Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социотип как индивидуальная характеристика личности. Основные виды и характеристики социотипов личности






Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустиновичюти на основании работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме и изложена в ее работе 1980 г. «О дуальной работе человека».

Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психических сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Исходя из выше сказанного, соционикой называется учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле – об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма», ТИМ, социотип, психотип, соционический тип).

Социотип – устойчивая структура личности человека, основанная на пропорциях между основными компонентами –сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. Спектр данных возможностей детерминирован сильными функциями в структуре психики личности. К.Г. Юнг выделял и рассматривал каждую из этих функций следующим образом, отметив, что эти функции представляют дихотомические пары: сенсорика (ощущение) и интуиция – функция восприятия информации, а логика (мышление) и этика (чувства) – функции оценки и принятия решения.

Сенсорика – это функция конкретного восприятия окружающего мира через органы чувств; ориентация на конкретику и точность воспринимаемой информации в пространстве. С помощью сенсорики мир воспринимается как чувственная реальность в ее конкретных формах, цвете, запахе.

Интуиция – это функция отвлеченного восприятия мир в целостных образах и фантазиях; это вторичное ассоциативное восприятие, воображение, эврестическое мышление, связанное с извлечением сенсорных образов из памяти. Логика – это функция психики человека, обрабатывающая информацию, способ мышления или рассуждения, устанавливающий необходимую связь явлений, закономерностей объективного мира. Этика – психическая функция субъективного суждения или оценки, основанная на вовлеченности во внутренний, душевный мир окружающих людей.

Другой характеристикой, выделенной Юнгом, была психологическая установка, которая может быть экстравертной либо интровертной – направленной преимущественно на восприятие внешнего мира, либо «внутрь себя».

Экстраверт – движется от частного к общему. Оперирует объективными фактами. Может охватывать большой объем новой информации. Может легко общаться сразу с несколькими людьми, даже с толпой. Ориентирован на растрату энергии. Расширяет поле своей деятельности. Объективное восприятие реальности.

Интроверт – движется от общего к частному. Рассказывает о своем мнении, своих взглядах. «Загружает» каждый новый внешний объект в себя. Общается один на один с конкретным человеком, тяжело удерживает внимание более чем на троих людях. Ориентирован на сохранение энергии. Склонен углублять и детализировать то, за что он берется. Субъективное восприятие.

Полагая, что «чистых» экстравертов и интровертов не бывает, Юнг считал, что у каждого человека одна из этих установок все же преобладает.

Помимо выше указанного Юнг разделил все функции на два класса: «рациональные», то есть лежащие в сфере разума – мышление и чувство, - и «иррациональные», то есть лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавление противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение – интуицию и наоборот), хотя этот простой принцип согласно Гнгу, выполняется далеко не всегда.

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция (ощущение либо интуиция), а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция (мышления либо чувства).

При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, иррациональность-рациональность) образуется 16 соционических типов.

Разными социониками было предложено несколько систем обозначения типов. Все системы условно делятся на две группы:

· «Персонажные» и «исторические» названия – псевдонимы, названные по имени известных исторических личностей или литературных персонажей, которые относятся к соответствующим типам.

· Характеристические обозначения – псевдонимы, указывающие на выраженные черты социотипов и (или) предпочтительную профессиональную принадлежность.

Интуитивно-логические экстраверты (ИЛЭ, Дон Кихот) – прирожденные исследователи и изобретатели. При этом они изучают не только то, что полезно, а “все, что интересно”, начиная от теории машин и механизмов, до бабочек и гусениц. Их хлебом не корми, дай прочитать о чем-нибудь загадочном и таинственном. Полученные знания ИЛЭ стремятся тут же применить на практике, но при этом редко бывают заинтересованы в получении реальной выгоды от своих открытий. Благодаря интуиции (1 канал) и логике (2 канал) представители данного типа способны в кратчайший срок перелопатить огромное количество литературы по интересующей их теме, как говориться, объять необъятное и “прорубить просеку” для идущих вслед за ними. Их теории и методы порой носят неординарный характер, что может привести к перевороту в уже устоявшихся взглядах.

Главным недостатком ИЛЭ можно назвать их вечное стремление отстаивать свои идеалы (хромает волевая сенсорика). Порядочность – это то качество, которое ИЛЭ более всего идеализируют. Однако при завышенных требованиях им очень сложно принимать жизнь и поступки людей такими, какие они есть на самом деле. Непримиримость в ущемлении чести, достоинства и свободы нередко толкает их на многочисленные “дуэли”. Порой они сражаются не с истинными врагами, а с ветряными мельницами, действующими только в их воображении. При очередном озарении ИЛЭ стремятся поделиться мыслями со всеми окружающими, даже не задумываясь, соответствует это моменту и обстановке (слабая функция этика отношений). К сожалению, они не всегда способны дослушать собеседника или оппонента до конца, а перебивают их на полуслове. За это их иногда называют чрезмерными выскочками.

Сенсорно-этического интроверта (СЭИ, Дюма) можно назвать мастером компромиссов. Жизненное кредо СЭИ заключается в возможности полнокровно наслаждаться жизнью и не мешать это делать другим. Как правило, у представителей данного типа личности на редкость уютное жилище, в котором они любят отдохнуть душой и телом (сенсорика ощущений – базовая функция). В доме много удобных вещей. Все подобрано в тон и заранее продумано. Свободное время СЭИ проводит за приготовлением пищи – это его любимое занятие. Представитель данного типа – прирожденный дизайнер, парикмахер и визажист. Он тонко чувствует цвет, форму и объем предметов. Собирая друзей за обеденным столом СЭИ не редко становится тамадой, шутником и душой компании (этика эмоций находится в творческом канале). Смешной историей или байкой он способен расположить к себе даже самого угрюмого человека.

Недостатком СЭИ является отсутствие способности принимать важные, стратегические решения. Он не обладает упорством, настойчивостью и дальновидностью в ответственных делах. СЭИ живет одним днем, любые выводы на будущее для него особо мучительны (интуиция времени и логика действий – слабые функции). За представителями данного типа была неоднократно замечена еще одна негативная черта – они тратят массу драгоценного времени на мелочи.

Этико-сенсорные экстраверты (ЭСЭ, Гюго) – неисправимые оптимисты, старающиеся во всем и всегда сохранять присутствие духа и хорошее настроение в любую погоду. Это истинные жизнелюбы, склонные видеть хорошее в плохом. Представители данного типа обожают вкусно поесть и славно выпить с друзьями на лоне природы. Они часто увлечены какими-либо идеями. В отличие от других типов личности ЭСЭ способны часами “висеть” на телефоне обсуждая погоду, дела и телепередачи или обсуждать чужие проблемы. ЭСЭ – жизнелюб и оптимист, не выносит уныния и бездействия. Они могут спровоцировать на поездку за грибами даже самого угрюмого и нелюдимого человека. Радость жизни – вот их главный принцип. ЭСЭ находят себя в рекламном бизнесе, могут “впарить” самый неходовой товар или “окучить” привередливого покупателя. При этом часто торгуют не ради денег, а ради принципа.

Недостатком ЭСЭ является отсутствие точности. Они способны опоздать и не сделать обещанное к сроку вовсе не потому, что не хотели, а потому, что им сложно адекватно строить свои планы. Слабая функция логики не дает возможность представителям данного типа отделить главное от второстепенного. Для него все дела важны в равной степени. В результате возникает разбросанность и ответственные дела пускаются на самотек. Слабая функция интуиция времени выражается в неспособности предвидеть будущее. Чтобы “провернуть” очередное дельце ЭСЭ наводит бесконечные справки, подключает многочисленные знакомства. Порой неуемная энергия расходуется по мелочам, а когда дело доходит до главного, уже не остается сил и терпения довести его до конца.

Логико-интуитивный интроверт (ЛИИ, Робеспьер) стремится во всем увидеть и создать систему и закономерность. Как правило, это широко эрудированные люди, которые не любят афишировать разносторонние познания. Они аккуратисты и педанты не только в образе мыслей, но и в окружающем их внешнем мире. Среди ЛИИ вы вряд ли встретите человека, верящего в чудеса и надеющегося на “авось”. Обозначив цель, они делают ставку на собственное трудолюбие и организованность в делах. Последовательность, обязательность, следование однажды данному слову – вот те хорошие эпитеты, которыми можно охарактеризовать представителей данного типа личности.

Недостатком ЛИИ является слабость этики отношений, что порой выливается в неуверенность, меланхоличность в эмоциональных оценках людей. Особенно это заметно в незнакомой обстановке. Глядя на окружающих, ЛИИ пытаются понять, что удобно, принято в данной компании, а что нет. Однако, подстроиться под обстановку им не всегда удается. Они могут оказаться невпопад веселыми или угрюмыми. Вследствие отсутствия способности различать эмоциональные нюансы, представители данного типа видят людей в черно-белых тонах: плохой - хороший, добрый – злой, друг - враг. ЛИИ нередко характеризуют, как твердолобых и упрямых (гипертрофированность функции волевая сенсорика). Дело в том, что они не выносят даже малейшей фальши и лжи. В принципиально важных для себя вопросах могут быть чрезмерно твердыми, как скала.

Этико-интуитивного экстраверта (ЭИЭ, Гамлет) можно охарактеризовать, как человека расточительных эмоций. Недаром среди них много артистов, режиссеров и музыкантов (этика эмоций в первом канале). “Весь мир – театр, и люди в нем актеры” – девиз ЭИЭ. Он способен даже неинтересный материал преподнести аудитории на удивление живо и занимательно. Вообще с ними никогда не бывает скучно. Представители данного типа живут от одной эмоциональной грозы, начавшейся неожиданно, подобно майской грозе, до другой. Он мастер ввернуть в разговор цитаты, шутки, каламбуры и анекдоты. Часто ЭИЭ является истинным знатоком и ценителем прекрасного. Интуиция времени дает возможность оценить искусство и с ходу определить, что будет пользоваться популярностью, а что нет. Среди представителей данного типа много приверженцев авангардных течений в литературе, музыке и живописи. ЭИЭ – человек богемный, тонко чувствующий настроение эпохи. Это самые аристократичные люди, настоящие принцы и принцессы.

Недостатком ЭИЭ является “работа на публику”. Равнодушие и безразличие к их позерству и внешним эффектам порой слишком губительно. Не найдя подходящую аудиторию энтузиазм ЭИЭ затухает, поведение становится скованным и появляется обида на слушателей. Их отличает чрезмерная брезгливость (хромает сенсорика ощущений). Но даже несмотря на это жилище представителя данного типа обычно содержится в “художественном беспорядке”. Во внешнем облике тоже могут проявляться противоречия. ЭИЭ способен надеть зеленое с красным, объясняя это модой и своеобразным стилем. Болезненное неумение следовать логики (данная функция является болевой точкой) иногда гипертрофируется в подчеркнутое желание слыть деловым человеком. У ЭИЭ в карманах много записных книжек, визитных карточек и чеков. Их он предъявляет во всех подходящих случаях. Представитель данного типа не выносит физической боли. Стоматологи их заклятые враги. Малейшая царапина способна надолго выбить их из колеи, а богатое воображение приписывает ей тяжелейшие последствия. Вспомните “Принцессу на горошине” – это как раз тот случай.
Логико-сенсорные интроверты (ЛСИ, Максим) предпочитает действовать тихо, планомерно и рационально. В их представлении мир устроен по закону логики (соответствующая функция является базовой). Эти люди уважают дисциплину и порядок. Они являются приверженцами сильной власти. Ярчайшим представителем данного типа личности можно назвать И. В. Сталина. В своей политике он предпочитал действовать тайно, порой интригуя, без “шума и пыли” устранял конкурентов. Упорству и терпеливости ЛСИ завидуют многие, не обладающие данными качествами типы личности. Они отступают, видя тихую, но решительную позицию ЛСИ. Логико-сенсорные интроверты – лидеры небольшого коллектива, точно и в положенный срок справятся с поставленной бизнесом или учебой задачей.

ЛСИ нередко обвиняют в эмоциональной глухоте. Их недостаток в слабой проявленности этики эмоций. Например, они редко способны почувствовать настроения, царящие в подведомственном им коллективе. Отношения с людьми предпочитают строить на эффекте обожания. Представители данного типа редко способны выслушать, а главное принять даже конструктивную критику в свой адрес. Слабость интуиции возможностей проявляется у них в том, что они склонны бороться с “излишней” информацией, стараются придерживаться одного, ранее принятого мнения. Дискуссии и прения представляются им ненужными пререканиями, мешающими работе. ЛСИ редко прислушиваются к советам, потому что свою точку зрения считают единственно верной. Если же корректно указать им на данные недостатки, то они способны затаить обиду и при случае отомстить. Вспомнить хотя бы сталинские репрессии, в результате которых были физически уничтожены инакомыслящие представители интеллигенции.

Интуитивно-этического интроверта (ИЭИ, Есенин) можно охарактеризовать как фантазера и мечтателя. Воспоминания о будущем и думы о прошлом занимают мысли ИЭИ. Представители данного типа любят полежать на диване с книжечкой в руках или съездить за город и воссоединиться с природой. Правда, природа – коварная штука, может преподнести катаклизмы в виде снега, дождя и ветра. Поэтому, подобные мероприятия ИЭИ в основном проводит в собственном воображении. Сильная интуиция времени (первый канал) дает данному типу склонность к мистике и суевериям. ИЭИ верят в вещие сны и приметы. Этика эмоций (творческая функция) помогает им подстраиваться к незримым чувствам собеседника, уловить тонкие стремления чужой души.

К сожалению, творческую функцию люди не всегда способны употребить во благо. Порой встречаются ИЭИ с гипертрофированной этикой эмоций, проще говоря, эмоционально распущенные. Вместо того чтобы согревать внутренним теплом, начинают манипулировать людьми и становятся капризным. В экзальтированном порыве ИЭИ может закатить истерику, потому что “все не так” и “ничего не складывается” (сенсорика ощущений и логика действий – слабые функции). Одним словом, представитель данного типа не создан для трудностей. Под воздействием интуиции времени он способен погрязнуть в мире иллюзий, грез и фантазий. Он вряд ли доведет до логического конца долгосрочное дело. ИЭИ могут годами делать ремонт в квартире или, начав утром перестановку мебели, бросить это занятие уже к обеду.

Сенсорно-логические экстраверты (СЛЭ, Жуков) не витают в облаках и не мечтают лежа на диване о том, что было бы, если... Это люди земных, практичных дел. Честолюбивые, волевые и целеустремленные – так можно охарактеризовать представителей данного типа. Это прирожденные руководители и администраторы, способные взять на себя ответственность за принятие важных решений. Они ценят логику и аргументацию. Иррациональность СЛЭ проявляется в том, что их деятельность порой подвержена настроению. Если они с утра не встали “с левой ноги”, то способны подписать любую бумажку или поставить заветную троечку заядлому прогульщику, если же нет – берегись! Про таких говорят: круты на расправу. Несмотря на это, если обратиться за помощью к представителям данного типа в критической ситуации, они не будут разглагольствовать и давать бесплатных советов, а предпочтут помочь делом. В этом их главное достоинство.

К недостаткам можно отнести неспособность предвидеть будущее и последствия резких слов и поступков (слабая интуиция возможностей). В следствие этого, им кажется, что проблемы наваливаются ниоткуда и разрастаются подобно снежному кому. Свою главную задачу они видят в том, чтобы выстоять, не сломаться. СЛЭ также не способны разобраться в тонкостях человеческих отношений. Сильная волевая сенсорика в данном случае, как бы переклинивает слабые функции и со стороны создается “эффект танка”. Словно таран, они идут напролом по людским мнениям и слабостям.

Сенсорно-этические экстраверты (СЭЭ, Наполеон) – прирожденные лидеры и вожаки. Область их интересов: земные, практичные дела через которые можно ощутить свое беспредельное влияние на окружающих. Представители данного типа уважают власть и стремятся к ней, а за одно и ко всем привилегиям даруемым ею. Их девиз “пришел, увидел, победил”! Это люди волевые (волевая сенсорика – базовая функция) и одновременно дипломатичные (этика отношений в творческом канале). Если для других типов информационного метаболизма свойственно раскачивание и раздумье прежде чем приступить к ответственному мероприятию, СЭЭ бросаются сразу в омут с головой. “Главное ввязаться в бой, а там посмотрим” - говорил Наполеон Бонапарт, яркий представитель этого типа. “А я в любовь, как в омут, бросаюсь с головою” – вторит ему Алла Пугачева, тоже яркий представитель СЭЭ. Это люди необузданных страстей, уж если дружат, то до конца, а если любят, то без остатка. Они живут настоящим, для них будущее всегда прекрасно, но оно в будущем, а о прошлом и сожалеть нечего, его не вернуть.

Недостатком СЭЭ является их желание сиять для всех и всюду подобно Солнцу. Четвертый канал (болевая функция) занят логикой отношений, не дружат они с компьютером, не любят разные формальности: схемы, расписания, терпеть не могут наводить порядок. Отсюда же их максимализм. Чувства “любовь – ненависть” к одному и тому же человеку могут сменять по несколько раз на день. СЭЭ нередко надевает на себя маску искусного манипулятора и комбинатора, но в связи с тем что интуиция возможностей явно не его конек, быстрые победы, подчас оборачиваются проблемами и поражениями в дальнейшем. СЭЭ скрывают неудачи от посторонних глаз, поскольку ничто не должно нарушать имидж победителя. СЭЭ нередко обвиняют в эгоцентризме, завышенных амбициях и самомнении. Представители данного типа живут одним днем, по принципу “здесь и сейчас”, а вспышками гнева, порой наживают себе врагов.

Интуитивно-логического интроверта (ИЛИ, Бальзак) можно назвать главным стратегом из всех стратегов. Мощнейшая интуиция в совокупности с логикой дает представителям данного типа мудрость и знание жизненных законов. Отличительная черта ИЛИ – осторожность. Яркий представитель данного типа информационного метаболизма М. И. Кутузов. Он воевал всю жизнь, но не выиграл ни одного знаменательного сражения, все его победы двусмысленны – с ничейным счетом. Несмотря на это мы называем его величайшим полководцем. А Наполеон и Суворов величали Михаила Илларионовича не иначе, как хитрой лисой. Почему? Ум Кутузова проявился в простом признании очевидного факта – победить Наполеона в открытом бою нельзя. Наполеон был мастером атаки, он продумывал планы сражений заранее и в деталях, а Кутузов умел отступать. Это сложнейшая военная задача – действуя лишь частью сил, надо сдерживать все силы неприятеля, постоянно чередуя, то разворачивать их в боевой порядок, то сворачивать в походный. Кутузов точно рассчитал, что Наполеону не удастся обеспечить фуражом лошадей кавалерии, и оказался прав. От великой “Гранд Арми” в конце войны в живых осталось лишь 5000 человек. Это от пятисот или шестисот тысяч! Кутузов же сохранил половину армии для генерального сражения.

Главным недостатком ИЛИ можно назвать болезненное неумение активно проявлять эмоции. Вспомнить хотя бы исторический факт поедания Кутузовым курицы в разгар Бородинской битвы. Представители данного типа нередко производят впечатление хмурых и унылых людей. Однако под маской вечных скептиков и пессимистов скрывается истинный мечтатель и идеалист. Чтобы не показаться “скупым рыцарем” ИЛИ способны на мотовство или безрассудные поступки. Например, подарить мало знакомому человеку дорогой подарок. Но и тут они редко спустят все деньги до конца, скорее заранее просчитают, сколько нужно потратить и когда поставить точку. Слабая сенсорика ощущений проявляется в равнодушии к внешнему облику, порой доходящем до расхлябанности и неряшливости. В целом же тяготеют к простому стилю в одежде.

Логико-интуитивные экстраверты (ЛИЭ, Джек Лондон) – это прирожденные предприниматели, бизнесмены, рационализаторы. Все их можно охарактеризовать одним словом – труженики. Однако они не любят бессмысленной деятельности, во всем должна быть конечная цель. Голова ЛИЭ напоминает компьютер (сильный канал логики). Они способны быстро уловить суть проблемы, просчитать детали и вычислить оптимальные пути решения проблемы (проявления интуиции). Одновременно представители данного типа – неисправимые романтики, склонные к путешествиям, приключением и риску. Среди них много каскадеров, спасателей, испытателей. Работают они легко и весело, для них важно чувство локтя и товарищества.

Основная проблема ЛИЭ – внешний вид (хромает сенсорика ощущений). Поэтому они нередко выглядят, будто только что из похода: мужчины не бриты, женщины не причесаны. У них столько важных дел, что собой заняться совершенно некогда. То же касается и проблемы кулинарии. На кухне представители данного типа не любят импровизации. Скорее возьмут поваренную книгу и приготовят блюдо согласно написанному рецепту. На дежурный вопрос о здоровье, они могут удариться в описание сомнительных симптомов, возникших у них в последнее время. Своеобразная стихийность в проявлении эмоций (слабая этика эмоций) сравнима с неожиданно обрушившимся водопадом. В такие моменты их бывает “слишком много для окружающих”.

Этико-сенсорный интроверт (ЭСИ, Драйзер) – настоящий стоик и хранитель моральных устоев общества. Среди представителей данного типа много юристов, следователей, медиков и воспитателей (этика отношений в первом канале). Женщины-ЭСИ отличаются глубокой привязанностью семье. Взвалив на себя непосильную ношу в виде работы, хозяйства и детей, они не жалуются на судьбу, а героически переносят тяготы. По степени самоотверженности и надежности с ЭСИ не сравнится ни один психологический тип (волевая сенсорика – творческая функция). Тип ЭСИ умет быть врачевателем не только духа, но и тела. Борьба с злом – отличительная черта данного типа.

Недостаток ЭСИ кроется в сверх рациональности данного типа. Определенная ортодоксальность и максимализм негативно отличает их. Вспомним многочисленные древнегреческие сюжеты. Что выбрать главному герою: любовь или долг? ЭСИ выбирают последнее. Делая подобный выбор, они не редко становятся заложниками внутреннего одиночества. Интересные люди и отношения, не вписывающиеся в их систему ценностей, выпадают из их поля зрения. Представители данного типа не в ладах с интуицией возможностей, поэтому способны проявить несвоевременную или неуместную инициативу. В последствии это оборачивается многочисленными неприятностями – “инициатива наказуема”.

Логико-сенсорного экстраверта (ЛСЭ, Штирлиц) отличает умение отделить главное от второстепенного. Как и все логики данный тип не терпит спешки, суеты и сопутствующей им нервозности. ЛСЭ деловиты, собраны, последовательны. В целом представители данного типа здраво оценивают собственные силы, поэтому в работе стремятся занять соответствующую им нишу. Сенсорика ощущений в творческом канале дарит ЛСЭ изысканный вкус и способность создавать красоту собственными руками. Женщины-ЛСЭ предпочитают в одежде эффектные, подходящие к фигуре фасоны и аксессуары. Красота в сочетании с функциональностью и полезностью – залог их успеха.

Недостатком ЛСЭ можно назвать их чрезмерную склонность к предсказуемости и стабильности (слабая интуиция времени). За боязнь жить одним днем их упрекают в консерватизме и недальновидности. Слабая этика эмоций дает неуверенность в незнакомой обстановке. Несмотря на то, что ЛСЭ экстраверты, они не склонны заводить новых отношений, руководствуясь принципом “старый друг лучше новых двух”. Даже если семейная жизнь по каким-либо причинам не устраивает, ЛСЭ вряд ли пускаться в одинокое плавание.

Для этико-интуитивного интроверта (ЭИИ, Достоевский) на первом месте в иерархии приоритетов стоят вопросы человеческой этики и морали (этика отношений – базовая функция). Все его творчество заполнено поиском новых, более совершенных форм человеческих взаимоотношений. ЭИИ старается быть внимательным к каждой личности, поскольку она представляется ему целым миром, сосудом, в котором наравне с прекрасным заключены грубость, злоба и ненависть. Тип ЭИИ – это духовный и нравственный пастырь, наставник не зависимо от возраста. К нему устремляются “поплакать в жилетку” когда случилось горе или на душе скребут кошки. Совершая путь от понимания к прощению, представитель ЭИИ осуществляет свое предназначение.

К недостаткам типа ЭИИ относится недостаточная проявленность волевой сенсорики, выражающаяся в непримиримости к насилию над личностью. При этом их любимые выражения – все эпитеты “долженствования”. В результате возникает излишняя суета там, где ее не должно быть. Проводя в философских размышлениях, порой не имеющих конкретного, земного применения дни напролет, ЭИИ не способен организовать собственный быт. Внешнее силовое давление губительно для ранимого, не способного противостоять натиску, ЭИИ. Представители данного типа отстаивают высокие, духовные идеалы, при этом отбрасывают и критикуют “мещанские” проявления: стремление хорошо одеться, вкусно поесть. Жертвенность ЭИИ порой может быть направлена на тех, кто в этом не так уж и нуждается.

Сенсорно-логические интроверты (СЛИ, Габен) – люди предпочитающие иметь синицу в руках, чем годами ловить журавля в небе. Сильная функция сенсорика ощущений дарует СЛИ талант во всем, что связано с работой руками. Отличительная черта данного типа – обустройство собственного быта. Эти люди знают толк в дизайне, мебели и обладают отменным вкусом. Одежду они предпочитают дорогую, подчеркивающую их солидный статус. А статус у них действительно высок. Как мужчины, так и женщины способны организовать доходный бизнес в торговле или производстве. А еще СЛИ – прирожденные кулинары. Процесс приготовления пищи для них сродни священнодействию. В этом им помогает сильная функция сенсорики ощущений. И даже если у них нет виллы на Канарах, а есть небольшой домик в ближайшем Подмосковье, поверьте, они сумеют по земному насладиться прелестью утренней пробежки по росе, запахом цветущей сирени и кружкой парного молока.

Недостаток СЛИ заключается в слабых функциях этики эмоций и интуиции времени. Как и ИЛИ, СЛИ испытывает трудности в выражении чувств и эмоций. Подспудно боясь быть неправильно понятым (СЛИ очень ранимы), он предпочитает не демонстрировать своего истинного отношения к людям вовсе. Однако если их унизить или публично осмеять, способны расплакаться и сорваться, накричав на обидчика. Представители данного типа помнят даже мелкие обиды, а уж после крупных разногласий способны вовсе разорвать отношения до конца жизни. Слабая интуиция времени у СЛИ проявляется в желании заранее распланировать всевозможные дела. Сюда относится их излишний консерватизм и осторожность. Они никогда не примут окончательного решения не разобравшись в вопросе до конца и не учтя всех деталей.

Интуитивно-этические экстраверты (ИЭЭ, Гексли) – прирожденные психологи, консультанты и посредники. Представители данного типа самые живые, непосредственные люди из всех. Интуиция в первом канале дает им возможность с ходу уловить суть человеческих проблем и желаний. Они мыслят нетривиально, необычно и порой обнаруживают в собеседнике неизвестные ему достоинства и таланты. Среди ИЭЭ много изобретателей и первооткрывателей в области компьютерных программ и технике. Интуиция в сочетании с этикой проявляется в драгоценном чувстве такта. О таланте ИЭЭ в работе людьми хочется сказать отдельно. Все представители данного типа непосредственно обаятельны, теплы и внимательны. У них много разноплановых друзей и при этом все их любят за тонкое понимание человеческих проблем и особенностей. Если вам на пути встретился человек способный поддерживать хорошие отношения с бывшими женами, мужьями и коллегами по работе, то это скорее всего ИЭЭ.

Недостатком ИЭЭ можно назвать неумение заниматься работой, требующей кропотливости, планомерности, одним словом любой “сидячей работой”. Представители данного типа подолгу тянут со сдачей дипломной работы, квартальной отчетности и любой другой важной документации (недостает проявления волевой сенсорики). Миролюбие и дружелюбие порой играет в жизни ИЭЭ злую шутку. Правда, иногда (чаще всего невпопад) они способны проявить железную волю и решимость идти до конца. Но потом сожалеют о резких словах и поступках, ищут возможности примирения.

Социотипы находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название – установка на род деятельности). Всего их четыре: «сайентисты», «управленцы», «гуманитарии», «социалы».

«Управленцы» - данная установка формируется в человеке, если в его социотипе сочетаются признаки: сенсорика и логика. Они тверды и организованны в работе, реалистичны во взглядах и поступках. Отвергают всякого рода фантазии, отличаются прагматизмом. Увлекаются обычно тем, что предметно, физически ощутимо. В эмоции и отношения они не вникают. Сенсорика им придает заселённость и реализм, а логика – хладнокровие и расчетливость. К «управленцам» относятся: администратор, маршал, мастер, инспектор.

«Сайентисты». Установка «логика+интуиция» связанна с научно-исследовательской направленностью людей, ставящих выше всего не пользу, не гуманность, а объективную истину, добытую разумом. Их можно отличить по стремлению заниматься тем, что не познано, необычно. Ими руководствуется желание раскрыть тайны и сформулировать как точный закон. К «сайентистам» относят предпринимателей, искателей, критиков и аналитиков.

«Гуманитарии» - люди страдальческого стиля (поиски совершенства и гармонии). Все они пессимисты, не обладают духом коллективизма. Интуитивность их делает возвышенными, мечтательными людьми, а этичность – эмоционально тонко переживающими личностями. Это – наставники, советчики, лирики и гуманисты.

«Социалы» сочетают признаки этики и сенсорики. Настроены на неформальные связи, радости жизни, удовлетворение текущих физических потребностей, групповое взаимодействие. Прекрасно чувствуют повседневные нужды людей. Социальная заботливость – их характерная черта. Они очень демократичны. «Социалы» это энтузиасты, политики, посредники и хранители.

Выводы:

Социотип – устойчивая структура личности человека, основанная на пропорциях между основными компонентами – сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием. При разделении всего социона по четырем юнговским дихотомиям (логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия, иррациональность-рациональность) образуется 16 соционических типов. Было предложено несколько систем обозначения типов: «персонажные» и «исторические» названия и характеристические обозначения. Социотипы находящиеся между собой в тождественных, зеркальных, квазитождественных отношениях и отношениях полной противоположности, образуют соционический клуб (другое название – установка на род деятельности). Всего их четыре: «сайентисты», «управленцы», «гуманитарии», «социалы».

 

1.2 Современное состояние изучения психологии конфликта Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, стремление доказать свою правоту, обиды.…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать [ ]. Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт- это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания- конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и конечно психология. Психологические исследования конфликтов занимает центральное место среди исследований других наук, посвященных данной проблеме. Это связано, в первую очередь, с широтой объектного и предметного полей, а самое главное, непосредственным выходом на личностный аспект конфликтов - определением психологических механизмов и личностных детерминант конфликтного поведения. Разнообразие психологических исследований конфликтов требует их систематизации и углубленного анализа, что необходимо так же для определения места настоящего исследования в их континууме. Следует отметить, что систематизация психологических исследований конфликтов связана с теми же трудностями, что систематизация в рамках междисциплинарных исследований - отсутствие общего основания. Поэтому мы будем анализировать проведенные психологические исследования, используя различные основания [ ]. В первую очередь хотелось бы остановиться на исследованиях конфликта в рамках психологических парадигм, основном разработанных в западной психологии. К основным можно отнести: психоаналитическое (3.Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм); экзистенциальное (Л. Бинсвангер, Р. Ленг, В. Франкл); социотропное (В. Макдугалл, С. Сигеле); динамическое (К. Левин); социометрическое (Дж. Морено); интеракционистское (Г. Блумер, М. Кун, Т. Шибутани); необихевиористское (Н. Миллер, Дж. Доллард) направления. Исследованиям фрейдистской (психоаналитической) ориентации присуща биопсихологическая трактовка причин конфликтов. Согласно ей, конфликты есть следствие несоответствия моральных общественных условий и обстоятельств, с одной стороны, требованиям природных инстинктов - с другой. Как считал 3. Фрейд, конфликт возникает тогда, когда сила воздействия общественных условий существенно превышает способность человека к сублимации. Такие конфликты могут выражаться в неврозах, преступном поведении и т.д. Вслед за 3. Фрейдом, австрийский психолог А. Адлер рассматривал источник конфликтов в незащищенности личности перед окружающим миром, осознании своей неполноценности и несовершенства, в стремлении укрепиться путем превосходства над другими. По его мнению попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, к конфликтам []. По мнению К. Хорни, конфликт возникает в системе взаимоотношений индивида с социальным окружением, а не как эффект конфронтации с этим окружением ищущих выхода, изначально заложенных в организме психических сил. Э. Фромм, полемизируя с 3. Фрейдом, утверждал, что в процессе своего развития человек приходит к обособлению и индивидуализации. Это осуществляется в постоянном конфликте личности с социальной средой. По Э. Фромму индивид может избавиться от одиночества и чувства собственной " ничтожности" только " бегством от всякой свободы", что связано с бессознательной деятельностью, которая может быть изучена в основном психоаналитическими методами []. Опираясь на утверждение Ч. Дарвина о том, что инстинкт борьбы за выживание обеспечивает существование и развитие вида, В. Макдугалл неправомерно распространил его на общество. Созданная им теория инстинктов социального поведения определили социотропное направление в психологических исследованиях конфликтов. Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин с этой точки зрения рассматривал и проблему конфликта. По мнению К. Левина, основой конфликта являются психические состояния личности (фрустрация, напряженность, дискомфорт), которые отражают степень неудовлетворенности объектами окружающей среды, на которые направлены потребности личности. В соответствии с психологической теорией социометрии, разработанной Дж. Морено, межличностные конфликты определяются состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. По мнению представителей шилеракционистского направления основные причины конфликтов кроются в процессе социального взаимодействия. Представители этого направления рассматривают конфликты преимущественно как ролевые, т. е. конфликты, которые возникают вследствие того, что к носителям одной роли различные группы предъявляют неодинаковые, зачастую противоречивые требования. Основой понимания конфликта в рамках необихевиористской ориентации является теория " фрустрации-агрессии", сформулированная в 40-е годы Н. Миллером и Дж. Доллардом. Ключевое место в этой теории занимает предположение о том, что любое условие, препятствующее достижению цели может вызвать фрустрацию и привести к появлению агрессии - стремлению разрушить либо устранить препятствие. Агрессивное поведение может остаться нереализованным вследствие сдерживания возможными негативными последствиями для личности либо осуществиться в форме " смещенной агрессии", направленной не на непосредственный источник фрустрации, а на любой объект [ ]. Психологические исследования конфликтов можно классифицировать по их предмету [ ]. По мнению Н. В. Гришиной таковых предметов всего три: 1. социально-психологические аспекты социальных конфликтов, которые как всякое социальное явление, в качестве вторичных содержат психологические компоненты; 2. межгрупповые конфликты, возникающие при непосредственном взаимодействии малых групп; 3. межличностные конфликты, возникающие во взаимодействии отдельных личностей. В обсуждении результатов исследований конфликтов на основе их предметов следует особо выделить психологические механизмы конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим механизмом конфликта является дезинтеграция" личности []. В новейших неофрейдистских теориях существенное значение в развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько бессознательным формам реагирования на неудовлетворение мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает различные формы агрессивных реакций против реального или воображаемого " виновника" неудовлетворения. Направленность этих агрессивных реакций на различных " виновников" создает установки и отношения личности. Важная роль в психологических исследованиях конфликта посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина, «внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности». Другая группа внутренних условий, по мнению В. С. Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации. Существуют и другие точки зрения на психологические механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что таковая имеет когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и ценностно-ориентационную (Семенов В. А., Ершов А. А. и др.), личностную (Гришина Н. В., Ковалев Г. А.) и социально-психологическую основы (Зотова О. И., Козер Л. и др. Психологические исследования конфликтов, объединенные по предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и межгрупповые. Межличностный конфликт. Это самый распространенный типконфликта. Психологические исследования межличностных конфликтовявляются в настоящее время наиболее распространенными (АнцуповА. Я., Гришина Н. В., Крогиус Н. В., Моисеев Д. Л., Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это могут быть сугубо психологические - антипатия, активная неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой стороны, причина конфликта может иметь реальную производственную или организационную основу. Однако, недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень культуры профессионального общения, организационного взаимодействия приводят к тому, что производственный или организационный конфликт достаточно быстро (а порою - стремительно) переходит в межличностный. По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто имеют внутриличностное происхождение. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к немупротиворечивые требования. Социальное поведение вообще детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека. Межгрупповые конфликты (Бородкин В. М., Каменев Н. П., в Храмов В. О., Чекалин В. И., Шаленко В. Н., Шепель В. М. и др.) в психологических исследованиях представлены ограниченно, в основном связаны с анализом причин производственных конфликтов. В таких конфликтах могут участвовать противоборствующие группировки в рамках одного подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц различного служебного ранга и работающих в разных подразделениях. Конфликты " индивид-группа" также изучены недостаточно. В психологических исследованиях таких конфликтов перспективным является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между группой и индивидом, ведь группа также обладает определенными представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также осуществляет постановку целей. Но при этом необходимо учитывать специфику группы как противника в конфликте (Филиппов А.В.). Следующим основанием классификации психологических исследований конфликтов является опора на четыре подхода - организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный. Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном как процесс или следствие определенных рассогласований в функционировании организации (в том числе и малой группы) или нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих стабильность данной системы. (Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л., Журавлев Л. Л., Зазыкин В. Г., Китов А. И., Ершов А. А., Зотова О. И., Бойко В. В., Рубахин В. Ф. и многиедругие). Деятельностный связан с изучением закономерности отражения в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют место. (Ковалев А. Г., Зазыкин В. Г., Крогиус Н. В. и др.). Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то, по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода - личностного. Теоретической основой этого подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия. Не организация (социальная среда) и деятельность (система взаимодействий), а именно личность со своими намерениями, целями, ценностями, особенностями социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений, способов общения чаще всего является объектом исследований психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического плана можно выделить направления, где изучаются: 1. мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Ю. А. Алешина, Л. Я. Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А. Сысенко и др); 2. познавательные процессы в конфликте (С. Е. Аксененко, А. Н.Алексеева, В. В. Заболотин, В. Л. Зливков, А. Н. Ковалев, Н. В. Крогиус, А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина и др); 3. эмоциональные состояния противоборствующих сторон (С. А.Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев, В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и др.). Анализ личностных аспектов конфликтного поведения показал, что имеется немало внутренних условий конфликтности личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными способностями личности. В изучении эмоциональных состояний противоборствующих сторон следует выделить исследования негативных психических состояний, в частности, сильных психологических стрессов. Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними условиями личности, определяющими ее отношения и взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у участников конфликтов могут привести к повышению их агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев направлена на оппонента и на формирование «образа врага». Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. [ ] Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, то есть действия, направленные друг против друга []. Личность формируется и развивается в сложном и многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе общественных отношений, среди которых наиболее значительными для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е. межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость, стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и установок, константность действий в изменяющихся условиях среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденциясохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой, противоположный ему полюс включает в себя вариабельность поведенческих стратегий, смену убеждений и установок, трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт и самопреобразование. В процессе взаимодействия этих полюсов человек адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым общим социально-психологическим механизмом их возникновения является ситуационная несовместимость взаимодействующих индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий одного из них ожиданиям другого (других) []. К сфере субъективных причин возникновения межличностных конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и т. п. Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно в межличностных конфликтах. Их значительно более широкая распространенность, острота выражения и эмоциональная насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение. Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной степени воздействующие на межличностные отношения индивидов: а) личностные особенности индивида, включая его темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации, его интересы, потребности и представления о самом себе; б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной общности (группе); в) эмоциональные отношения индивида с социальным окружением; г) восприятие и оценка индивидом своего социального окружения; д) поведение индивида по отношению к другим людям. Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера общения. В конфликтологии с 70-х годов XX века признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта — несовпадением интересов двух и более сторон. Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса — Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей разрешения конфликтов. Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные. Каждый человек может в какой-то степени использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из упомянутых стилей. Как показывает сетка, человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно сильна, то нам это удается. Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот стиль:. исход очень важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое решение возникшей проблемы;. мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения ипредставляется очевидным, что предлагаемое нами решение — наилучшее;. решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно власти для этого;. мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего терять;. мы находимся в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;. мы не можете дать понять группе людей, что находимся в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой;. мы должны принять непопулярное решение, но сейчас нам необходимо действовать и у нас достаточно полномочий для выбора этого шага. Стиль избегания реализуется тогда, когда мы не отстаиваем свои права, не сотрудничаем ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегаем разрешений конфликта. Мы можем использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для нас, когда мы не хотим тратить силы на ее решение или когда мы чувствуем, что находимся в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда мы чувствуем себя неправым и предчувствуем правоту другого человека или когда этот человек обладает большей властью. Все это — серьезные основания для того, чтобы не отстаивать собственную позицию. Мы можем попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что устранит или отсрочит конфликт. Мы не делаем попыток удовлетворить собственные интересы или интересы другого человека. Вместо этого мы уходим от проблемы, игнорируя ее, перекладывая ответственность за ее решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные приемы. Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда мы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если мы пытаемся принять решение, но не знаем, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда мы чувствуем, что для решения конкретной проблемы мы не располагаем достаточной информацией. Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль уклонения “бегством” от проблем и от ответственности, а неэффективным подходом к разрешению конфликтов, в действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если мы постараемся игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то мы сможем заняться им позже, когда будете больше готовы к этому. Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что мы действуем совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Мы можем использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для нас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых мы не можем одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, мы уступаем и смиряемся с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что мы действуем в таком стиле, когда жертвуем своими интересами в пользу другого человека, уступая ему и жалея его. Поскольку используя этот подход, вы откладываете свои интересы в сторону, то лучше поступать таким образом, тогда, когда наш вклад в данном случае не слишком велик или когда мы делаем не слишком большую ставку на положительное для нас решение проблемы. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если вы будете чувствовать себя обиженным. Если мы считаем, что уступаем в чем-то важном для нас, и чувствуем в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда мы чувствуем, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного нами. Этот стиль следует использовать тогда, когда мы чувствуем, что, немного уступая, мы теряете мало. Или же мы можем прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом мы предполагаем, вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию. Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку мы можем использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что мы действуем вместе с другим человеком; мы участвуем в ситуации и соглашаемся делать то, чего хочет другой. Когда же мы применяем стиль уклонения, мы не делаем ничего для удовлетворения интересов другого человека. Мы просто отталкиваем от себя проблему. Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, мы можем смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Мы можем и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаем его приемлемым для себя. Или же мы можем использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так, чтобы потом можно было добитьсяокончательного желательного для нас решения. Четвертым является стиль сотрудничества. Следуя этому стилю, мы активно участвуем в разрешении конфликта, и отстаиваете свои интересы, но стараемся при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку мы сначала “выкладываем на стол” нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у нас есть время и решение проблемы имеет достаточно важное для нас значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:. решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;. у нас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другойстороной;. у нас есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);. и мы, и другой человек осведомлены в проблеме, и желания обеихсторон известны;. мы и наш оппонент хотим поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;. мы оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;. обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы. Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях. В середине сетки находится стиль компромисса. Мы немного уступаем в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, мы сходимся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Мы делаем это, обмениваясь уступками и торгуясь для разработки компромиссного решения. Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; вы уступаете в чем-то, другой человек также в чем-то уступает и в результате мы можем прийти к общему решению. Мы не ищем скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества. Мы рассматриваем только то, что говорим друг другу о своих желаниях. Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда мы и другой человек хотим одного и того же, но знаем, что одновременно это для нас невыполнимо. Например, мы вместе хотим занять одну должность или, находясь в отпуске вдвоем, мы хотим провести его по-разному. Следовательно, мы вырабатываем некоторый компромисс, основанный на незначительных взаимных уступках. Применяя стиль компромисса, мы рассматриваем конфликтную ситуацию, как нечто данное и ищем способ повлиять на нее или изменить ее, уступая или обмениваясь уступками. Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса наиболее эффективен:. обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;. мы хотим получить решение быстро, потому что у нас нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;. нас может устроить временное решение;. мы можем воспользоваться кратковременной выгодой;. другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;. удовлетворение вашего желания имеет для нас не слишком большое значение, и мы можем несколько изменить поставленную вначалецель;. компромисс позволит нам сохранить взаимоотношения, и мы предпочитаем получить хоть что-то, чем все потерять. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению. Мы можем выбрать этот подход с самого начала, если мы не обладаем достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок. Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами. Выводы: Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В психологии выделены три вида конфликтов: социальный, межгрупповой и межличностный. И четыре подхода в их объяснении - организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный. Что касается мотивационного и когнитивного подходов, они являются, частями одного подхода - личностного. Теоретической основой данного подхода является рассмотрение личности как центрального звена конфликтного взаимодействия. В целом выделяется пять личностных факторов в сильной степени воздействующих на межличностные отношения индивидов и особенности взаимодействия в конфликте: личностные особенности, социальные роли, эмоциональные отношения, восприятие и оценка индивидом самого себя и стиль поведения в конфликтной ситуации. В конфликтологии признано существование следующих пяти стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.