Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система рекомендательных краеведческих библиографических пособий: критерии ее формирования, структура.






Характеристика основных типов пособий и их использование в библиографической работе.Этим вопросом занимались – Щерба, Михлина, Мамонтов. Система – это упорядоченное совок-ть КБП наход-ся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. Рекомендат-ые БП способствуют распространению знаний б/гр-ми методами. Потребителями РБП могут быть: учителя, лекторы, экскурсоводы, музейные лекторы, туристы, школьники разных классов. Созд-ся универсальные тематические БП, биобиблиографические самых разных типов, жанров. Могут широко исп-ся жанры памятки, дайджесты, план чтений, круг чтения.1 гр. универсальных БП имеют типичное название: указатели типа «Что читать о … крае». Этот тип указ-лей начал формироваться с начала 50-х годов. Это были БП в которых отражается лучшая лит-ра, доступная, за последние 5-10 лет по всем вопросам жизни края. Эти указ-ли созд-ся и аннатируются, носят как правило рекомендат-й харак-р. 2 гр. пос. «Комплексные указ-ли» край за… лет. Комплексные – это указ-ли в которых отраж-ся лит-ра о достижениях, изменениях экон-ой жизни, культурной жизни края. В них имеет место произ-во, с/х., здравоохранение, лит-ра о развитии в области культуры «край в … пятилетке».3 гр. «календари знаменательных и памятных дат». Созд-ся для подготовленного читателя. Это самое оперативное БП изд-ся ежегодно. Они м/б. использованы б-рями, лекторами, необходимы для выполнения справок, для проведения массовых мероприятий. Отражают основную лит-ру о юбилейных датах. 4 гр. тематические пособия – явл-ся дополнением для «Что читать о … крае», широко раскрывает тему, обогащают круг источников. Тематика м/б. связано с историческими явлениями, вопросы изучения культуры края. Н-р, «указ-ль посвящ-ой ВОВ», «Крестьянство и колхозостроительство», «Край в худ-ой лит-ре», «Север в годы ВОВ», «Владимирский край в худ-ой лит-ре». Персональные указ-ли, биобибл/гр. словари – это рекоменд-ые БП, веорятно главная задача этих пособий подчеркнуть и показать влияние края на творчество и влияние деятеля к краю. Созд-ся Биобибл/гр. пос. о лицах деят-ть которых харак-но и преимущественно проходило на этой территории, о связи их с краем. Н-р, «Писатель и край», «Край в творчестве писателя». Для всех пос. харак-но отбор лучшей лит-ры, сопровождение их советами б-рю по использ-ию лит-ры и по его распространению.Рек. б.п. о крае необходимы для распространения знаний о крае среди всех категорий читателей. Среди юношества, молодежи, тех кто помогает познавать край, учителей, лекторов, б-рей. Рек. б.п. о крае появились в 20-х гг. 20 в. Создавались общ-ва изучения края или по личной инициативе энтузиастов, кот. Работали в этом общ-ве.число их было не велико. В нач. 50-х гг. были выпущены первые весточки «Что читать о крае»в Хабаровске и Чувашии.. далее появились комплексные указатели, кот. наз-ся «край за …лет. Они предназначены для подготовленной группы чит-лей, кто распр-ет знания и их задача раскрыть лит-ру о достижениях края за опред. период времени, по самой актуальной тематике.и позволяет сопоставить что было а что есть. Эти б.п. появились в 40-х.хорошо дополнять эти указатели стали «календари знаменат. пмятных дат». Тоже для подготовл. чит-ля. Посвящены юбилеям, событиям. Появились в 39-40-е впервые в ростов. науч. б-ке в виде плакатов.потом был запрет на КЗПД. Тематич. указателей было множество по разным сторонам жизни края.(природа, история, эк-ка, кул-ра, искусство). Тем. Б.п. позволяют глубже раскрыть тему. Также в эту подсистему входят персон. указ-ли. Посвящены писателям, деятелям искусства. Художникам края.предст-ют собой памятки. В кот. отраж-ся лучшие произ-я, лучшая лит-ра о нем.. созд-ся и биобиблиогр. Словари. например, писатели Сибири, Москвы) потом словари о других деятелях края. О рев. деят., героях сов. Союза.Сс.пособий склад-ся по терр.: -о респуб.в целом, -о муницип.образован.

 

 

Система научно-вспомогательных краеведческих библиографических пособий: критерии ее формирования, структура. Характеристика основных типов пособий и их использование в библиографической работе.

Система-совокупность б/гр.пособий взаимодействующих между собой. Науч-вспом. Б.п. о крае преследуют цель оказания помощи иссл-лям края, ученым в разл. обл. знания, занимающимся сн. Проблемами кул-ры, природ. Богатств и не только этого края. НВКП – это база для иссл-я общих проблем.. текущ. б.п. являются базовыми для создания всех др. типов б.р. указ=ли новой КЛ предназначены для оператив. инф-ния о новой лит-ре чит-лей. Без чит. адреса. Источинком явл-ся лит-ра поступающ. в б-ку.принцип отбора лит-ры: сведения о крае, обобщенность материала, неповторимость мат-ла. Исп-ся аннотация. Чаще систематич. Способ расположения и снабж-ся вспом. Указ-лями (именной, геогр.)ГПНТБ с 1964 издает тек. б.п. отр. хар-ра. Для иссл-лей.в посл. Годы появл-ся указ-ли книг для массового читателя. В подсистему НВКП также входят универс. Ретроспект. Б.п.. первый указатель был указатель о сибири, ретроспективный.. их цель собрать воедино всю лит-ру о крае, кот. была издана за все годы, по все вопросам развития края. Здобнов предложил выпускат по сериям. Например, бгр-фия дальневост. Края.работа д/была вестись в хронологич. Рамках. Целесообразнее издавать по мере готовности и по мере потребности. Кроме универсал. созд-ся отр. и темат б.п. отр. Б.п. появились впервые во 2пол. 19 в. и в нач. 20 в. Наиболее активно они стали издаваться в 60-70-е гг. по истории созд-сь общеисторич. Б.п. (история тасср). Но преобладали чаще тематич. б.п. это октябр. рев-ция, Вов, они как бы доп-ют отр. б.п., глубже раскрывают тему. В подсистему б.п. ретросп. Хар-ра входят указ-ли персон. Задача раскрыть вклад деятелей края в ту или иную область знания. Биобгр. Словари появились в дорев. Годы. Носили универс. Хар-р. Персон. Тоже до рев-ции.. в 20-е гг. было положено начало указ-лям писатели края. Далее стали созд-ся указ-ли художников, композиторов. Также в эту подсистему входят указ-ли б.п., цель их раскрыть истории. б/гр-ии края, б/гр-ая освещенность. Попытка была в 20-х гг шыдловским- топография России. Здобнов об Урале создавал. В 50-х гг. закладывается основа создания ук-лей новой краевед.лит-ры, к-ые по содерж универсальны, они созд-ся о крае в целом и об отдельн. районах. В Татарии такого не было.

Ук-ль нов.краев.лит-ры-это б/гр.пос. в к-ых отражается лит-ра по всем вопр.жизни края выходящая в текущ.период.

В 2 пол. 50-х решено издавать ук-ль «Б/гр я краев. б/гр-ии». еще есть ук-ли период. изд-ий. Иссл-лю важно какие газеты изд-сь в … время, что писали. Одним из инициаторов явл-ся Васильев. Перв. указ-ль за 1 год. Затем стали издавать ук-ли ретроспект. хар-ра в 80-е гг б. составлены ук-ли период. печати Урала. Способы расположения разные всегда. Хронологич, алфавит. – этот более целесообразен.В аннотации пишется какие изменения, направления, журналисты, кто публикуется часто. Также есть указ-ли содерж-я период. изд-ий. Начали созд-ся в конце 30-х 19 в.годовым комплектом губернских ведомостей и к 2 пол. 19 в почти бол-во ведомостей имели подобные ук-ли. В 60-е гг нач-ся созд-е УК-лей содерж-я литер-худ журнала «УК-ль к журналу «сибирские огни».

Созд-ся и универсальные ретроспективные б/гр.пос.Они созд-ся в целом о крае и об отдельн.районах и городах.Такие б/гр.пос. выполняют подытоживающую функцию. Наряду с универсальными созд-ся и отраслевые и тематич.б/гр.пособия.Они составляют большую часть.Есть по истории, по ВОВ, о природе, ресурсах.Главн.задача таких указателей многоаспектно раскрыть любую из отраслей и тем.

Биоб/гр-ие пособия созд-ся и группе лиц, и отдельн. персонажах. Чаще созд-ся персональные.

Ук-ли период. изданий отражают период. печать, выходящую на территориикрая и для края, но на др.территории.Такие ук-ли раскрывают состояние период.печатина опред.момент, и яв-ся ретроспективными.

Ук-ли содерж.период.изданий отраж-ся все публикации в газетах и журналах.

Ук-ли краевед-х б/гр.пособий, их цель: раскрыть б/гр-ую обеспеченность края, стали активно созд-ся в 20-х гг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.