Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приобщение человека к нормам и ценностям общества






Одной из самых основных проблем педагогической теории и практики является приобщение человека – биологического существа к нормам и ценностям общества – социальным ценностям. Наверное, именно поэтому педагогика существует столько, сколько существует общество, что только в рамках целенаправленного обучения и воспитания можно объединить биологическое и социальное в человеке и получить личность, способную к жизни и труду в коллективе. Эта проблема имеет различные ракурсы рассмотрения, и многие науки внесли свой вклад в ее разрешение: философия, социология, психология, физиология и другие. Однако педагогика имеет свою специфику, предполагая, что только стороннее воздействие на человека способствует развитию личности – мало родиться человеком, чтобы быть им, нужно еще и жить по-человечески. «По-человечески» в понимании педагогики означает - взаимодействие с коллективом, постоянное обучение, воспитание и самовоспитание и, конечно, труд, без которого в любой момент может произойти деградация личности.

Важно представлять себе, как педагогика видит основные понятия, встречающиеся на пути становления личности человека. Эти понятия -«человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Человек как биологический вид живет, проявляет себя, становится человеком только в обществе. За пределами общества понятия воспитания, обучения и социализации не имеют никакого смысла. Вне общества, вне средовых, фенотипических воздействий человек не станет личностью. Всем знакомы ситуации, когда по тем или иным причинам не была сформирована личность, чаще всего это связано с отсутствием стимулов (вынужденная изоляция от людей, недостаточная забота родителей, безнадзорность и беспризорность) к развитию, и как следствие - появляется феральный человек, современный Маугли. В таких ситуациях становится особенно ясно, что потенциал личности ничего не значит, если сама личность не сформировалась. Личность не является имманентно присущей природе человека, а лишь стадией развития, функцией средового воздействия. Именно этот аспект и делает необходимой педагогическую поддержку на всех стадиях развития ребенка, а также становления и функционирования взрослого. Девиз Я.А. Коменского «учиться не на всю жизнь, а через всю жизнь» еще раз напоминает нам, что личность возникает на определенном этапе развития человека, формируется и функционирует в течение жизни, но только в том случае, если для этого созданы должные педагогические условия. Но чтобы понимать, какими должны быть условия, нужно уточнить основные понятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.