Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Томаса






Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3. компромисс;

4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации (приложение А). В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин " разрешение конфликтов", он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыш.

Опросник Басса-Дарки

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Текст опросника в приложении 3.

А. Басс разделил понятия «агрессия» (агрессивное поведение) и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессивных и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия – агрессия, которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена – взрывы ярости в форме крика, топания ногами, битья кулаками по столу (характеризуется не направленностью и неупорядоченностью).

Склонность к раздражению (раздражение) – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Обида – зависимость и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань).

Кроме того, выделяется еще один пункт – угрызения совести, чувство вины. Ответы на вопрос этой шкалы выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества). Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов, соответствующих ключ.

Ключ:

1. Физическая агрессия: «Да» - № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68, «Нет» - № 9, 17, 41.

2. Косвенная агрессия: «Да» – № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «Нет» - № 10, 26, 49.

3. Раздражение: «Да» – № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «Нет» - № 11, 35, 69.

4. Негативизм: «Да» - № 4, 12, 20, 23, 36.

5. Обида: «Да» - № 5, 13, 21, 37, 51, 58; «Нет» - № 44.

6. Подозрительность: «Да» - № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «Нет» - № 65, 70.

7. Вербальная агрессия: «Да» - № 7, 15, 28, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «Нет» – № 39, 66, 74, 75.

8. Угрызения совести, чувство вины: «Да» - № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

Группу методов математической статистики составляет компьютерная программа “Стадия”, включающая в себя описательную статистику и коэффициент корреляции Пирсона.

С помощью методов статистической обработки результатов эксперимента, т.е. использованием формул, способов количественных расчетов были обобщены и приведены в систему, выявив скрытые в них закономерности, показатели получаемые в ходе эксперимента. Речь идет о таких предполагаемых закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами.

Группу методов математической статистики составляет компьютерная программа “Стадия”, включающая в себя описательную статистику и критерий Стьюдента.

С помощью методов статистической обработки результатов эксперимента, т.е. использованием формул, способов количественных расчетов были обобщены и приведены в систему, выявив скрытые в них закономерности, показатели получаемые в ходе эксперимента. Речь идет о таких предполагаемых закономерностях статистического характера, которые существуют между изучаемыми в эксперименте переменными величинами.

К методам первичной обработки экспериментальной выборки относятся вычисления:

- выборочной средней, которая определяется при помощи следующей формулы:

=

Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у группы испытуемых;

- выборочной дисперсии, определяемой по формуле:

= ( - )

Дисперсия характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке.

- среднего квадратичного отклонения, которое равно квадратному корню, извлекаемому из дисперсии:

- коэффициента асимметрии, который определяется по формуле:

и выражает «скошенность» графика эмпирического распределения, т.е. тенденцию к спаду или росту больших значений наблюдаемой случайной величины. Результаты первичной обработки отражены в таблицах.

Для проверки гипотезы о случайности различия (сходства) выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются средние значения друг от друга, мы использовали один из основных параметральных критериев t -критерий Стьюдента. Т.е. с помощью t - критерия мы оцениваем уровень значимости различий, полученных в ходе эксперимента результатов по исследуемым факторам.

Для опровержения или принятия используется таблица квантилей t - распределений Стьюдента для предварительной вероятности I - а = 0, 95; 0, 99; 0, 999 с V степенями свободы. Данная таблица необходима для сравнения полученного результата вычисления экспериментального с квантилями - распределения Стьюдента, которые приведены в данной таблице.

По числу степеней мы определим квантили t (a, V) и тогда принимается нулевая гипотеза о сходстве, либо tэксп> t при а = 0.01 и тогда принимается альтернативная гипотеза.

В случае t (а=0.05) < tэксп< t (a=0.01) принимается решение увеличить число наблюдений.

Формула расчета t-критерия Стьюдента:

Т= |x1- x2|/ v m1-m2

Также нами были получены данные, выражающие скошенность графика распределения случайных величин – Аs (асимметрия).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.