Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индукция эмоций






В отличие от вечера-портрета режиссер опирается здесь на массовое шествие различных категорий и групп участников, которое художественно подано и превращено в театрализованное действие. От эпизода к эпизоду нарастает в таком действии коллективная эмоция, проводящая в финале к настоящему эмоциональному разрыву.

Однако наблюдения и многолетний опыт показывают, что эмоциональная настроенность многих людей сама по себе не создает еще эффекта заражения. Необходим стимул, толчок для эмоционального воздействия на массы. В качестве такого толчка выступает индукция эмоций, которая дает предписание к действию, синтезирует и приводит к единообразию эмоциональную реакцию массы. Понимание значения и механизма индукции чрезвычайно важно для режиссера массового праздника. Очень часто бывает так, что праздничная ситуация, вызывая в человеке особый внутренний настрой, не делает его внешне активным. Эмоциональный внутренний настрой может подчас сформировать предрасположенность, готовность к действию, однако не побудить человека к участию в нем. Необходим дополнительный стимул, толчок, способствующий переходу эмоциональной готовности в праздничное действие. Таким толчком и выступает «прямая индустрия» как побуждение к той или иной реакции, к тому или иному виду социального действия, как призыв выразить такие же чувства, что и у окружающих людей.

Опыт показывает, что даже для такой однородной аудитории со сходной установкой, как комсомольский актив, бойцы студенческого строительного отряда, молодые рабочие, учащиеся профтехучилищ необходимо предусмотреть в сценарно-режиссерской разработке приемы, позволяющие реализовать готовность к действию, праздничную активность массы, особенно в рассредоточенном пространстве площади, стадиона, Дворца спорта. Широко используется, например, прием праздничной переклички районов, торжественной линейки студентов-строителей. Эти приемы сближают присутствующих, представляют их друг другу., сливают эмоциональный настрой отдельных групп в единую праздничную реакцию аудитории. Такая перекличка отдельных групп, представление их всей празднующей общности, прямое обращение к собравшимся как раз и выполняет роль «прямой индустрии», вызывая и многократно усиливая ответную реакцию.

Очень часто в качестве средства «прямой индустрии», содержащей предписание действия, может выступать удачно выбранное стихотворение, пеня, фрагмент из спектакля или кинофильма. Так, в финале одного из торжественных праздников, рассказывающем о коммунистах, ведущие обращались в зал со словами, посвященными партийному гимну «Интернационалу».

Такая сила в этом гимне,
Такая боль, такая страсть.
Мы с этим гимном брали Зимний,
С ним утверждали нашу власть.
В нем наше все пережитое,
В нем торжество,
Его поют партийцы стоя.
Как Ленин, стоя, пел его.

 

С. Сорин «С Интернационалом»

Эти стихи – прямая команда ведущего в зал. Причем команда необычная, в яркой, эмоциональной, художественной форме. Весь зал встает и активно включается в исполнение «Интернационала». Режиссеру нужно хорошо знать искусство и литературу, чтобы уметь вовремя найти такие точные акценты. Обычно подробного рода психологические и художественные моменты имеют не просто значение «индукции», но и интегрируют ее. В нарастающем В нарастающем от пролога через все эпизоды праздничного действия к финалу в процессе интеграции важную роль приобретает механизм круговой реакции. Перейдя от одного человека к другому, эта реакция, усиленная многократно, возвращается обратно и еще более активно воздействует на первоначальную группу или личность. Такая круговая реакция является особенно мощным, сильнодействующим оружием режиссера в условиях массового действия больших человеческих общностей, когда речь идет о взаимодействии и взаимовлиянии отдельных групп, различающихся по установкам и настрою на от или иной праздник.

 

Так, сценарно-режиссерская разработка комсомольско-молодежного слета гвардейцев пятилетки предполагает взаимодействие, взаимовлияние и интеграцию различных поколений комсомола, передовиков социалистического соревнования, инициаторов трудовых починов, отличников учебы ПТУ, победителей конкурсов по профессиям, наставников и т. д.В таком сценарии обязательно закладываются художественно оформленный момент переклички или коллективного рапорта, связанный с демонстрацией продукции, прохождением по залу отдельных групп, встречи поколений и т. д. Все эти моменты и создают возможность возникновения круговой реакции, интеграции празднующей общности рабочей молодежи. Мы видим, что в массовом празднике социально-психологическое заражение посредством «круговой реакции» происходит по линии: личность-группа-общность. Оно заключает в себе множество взаимовлияний, контактов, интегрирующих эмоциональный настрой и обеспечивающий праздничное общение. Все это должно давать реальное наполнение сценарию, если мы хотим, чтобы он дошел до конкретного человека.

 

В руках режиссера социально-психологические механизмы массового праздника превращаются в эффективное воспитательное оружие, благодаря которому первоначально аморфная масса превращается в коллективную общность участников праздника.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.