Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания для самостоятельной работы. Ответьте на вопросы: Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих?
Ответьте на вопросы:
- Каковы особенности соотношения разных видов памяти у незрячих и слабовидящих? Компенсаторное значение памяти в их психическом развитии.
- Укажите специфические особенности наглядно-образной памяти у слабовидящих.
- В чем своеобразие словесно-логической памяти у незрячих и слабовидящих?
- Каковы особенности формирования и развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением зрения?
- В чем своеобразие в формировании и развитии понятийного мышления незрячих и слабовидящих?
- Какова специфика мыслительных операций у детей с нарушением зрения?
- Каковы особенности речи у детей данной категории и в чем заключается ее роль в компенсации слепоты и слабовидения?
- Как влияют слепота и слабовидение на формирование и развитие эмоционально-волевой сферы?
- Каковы особенности внимания при слепоте и слабовидении?
- Что такое тифлопсихология? Что является ее предметом и объектом?
- Какова связь тифлопсихологии с другими смежными науками? Вклад тифлопсихологии в педагогическую психологию.
- Кто относится к категории детей с нарушением зрения (имеется в виду степень выраженности зрительного дефекта и время его возникновения)?
- В чем заключается современная теория компенсации слепоты? Возрастные аспекты формирования компенсации.
- Как влияет нарушенное зрение на формирование личности?
- Какова роль деятельности в психическом развитии незрячих и слабовидящих, в компенсации отклонении, связанных с нарушением зрения?
- Каково влияние нарушения зрения на развитие сенсорной сферы слепых и слабовидящих?
- Какие особенности в формировании и развитии зрительного восприятия у детей со зрительным дефектом? Причины его своеобразия.
- Как формируется и развивается осязание у незрячих и слабовидящих детей?
- Какие особенности в формировании и развитии представлений объектов окружающей действительности у незрячих, слабовидящих и поздноослепших?
- В чем заключаются трудности пространственной ориентировки при слепоте и слабовидении? Роль сохранных органов чувств в их ориентировке.
- Что составляет предмет сурдопсихологии?
- Какие существуют варианты нарушений слуха?
- Каковы причины нарушений слуха?
- В чем состоит различие в психическом развитии детей с разной степенью нарушений слуха?
- Как изменяется психическое развитие детей в зависимости от времени нарушений слуха?
- Какие условия обеспечивают всестороннее комплексное психическое развитие детей с нарушением слуха?
- Какие сложные комплексные нарушения встречаются у детей с нарушением слуха
- Каковы особенности психического развития глухих детей в раннем детстве?
- Как развивается психика глухого ребенка в преддошкольном и дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность психического развития глухих детей в этом возрасте?
- Какого уровня развития достигают восприятие, образная память и наглядно-действенное и наглядно-образное мышление у глухих детей к концу дошкольного возраста? От каких условий зависит разная успешность в степени этого развития?
- Какие варианты в степени и характере развития словесной речи встречаются у глухих детей к концу дошкольного возраста? Какими причинами определяется разная успешность развития словесной речи у глухих детей к концу дошкольного возраста?
- Как развивается словесно-логическое мышление и словесная память глухих детей в дошкольном возрасте? От каких причин зависит успешность соответствующего развития?
- Что такое жестовая речь глухих людей? Каково ее происхождение? Как глухие дети с нарушением слуха овладевают жестовой речью?
- Чем различаются разговорная жестовая речь и калькирующая жестовая речь? Какие компоненты составляют речь того и другого вида? Как строится высказывание в разговорной и калькирующей жестовой речи?
- Какими особенностями характеризуется жестовая речь в зависимости от уровня психического развития человека в целом и от степени его владения словесной речью?
Общие закономерности психического развития, присущие нормальному и аномальному ребенку. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.
Специфические закономерности аномального развития.
Основные ступени развития и социализации человека при наличии у него отклонений (медико-биологическая, психологическая, социально-психологическая, педагогическая характеристика разных категорий детей).
Дефект и компенсация. Теории компенсации. Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Внутрисистемная и межсистемная компенсация. Формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций в процессе компенсации. Компенсаторные возможности организма ребенка. Роль социальных факторов в компенсации дефекта. Псевдокомпенсация и сверхкомпенсация дефекта (стимуляция компенсаторных механизмов при сенсорных дефектах, при сложных недостатках в развитии, при искаженном развитии и др.).
Принципы учета условий компенсации дефекта: возраста ребенка, особенностей высшей нервной деятельности, социальных условий развития на момент компенсаторной перестройки организма; принципы индивидуального, дифференцированного, интегративного, личностно-ориентированного подходов к проектированию и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель – ребенок – родители.
|