционального отклика среди жителей, не произвели должного эффекта и очень быстро перестали привлекать внимание [60].

По сравнению с такими социальными проектами реклама алкогольной продукции намного превосходит по своей масштабности и по бюджету. В рекламе алкогольных изделий мы находим обещание ярких впечатлений, и удовольствие, и приобщение к высшему обществу.

Для того чтобы создать рекламу алкоголя компании спиртной продукции проводят массу маркетинговых исследований, результаты которых учитываются при разработке рекламы. Производители вкладывают огромные суммы для продвижения алкоголи среди местного населения. Так, например, периодически в крупных магазинах города, таких как Абсолют и Титан проводятся промо-акции на алкогольную продукцию. Часто в ходе данного мероприятия промоутеры консультируют покупателей по той или иной марке виноводочных изделий. Во время таких акций зачастую клиентов привлекают вручением как маленьких презентов (цветы, шоколад, бесплатный алкоголь в честь наступивших праздников), так и розыгрышом больших автомобилей. Так, например, в декабре 2012 г. компания «Синергия» провела розыгрыш автомобиля УАЗ HUNTER [55].

ОАО «БАЙКАЛФАРМ»м во времена своего расцвета неоднократно проводила акции по распространению своей продукции, заманивая покупателей вручением презентов при покупке их алкоголя. Так, например, в честь 8-гомарта в 2013 г. всем покупателям их продукции компания раздаривала цветы и сладкие призы [61].

Часто для продвижения cпиртной продукции промоутеров ставят и улицах города на раздачу флайеров с рекламой алкоголя.

На сегодняшний день социальная реклама стала набирать обороты, однако, не столь высокие. По словам Т.А. Астаховой: «пока в эту область не придут ведущие креаторы, чиновников Минздрава не сменят специалисты по профилактике, а размещением рекламы здорового образа жизни не займутся ведущие рекламные агентства, ситуация вряд ли изменится к лучшему» [2].

Рассмотрим теперь реакцию граждан г. Улан-Удэ на социальную рекламу, направленную на запрет абортов.

В ходе исследования респондентам было предложено оценить рекламный плакат, расположенный на жилых домах и билбордах, на котором был изображена мать, обнимающего младенца.

Было опрошено 100 человек в возрасте 25 – 35 лет. Всего видели данный плакат 84 опрошенных. Примечательно то, что все респонденты мужского пола из 84 положительно ответивших, а их составило 31 человек, отзывались одобрительно такой рекламе. Среди женщин положительно к такой рекламе отнеслись лишь 28 человек. Негативные отзывы со стороны оставили 19 женщин. Такое отношение было вызвано в основном сочувствием и жалостью к матери (Что она с ним будет делать? Кто будет помогать ей в воспитании ребенка?). У некоторых респондентов женского пола реклама вызывала двоякое чувство – радость за мать и обида на государство, на противоположный пол. Среди женщин равнодушными остались лишь 6 человек [см. приложение 2].

Опрос показал, что данный вид рекламы не очень эффективен. В общей сложности только 59 респондентов из 100 отнеслись благосклонно к ней. А это очень низкий результат.

Приведем схожий с данной рекламой другой социальный проект, который был проведен в Москве в 2008 году, который был назван годом семьи. В станциях метро данного города были поставлены баннеры с изображением семьи. Проведенный анализ в информационном и рекламном поле показал очень интересные вещи. Во-первых, в большинстве изображений семей присутствует один ребенок, что неправильно в связи с задачами демографической политики. Во-вторых, в массе своей превышали фотографии, плакаты, баннеры, на которых были изображены мама, бабушка, дедушка, а отца не было.

В ходе разработки фирменных стилей года Семьи в Москве на всех логотипах появилось более одного ребенка и обязательным стало присутствие обоих родителей [40].

В Республике в последние годы среди бурятского населения стала острой проблема утраты культурных традиций и языка. В связи с этим стали проводится социальные проекты по укреплению и распространению традиций и языка. Так, например, в 2014 г. рамках развития бурятского языка в 2014 году была принята новая Государственная программа «Сохранение и развитие бурятского языка», по которой разрабатываются новые методики преподавания, издается учебная, методическая литература. В рамках этой программы были впервые проведены конкурсы грантов для реализации проектов, направленных на расширение сферы применения и повышение статуса бурятского языка.

Однако львиную долю таких акций, связанные с укреплением за бурятами их культуры, проводят не государственные структуры, а некоммерческие организации (благотворительный фонд «Найдал», Буддийский университет «Даши Чойнхорлин им. Д.Д. Заяева»), которые ежегодно проводят конкурсы бурятского языка [62, 63]. Проблемой его популяризации самостоятельно занимаются и известные личности Бурятии, один из которых известный режиссер Солбон Лыгденов в рамках укрепления и распространения языка на свои средства создал серию роликов, в которых призывает бурятскую молодежь не забывать свои корни. В его коммерческих рекламах также содержатся социальные элементы. Так, например, в рекламе сети супермаркетов «Николаевский» режиссер органично вписал и тему уважения к традициям предков, любви к родной земле [64].

На вопрос об эффективности мероприятии по пропагандированию языка и культуры бурятского народа 75% опрошенных дали положительный отзыв, 15% отнеслись нейтрально, 10 % не задумывались над этим вопросом [приложение 3].

В последние годы в Республике чаще стали создаваться социальные видеоролики. Так, например, Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс» недавно выпустил ролик о бездомных г. Улан-Удэ с призывом не быть равнодушным к этому слою общества. При поддержке «Тивикома» вышел ролик благотворительного фонда «Подари детям жизнь», в котором говорилось о важности поддержки семей, нуждающихся в материальной помощи. Сравнительно недавно вышел ролик о детях-сиротах, мечтающих обрести своих родителей. Правда, он так и остался на просторах интернета. Такие социальные видеопроекты призывают людей не быть равнодушными к бедам других.

К сожалению, до сих пор не проводилось ни одного исследования по эффективности таких социальных проектов. По нашему мнению причиной этому служит то, что такая реклама распространяется в массе своей в интернете, что усложняет процесс сбора статистических данных. Неизвестным остается количество людей, просмотревших видеоролики, сколько из них остались неравнодушными. Второй причиной, по нашему мнению, может служить и то, что самим некоммерческим организациям, выпустившим ролик, не хватает финансирования для проверки эффективности своего проекта.

На сегодня набирают обороты социальные проекты, преследующие цель формирования чувства гражданской ответственности, патриотизма, ответственности за ближних. Так, например, акция «Бессмертный полк», основная идея которой сохранение памяти о героях, участниках Великой Отечественной войны уже набрало популярность и объединило тысячи участников. Если в 2014 г. участников полка в г. Улан-Удэ составило всего 5 тыс. человек, то уже в 2015 году прошли с плакатами своих дедов около 15 тыс. человек. Кроме того, акцию подхватили и районы Бурятии.

Такие данные подтверждают эффективность мероприятия. Все больше людей хотят, чтобы сохранились в памяти подвиги наших дедов. Несомненно, такое движение воспитывает в подрастающем поколении патриотические чувства: любовь к ближнему, к Родине.

В последние годы в Бурятии стали актуальными акции по пропаганде здорового образа жизни. Чаще стали проводить такие спортивные мероприятия, как велопробеги, забеги на каблуках, различные марафоны, проведение соревнований по воркауту (уличный спорт).Такие акции устраивают не только правительство, но и разного рода некоммерческие организации. По мнению опрошенных нами респондентов, данный вид акции действительно помогает населению сознательнее относиться к своему здоровью и начать занятия спортом.

В последнее время среди общества стал актуальным вопрос защиты окружающей среды. Как правило, защитой и охраной окружающей среды, занимаются не только на уровне правительства, но и разного рода некоммерческие организации. Так, например, ежегодно Республиканское агентство лесного хозяйства в середине мая в рамках всероссийского дня посадки леса организовывает группу добровольцев для посадки леса [50].

В 2014 г. в г. Улан-Удэ на просторах интернета, а в частности в одной из социальных сетей в Вконтакте появилась группа «Я за чистый город Улан-Удэ». Эта группа волонтеров в прошлом году на период апрель - май - июнь неоднократно выезжала на особо загрязненные места города. Рекламу о сборах группа распространяла посредством репостов. Группу необходимым инвентарем обеспечивал интернет магазин «Барис-онлайн» [см. приложение 4].

Также в рамках защиты окружающей среды в последнее время стали собираться группы добровольцев, которые собственными усилиями, независимо от государства, от разных некоммерческих организаций и ассоциаций, пытаются внести свой вклад. Так, например, совсем недавно была организована группа людей для посадки саженцев, группа по тушению пожаров в лесах. Часто собираются команды по очистке территорий загруженных мусором. Такие акции не требуют огромных расходов, однако именно по этой причине все-таки они не набирают популярности. Причиной тому, по нашему мнению, может быть то, что данные группы не используют рекламу на телевидении, не запускают ролики по радио, не выкладывают объявления в газетах (информация о сборах таких групп передаются либо из уст в уста, либо посредством социальных сетей).

На сегодня не сбавляют обороты социальные проекты по привлечению средств на строительство храмов, на помощь людям, нуждающимся в лечении. Так, например, для построения Хурдэ на территории Бурятского драматического театра им. Х. Намсараева, Некоммерческий фонд сохранения и развития традиционной культуры, организованный представителем Буддийского университета «Даши Чойнхорлин им. Д.Д. Заяева Самданом Дашидондоковым с общими усилиями театров и популярных местных артистов собирается провести марафон по сбору средств для изготовления и установки священного «Ганжурай Хурдэ»

. Часто благотворительные концерты проводятся для сбора средств на лечение тяжелобольных людей. К примеру, 15 июня 2015 г. в зале Бурятской государственной филармонии Молодежно камерный оркестр Бурятии совместно с лауреатом международных конкурсов Ириной Соповой (альт, г. Москва) и Молодежно вокальным ансамблем Колледжа искусств им. П. И. Чайковского под руководством Батора Очирова проведут концерт в поддержку тяжелобольного 8-летнего Егора Танхаева. [56].

Во многом в развитии социальной рекламы в нашем регионе мешает: Во-первых, невыработанная комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем. Во-вторых, существует ряд проблем и противоречий на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности. В-третьих, до сих пор не разработан механизм оптимального взаимодействия между заказчиками, производителями и потребителями социальной рекламы.

Производство социальной рекламы - это один из элементов социальной ответственности. Степень ответственности в социальной рекламе чрезвычайно высока, так как реклама может не только остаться незамеченной, но и произвести «обратный эффект». В случае неудачи рекламы техники, продуктов питания, то, потребители просто не станут их приобретать и компании понесут убытки. В социальной рекламе многие темы связаны с человеческой жизнью, особенно, рекламы против алкоголизма, наркомании, СПИДа, аборта и т. д.

В настоящее время недостаточную поддержку оказывают агентствам, которые касаются тем социальной рекламы. Не существуют льгот по размещению социальной рекламы в эфирах. Как правило, социальная реклама размещается в эфирных «дырках». На сегодняшний день социальная реклама существует по остаточному принципу.

В Бурятии за счет бюджетных средств финансируется социальная реклама в рамках региональных целевых программ. Например, в области здравоохранения это «Вакцинопрофилактика», «АНТИВИЧ/СПИД», «Артериальная гипертония». Стали проводится социальные проекты, так, например, в ноябре 2014 г. в Улан-Удэ прошел «Первый шаг» по поддержке и продвижению талантливой молодежи. Молодежь Бурятии теперь имеет возможность попробовать свои силы в создании социальной рекламы по одной или нескольким темам, определённым условиями Всероссийского конкурса. В этом году, наряду с популярными уже темами «Безопасность жизни», «Береги природу», «Семейные ценности», введены новые, отражающие проблемы наиболее волнующие молодежь в Республике Бурятия и России в целом. Так, по мнению кураторов проекта, ролики и плакаты по теме «Против насилия» должны привлечь внимание к проблеме жестокого обращения с детьми, к нарастающему потоку ксенофобии, нетерпимости и дискриминации в сети Интернет [57].

Ежегодно Республиканский центр медицинской профилактики им. В.Р. Бояновой проводит конкурс социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни среди школьников и студентов Бурятии «Мы - молодежь - выбираем ЗОЖ!» [58].

В последние годы традиционным стал флеш-моб в поддержку «Байкала»,

Также ГИБДД РБ часто проводит разные социальные проекты. Так, например, сотрудники ДПС в честь празднования «Международного женского дня» дарили женщинам цветы, не забывая при этом напомнить правила дорожного движения [59].

За безопасность детей на дорогах в последнее время выступают и представители буддийского духовенства. Так, например, недавно в с. Кижинга представители буддийского духовенства в союзе с сотрудниками Госавтоинспекции, активистами отряда ЮИД и провели акцию, направленную на повышение детской безопасности на дороге. Организаторы профилактического мероприятия побеседовали с водителями транспортных средств и напомнили им о самой незащищенной категории участников дорожного движения [46].

Периодически в городе на остановках развешиваются плакаты социальной рекламы «Рули трезвым», «Подари мне жизнь», «Россия без абортов».

Таким образом, социальная реклама в нашем регионе набирает популярность. Однако львиная доля социальных проектов по-прежнему остаётся либо незамеченным, либо малоэффективным.

Как и прежде правительство Бурятии не выделяет достаточно финансов для разработки и раскрутки такой рекламы. Не проводит исследования по продуктивности того или иного проекта. А местные некоммерческие организации до сих пор остаются на уровне выпуска плакатов, баннеров и листовок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.