Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Библиографирование как процесс б/гр. деятельности. Основные этапы подготовки пособий. Технология создания б/гр. пособий в авт-х системах.




Библиографирование – создание библиографической информации в форме б/гр пособий. Процесс б/гр-я включает: 1) преобразование (отражение первичного документального массива или потока посредствам его б/гр. обработки в исходную БИ? или коммуникативного назначения. 2) целенаправленная переработка исходной БИ, ее оценка в соответствии с потребностями и запросами. Библиографирование включает: -б/гр. выявление, -б/гр. поиск, -изучение документов, -б/гр. отбор, -составление б/гр. знаний?, -б/гр. группировку, -разработка научно-справочного аппарата. Методика создания б/гр. пособий – зависит от многих факторов: темы, целевого и чит. назначения, жанра. О. существует метод. правила и приемы для составления любых б/гр. пособий. Эта общая методика является основной для создания пособия, но для качественного доведения его необходимо использовать частную методику. Подготовка каждого б/гр. пособия складывается из основных этапов: 1 Подготовительного. 2 Основной (аналитический и синтетический). 3 Заключительный. 1 Подготовительный этап включает: А) выбор и изучение темы. Б) разработка плана-проспекта. В) выявление лит-ры по теме пособия. Досконально разобраться в существе проблем – это поможет избежать ошибок при отборе документов, их расположении, оценивание ее б/гр. обеспеченности. План-проспект – основной документ, регламентирующий всю дальнейшую работу по созданию б/гр. пособия. В проспекте содержится: - обоснование темы (формируется общий замысел б/гр. пособия, целевое и чит. назначение), - определяется тип пособия: рекоменд-й, науно-вспомогательный, - жанр пособия (проспект, буклет). Принцип отбора: -органический (содержательный (все виды док. по теме), формальный (хронолог-е рамки 5-6 до 12 лет, вид издания книги, статьи, язык, место изд., тип лит-ры, вид?). -качественный – наличие лишь в самой общей форме (ходож.,?, актуальн.) Источники выявления (основные, дополнительные). Стр-ра б/гр. записи (БО, аннотация (справочная, реферативная, рекомендательная)). Стр-ра б/гр. пособия – способ группировки материала (систематический, тематический, алф-й, хронолог-й). Перечень разделов рубрик, подрубрик. Состав СБА (вспомогательные указатели, приложения, предисловие). Выделяются: объем, этапы составления пособия. I Выявление литературы по теме: осущест-е б-гр. разыскания, с максимальной полнотой, отбор док. по нужной тематике регламетир. Пл-Пр. Если сведения об издании вызывает сомнение, то его следует включать в рабочую картотеку. II Основной этап. Аналитический (-общий б/гр. -анализ док, -составление БО, -аннотирование, -реферирование, -индексирование, -предметизация, -окончательное оформление б/гр. записи. Синтетический (-отбор док., -группировка б/гр. записей (состоит из 3 операций: 1 разделение всего массива на определенные группы по избранному признаку. 2 определение последних разделов, подразделов, рубрик. 3выбор способа расположения внутри рубрик). Способы группировки: формальный – обеспечивает поиск конкретного док. по их внешним признакам (алф, хронолог.), содержательный (систематический – БО не всегда раскрывает тематику док; тематический – необходимо обращение к аннотации или реферату; предметный – группировка по предметным рубрикам, а сами рубрики по алф-ту). Рекомендательный: преследует цели руководить чтением, построение логическое от общего к частному, от простого к сложному. III Заключительный этап: -подготовка СБА (вспомог. ук-ли, приложения (вступительная статья, предисловие, метод. советы), -редактирование, -оформление б/гр. пособия. Составление б/гр. пособий с помощью средств автоматизации. Внедрение автоматизированных технологий в библ. процессы позволяет использовать ЭВМ для составления пособий. Непременным условием для этого наличие БД в виде электронных каталогов и картотек журнальных статей. По телеком-м связям возможно использовать для той цели БД крупных библ. (СРR). Процесс выявления док. по теме б/гр. пособия осуществляется путем просмотра БЗ в БД. Для этого из названия темы выбираются ключевые слова и/или предметные рубрики формируют ПОД. Во всех АБИС, созд. в отечественных библ., формат БЗ позволяет вести темат. поиск по ключевым словам и класс-м индексам. Комп-я технология позволяет создавать новый тип пособий на компакт дисках (СD) с использованием мультимедийных систем. Хар-ра рекоменд. лит-ры может сопровождаться (музыкой, беседой, показом фотографий).

Тех-гия созд б/гр пособий в автоматизирован системах. Реализация в автоматизирован системах зависит от того какие системы работают в б-ке. Н-р, автоматизирован система руслан; автоматизиров биб системабиблиотека 5; интегральная биб информ система ИРБИС; МАРК искуэль. Сегодня реализация СБО осущ в рамках реализации АРМ читатель и АРМ каталогизатор. Осущ ретроспектив поиск и б/гр информирование, комплексный поиск, интеллектуальный поиск итд.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.