Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология библиотек: сущность проблемы, критерии типизации.






В библиотековедении при решении многих задач часто используются два родственных метода – классификации и типологии. Отправная точка классификации – единичные понятия. Типология – это синтез общего и особенного, сходства и различия.

Типология – это научный метод, основа которого расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология объектов используется в целях сравнительного изучения существенных признаков связей, функций, отношений, уровни организаций объектов. Типология библиотек строится на основе выявления типичных и специфических признаков, позволяющих распределить многообразную систему библиотек на группы. В результате изучения существенных признаков библиотек относят к типам и видам. Группа библиотек, образованная при классификации по основному признаку называется типом. А созданные в результате дальнейшей детализации видом, подвидом. Брюсовом В.Я. была предпринята первая попытка типизации библиотек: просветительные, научные, школьные. В 1934 г. Приняли схему в которой библиотеки подразделялись на 4 группы: массовые; детские; библиотеки проф-тех училищ; научные и спец.; были и противники, полагали, что все биб-ки массовые, т.к. они рассчитаны на широкий круг читателей. И в то же время они научные, т.к. содействуют образованию. Впервые теоретическое обоснование проблем типизации предприняли в 1939 г. Фрумин говорил, что назначение типологии состоит в размежевании задач и функций различных биб-ых учреждений. За основу делений им взят характер запросов читателей, что привело к обозначению 2 типов библиотек: массовых и научных. Черняк и Петрова называли 2 типа: массовые и специальные, т.к. они позволяют различать библиотеки по характеру, содержанию и направлению работы соц. назначение считал Карташов является главным типообразующим признаком, т.к. позволяет различать библиотеки по содержанию и направлению работы. Он называл 2 типа: универсальные и специальные. Позже эта точка зрения официально была закреплена в положении о биб. деле (1984 г.). Универсальные библиотеки дифференцируются на 2 вида: массовые, научные. Специальные библиотеки в качестве типообразующего признака имеют удовлетворение информационных потребностей, связанной с научной, производственной, учебной деятельностью и деятельностью по подготовке кадров. Специальные библиотеки классифицируются по отраслям экономики и включают в себя 3 большие группы: библиотеки общественных наук, библиотеки естественного научного и прикладного профиля. Дальнейшая группировка может производиться по отрасли знания, которую обслуживает библиотека, например, медицина. Вторичным признаком деления специальных библиотек является характер обслуживаемой отрасли. Выделяются библиотеки предприятий, производственные, библиотеки научно-исследовательских учреждений, научные, библиотеки учебных заведений, учебные. Типы: национальные, универсальные, специальные. Виды национальной биб-ки: по отраслевой специализации (ГПНТБ, ГЦНМБ и ЦНСХБ); по территориальному разделению (республиканская биб-ка) Виды универсальных биб-к: научные и массовые. Дальнейшее деление производится по административно-территориальному, ведомственному признакам, возрастному составу читателей и статусу биб-ки. По первому признаку выд-ся региональные и местные (областные, краевые, городские, районные, сельские), по второму – гос, профсоюзные; по возрастному составу читателей – для взрослых, детские, юношеские; в зависимости от статуса – центральные, головные, филиалы.Виды спец биб-к: общественно-научные, естественно-научные, прикладного профиля. Дальнейшая детализация – по отраслям науки и промышленности.

 

 

10. Библиотечные сети, системы, подсистемы, принципы их взаимодействия. Корпоративность, как один из базовых принципов разработки систем.

В основе организации и функционирования библиотечного дела лежит принцип системности. Библиотеки образуют объединения, именуемые «библиотечные системы».

Библиотечная система – совокупность взаимодействующих библиотек, объединенных на определенных договорных условиях в целях более полного удовлетворения запросов пользователей и эффективного использования библиотечных ресурсов.Библиотечная сеть – библиотечная система, объединенная: общностью задач; организационных решений; рядом единых признаков: принадлежность к определенной территории, учредителю, отрасли. Большую роль играет гос. сеть биб-к, т.е сеть биб-к министерства культуры.

Большие системы обычно состоят из сотен и даже тысяч самостоятельных компонентов. Обычно не требуется, чтобы каждый отдельный компонент активно взаимодействовал со всеми остальными частями системы. Таким образом, отдельные компоненты собираются в группы или кластеры модулей, которые интенсивно взаимодействуют между собой. При этом, взаимодействие отдельного компонента с остальной системой не так активно или вообще отсутствует. Подобные группы компонентов называют подсистемами (subsystem), и они могут собираться, управляться и обслуживаться изолировано от остальной системы. Библиотечные системы обладают способностью изменять и формировать варианты своих действий. Здесь действует принцип координации, кооперации и централизации. Биб-ки кооперируются, создаются новые биб-ки – корпоративные системы – объединенные системы определенного региона, отрасли или ведомства. Система биб-к России включает в себя множество типов (научную, публичн. и др.) и видов биб-к. Сеть публичных биб-к явл-ся самой крупной библ-ой сетью страны. Включает в себя общероссийские и др. федеральные биб-ки.В сеть публичных биб-к входят и ЦБ всех 89 субъектов РФ (универс., научн., детские, юнош., спец. биб-ки для слепых). Важнейшей сетью публ. биб-к явл-ся сеть муниципальных публ. биб-к. Разраб. АБИС сегодня во многом связано с созданием и развитием корпоративного и сетевого биб-ого ресурса. Пример: автоматиз. системы Рос. сводного каталога по научно-технич. лит-ры поддерживает ГПНТБ с 1987г. В дальнейшем развитие корпоративных биб-ых систем должно привести к тому, что биб-ки будут: -осуществлять ретроконверсию, - создавать полнотекстовые БД, - организовывать службы заказа электр. доставок док-ов, - интегрирование корпоративные ресурсы в мировое инф-ое пространство. В целом корпоративность выступает сегодня ведущей тенденцией развития биб. информ. систем и технологии.Корпоративность. Созд автоматизирован информ библ систем термин биб сети в иностр отечествен спец лит-ре прим-ся также для обозначения библ информ компьютерной сети. Под биб информ компьютер сетью поним-ся совок-ть б-к взаимодейств на основании автоматизирован тех-гии, оснащенных электрон ср-вами связи обработки и поиска информ. Что же касается корпоративности то сегодня ведены такие понятия как интранет, корпоративная сеть, распределен ведомственная сеть, в том числе фирмы, корпорации, организ итд. Они предназ для обеспеч теледоступа своих сотрудников и деловых партнеров корпоративн информ ресурсом и использ прогр продукты и тех-гию интернет. Состоит корпоративная сеть из типовых биб информ комплексов, базовых вузов НИИ и вкл 17 б-к. сущ-ет формировании корпоративн сетей по рез-там тендеров. Подобная схема широко применяется за рубежом, а в послед 5 лет стала примен-ся и в России, и становится доминирующим при построении корпоративн сетей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.