Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные проблемы инф-но-биб-ного обслужив.






Сегодня заметна тенденция к специализации и дифференциации обслуж-я.Вместе с тем возникает необх-ть и в интеграции.Например, в связи с ростом чит-их запросов некоторые б-ки осознают необх-ть более тесной технологич.связи фондов и обслуж-я в целях оперативн. выполнения.Специализация в наши дни обычно вызвана особыми запросами новых групп польз-лей, появлением в соответ.с этим новых услуг, вследствие чего созд-ся новые структурн.подразделения.При этом б-ки значительно отходят от структуры, сложившейся в начале 80-х годов.В соответствии с большим спросом на эк-ую, юрид. инф-ю сейчас во многих б-ах появ-сь кафедры выдачи этой лит-ры или отделы (секторы) деловой инф-ии, чит.залы бизнес-инф-ии, инф-но-деловые центры.Выполнение б-ми услуг, связанных с современ. технологиями, обусловило появление залов для работы в Интернет (Интернет-центр, Интернет-класс), CD-ROM-центров.Появление на инф-ом рынке новых видов д-ов (компакт-дисков, аудио, видеодокументов)приводит к росту спроса на них и включению их в фонд б-к.С увеличением этих фондов и соответствующего спроса б-ка вынуждена принимать управлен-ие решения и выделять специализир-ые структурные подразделения.Новый тип отношений с пользователями предполагает организацион.изменения: расширение системы фондов открыт.доступа, приближение к польз-лям подразделений обслуж-ния, обеспеч-их массовый спрос на наиболее актуальную инф.(чит.зал нов.поступлений, чит.зал периодич.изданий, медиатека, абонемент), создание системы гибкой планировки помещений без выделения специальн.чит-х залов и др.Цель, задачи и принципы б-го обслуж-ия опред-ся в зависимости от понимания роли библиотеки и господствующей в обществе концепции читателя, что, в свою очередь, обусловлено более общими политическими и идеологическими теориями, так как цели публичной библиотеки напрямую зависят от целей самого общества.В настоящее время в условиях переходного периода развития государства определение цели библиотечного обслуживания стало одной из важнейших задач российского библиотечного сообщества.Отказ от идеологической функции библиотеки и осознание сути библиотечного обслуживания как средства социализации личности через предоставляемую ей информацию позволяет сформулировать цель современного библиотечного обслуживания как предоставление пользователю широкой и полной информации, необходимой для решения его различных жизненных проблем, то есть способствующей социализации личности в современном обществе.Сформулированная цель позволяет определить задачи библиотечного обслуживания, шаги, которые необходимо сделать для достижения цели: -снижение барьеров (физических, интеллектуальных, технических, организационных, межличностных, финансовых) доступности получения пользователем необходимой ему информации и библиотечных услуг; -постоянное изучение читательских и информационных интересов, запросов и потребностей пользователей с целью наиболее полного их удовлетворения; -расширение номенклатуры и повышение уровня креативности предоставляемых пользователю услуг; -содействие формированию культуры чтения и информационной культуры пользователей.Сегодня принципы (библиотечного обслуживания могут быть уточнены и сформулированы следующим образом:

Принцип конгруэнтности (от лат. congruens — соответствие, гармония) — важнейший принцип библиотечного обслуживания. Он означает, во-первых, соответствие библиотечного обслуживания (основных направлений, форм, методов, а также технических средств и т. д.) тем задачам, которые ставит перед собой общество, во-вторых, соответствие потребностям пользователей, и в-третьих — его соответствие уровню развития самой отрасли.

Принцип толерантности и приоритета интересов личности пользователя означает, что вся работа библиотеки в целом и процесс библиотечного обслуживания в частности организуются в интересах личности, ориентированы на ее потребности и запросы. Это, однако, не означает, что библиотека только «идет за читателем». Нет, в ходе библиотечного обслуживания благодаря использованию широкой информационной базы читательский интерес может быть развит, углублен, расширен или, наоборот, свернут и т. п.

Диалог, общение (библиотекаря с читателем; читателя с читателем) — важнейшие элементы библиотечного обслуживания. Читателю, пользователю должна быть дана возможность не только получить информацию, но и оценить качество полученной услуги, обменяться мнением с другими пользователями и т. д. Диалогичность проявляется в насыщении библиотечного обслуживания формами работы, где пользователь выступает активным участником. Реализация этого принципа требует постоянного поиска новых форм библиотечного обслуживания. Особенно важно соблюдение данного принципа в отношении молодого читателя, остро реагирующего на нравоучение, прямолинейную дидактику, навязывание какой-либо информации или услуги и т. п.

Принцип индивидуализации и специализации библиотечного обслуживания предполагает, с одной стороны, учет индивидуальных особенностей пользователя, когда при выполнении его запроса учитывается и его прежняя «читательская (пользовательская) история», а с другой — развивающуюся тенденцию персонализированного обслуживания, которая определяется такими технологическими возможностями библиотеки, как предоставление персонального компьютера, смарткарт, магнитных карт и др.Принцип системного подхода зиждется на теории познания, утверждающей, что лишь систематизированная информация приводит к формированию знания. Таким образом, библиотечное обслуживание должно способствовать получению знания из разрозненной информации и стимулировать развитие системного мышления пользователя.

Принцип наглядности библиотечного обслуживания опирается на тот факт, что более 80% информации воспринимается человеком посредством зрения.

Принцип комфортности библиотечного обслуживания был сформулирован сравнительно недавно. Он отражает новую идеологию библиотечного обслуживания, в центре которого сегодня находится личность, пользователь. Удобство, комфортность доступа к информации сегодня на первом плане.

 

 

20. Планирование биб деят-ти: значение, сущность, принципы, виды планов.

Большинство биб-рей негативно относились к планированию. Сегодня мы изучаем заруб. методику планир-ия. Планирование деят-ти б-ки объект-ной необходимостью, т.к. эф-я работа невозможна без определения цели, задач. Содерж. планир-я состоит в определении основных целей б-ки, опред-е видов работ, исполнителей, объемов, срока их выполнения с учетом материальных источников и потреб-тей пользов-лей. Планир-е направ-но на обеспеч-е наиболее рацион-го использ-я биб-б/гр. ресурсов, призвано преодолевать несогласован-ть мероприятий в выборе направлений развития б-к. Призвана преодолевать несогласованность мероприятий и выборе направления развитие биб-ки. Основные задачи планир-ия библ-ого дела: - выявление потребностей в биб-б/гр. информ.обслуживание. – выявление необходимого для их удовлетворения материальных, финансовых ресурсов. – определение наиболее рационального исп-ний этих ресурсов. – повышение эффект-ти библ-ой деят-ти для достижения макс. возможных социальных результатов библ-ой работы. Планир-е предусматривает решение соц. и эк. задач. Соц. – направл-на на выполнение основных задач б-ки, эк. - на поиск наиболее рациональных путей реш биб вопросов. Социальные задачи планир-ия направл. на реализацию основных функций биб-ки: информ-ые, координ-ие, обслуж-ие. Принцип планирование: 1) научности, она выраж-ся в том, что в планиров. основ-ся на достижение научно-технич. прогресса и выводов экономики и математики и других существующих наук.2) социальных ориентированных планов – это означает, что при планирование отдается предпочтение соц-ым целям, организ-ым и техническим. 3) принцип взаимосвязи отраслевого и регионального аспекта планирования 4) принцип непрерывности, т.е. не должно быть периодов которые не охвачены планом, 5)принцип приемственности- один план вытекает из другого. Методы: - аналитический, заключ. в анализе планиров. процессов. – нормативный, задача состоит в обосновании плана прогрессивными нормами и нормативами. – экспортный, основан на использования опыта и интуиции специалиста.

В зависимости от сроков действия планы бывают: - Стратегические, - Перспективные, - Текущие.По объему планиров. работы разделяют: -план биб-ки, - план стр-ого подразделения, -индивидуальный план сотрудника биб-ки.

Планы могут быть: 1) универсальные (охватыв. работу всей биб-ки), 2) тематическими (отраж. только один из направлений ее деятельности). Все планы призваны обеспечить совокупность, планомерность и согласованность развития биб-ки и должен быть приведены в систему которую обеспечит непрерывную работу по плану и устроит дублирование. Система планов должна включать стратегический план, годовой план.

Стратег. план сегодня биб-ам важна своей управленческой деят-тью.Стратег. план – продукт совместного творчества администрации и коллектива и никто не устанавливает для них обязательных форм и системы показателей. Стратег. планиров. – это комплекс процессов и способов разработки и реализации стратег. развития, т. е. творческий процесс формулирования и достижения целей, содеж-ся в составленном плане.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.