Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 29






1. Составьте перечень физиологических факторов, составляющих понятие биологического возраста ребенка.

У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени отличаться от возраста его сверстников по свидетельству о рождении. Речь идет об индивидуальных биологических часах организма, имеющих своеобразие по скорости хода. Это настолько важная индивидуальная характеристика, что даже такие мощнейшие внешние синхронизаторы, как Солнце, Луна, смена времен года, смена дня и ночи, неспособны ее нейтрализовать и подчинить общему ритму течения времени. Многие показатели функциональных возможностей организма, систем его реактивности коррелируют прежде всего с биологическим возрастом, но не с календарным. Особенности биологического возраста ребенка имеют значение для принятия индивидуального режима жизни, охраны здоровья, использования разных подходов к его воспитанию и обучению. Трудно посадить за одну парту и предъявить одинаковые требования к двум друзьям 6-летнего возраста (по календарю), если биологический возраст одного из них равен 4, а второго - 8 годам.

Здесь имеется, с одной стороны, полное признание всеми исследователями закономерного изменения с возрастом многих соотношений длинников и поперечников тела, а с другой стороны - почти полное игнорирование возможностей практического использования этих закономерностей для диагностики возраста биологического развития детей. Последнее связано с выраженной вариабельностью пропорций тела, даже у детей одного и того же пола и возраста. Поэтому достаточно точная диагностика биологического созревания через пропорции тела вряд ли возможна без разработки особых методических приемов. В то же время уже сейчас пропорции тела и их возрастная динамика могли бы хорошо использоваться в контроле за индивидуальным развитием детей, особенно имеющих факторы риска отклонений от нормального роста и созревания. Разработка нормативов возрастных пропорций тела в центильной форме могла бы быть основой для определения биологического возраста ребенка при наличии достаточно широкого круга или набора таких нормативов. Если ряд показателей пропорций тела попадают в 50% зону (от 25-го до 75-го центилей) одной и той же возрастной группы, то можно считать, что биологический возраст ребенка соответствует возрасту этой группы.

В качестве пропорций, которые могли бы быть нормированы для определения биологического возраста, следует перечислить уже испытанный в НИИ гигиены детей и подростков индекс отношения окружности головы к росту, а также ряд индексов, рассчитанных на основании соотношения длинников: высота верхней части лица относительно длины тела; длина ног относительно длины тела; соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Верхняя часть лица составляет у новорожденного около 16-18% от длины тела, у девушек и юношей - около 7-8% от роста.

Длина ноги у новорожденного составляет 36-40% от длины тела, а уже к 6-7 годам она может достигать 52-55% от роста. Отношение длины ноги к высоте верхней части лица имеет самый широкий диапазон возрастных изменений и может рассчитываться без перевода данных измерений в проценты от роста детей.

Корреляционный анализ показывает значимые статистические связи между перечисленными индексами пропорций тела и такими характеристиками детей, как зубная формула, формула полового развития, физическая работоспособность и показатели динамометрии.

Для диагностики завершения первого вытяжения ряд авторов рекомендуют так называемый филиппинский тест. Для расширения возрастных границ использования этого теста можно его измерять (в сантиметрах). Наконец, у детей периода полового созревания антропометрическим показателем биологической зрелости может быть индексное соотношение двух поперечных диаметров - межакромиального (ширина плеч) и межвертельного (ширина таза).

Методика использования пропорций тела для оценки биологического возраста при наличии центильных возрастных распределений может быть следующей.

Первый вариант - при попадании всех индексов в зону 25-75-го центилей можно говорить о соответствии ребенка этому биологическому возрасту, при выходе некоторых из них влево или вправо - о тенденции к отставанию или опережению темпа биологического развития, при смещении всех измерений влево или вправо по центильным зонам - об определённом отставании или опережении развития. При этом можно найти возрастную центильную шкалу, где показатели ребенка займут положение между 25-м и 75-м центилями, близко к медиане, и считать, что развитие ребенка (биологический возраст) больше всего соответствует возрасту, для которого определено это совпадение.

Второй вариант - для каждого измерения или индекса определяют ближайшую возрастную медиану (50-й центиль) и записывают возраст, к которому относится эта медиана, аналогично - второй, третий индекс и т. д. Биологический возраст ребенка можно рассчитать как среднюю арифметическую величину из выписанных «возрастов» его отдельных индексов или измерений. Разница между минимальным и максимальным возрастом характеризует выраженность гетерохронии, или дисгармонизации, развития.

 

2. Определите основные аспекты медико-социальной работы.

Медико-социальная работа включает:

· осуществление государственной политики по обеспечению гарантий нуждающимся гражданам в области медико-социальной помощи;

· обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья;

· формирование здорового образа жизни;

· оказание медико-социальной помощи семье и отдельным ее членам;

· организация медицинской помощи и ухода за больными;

· участие в проведении меди ко-социальной экспертизы;

· проведение медико-социальной реабилитации больных и инвалидов;

· проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии и других областях медицины;

· обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольствия и сырья;

· медико-социальный патронаж;

· участие в разработке целевых комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения;

· участие в контроле гарантированного объема и качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования и т. д.

Функции медико-социальной работы можно разделить на следующие виды: медико-ориентированные, социально-ориентированные, смешанные.

К медико-ориентированным функциям относятся: организация медицинской помощи и ухода за больными, оказание медико-социальной помощи семье, медико-социальный патронаж различных групп, оказание медико-социальной помощи хроническим больным, организация паллиативной помощи умирающим, вторичная профилактика, санитарно-гигиеническое просвещение, информирование клиента о его правах на медико-со циальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем.

Социально-ориентированные функции включают в себя: обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи; оформление опеки и попечительства; участие в осуществлении реабилитационных программ; информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты; содействие клиентам в решении социально-бытовых и жилищных проблем; семейное консультирование и семейная психокоррекция; обеспечение доступа информации по вопросам здоровья, состояния среды обитания, качества продовольственного сырья и продуктов питания.

Смешанные функции - формирование установки клиентов на здоровый образ жизни; планирование семьи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, гериатрии, хирургии и других областях клинической медицины; содействие предупреждению распространения ВИЧ-инфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей; социально-правовое консультирование; участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях; обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.

 

3. Охарактеризуйте понятие «психосексуальное развитие детей и подростков»

Каждый человек по мере взросления в своем сексуальном развитии постепенно проходит пять фаз:

Первая фаза – оральная (с рождения до года)

Характеристика: способы получения удовольствия малышом этого возраста заключаются в получении пищи – сосание материнской груди. Но активные действия ребенка, когда он хочет есть, сосет материнскую грудь, прижимается к матери – можно объяснить не только одним желанием есть. Ребенок нуждается в том, что бы чувствовать тепло материнских рук, слышать ее голос. Если он будет эмоционально поддерживаться матерью, или человеком, который заменяет ее, младенец ощущает безопасность и благополучие.

Важно: в этой фазе у ребенка зарождается уверенность в том, что его любят. Чувственность тела во взрослом возрасте, ощущения доверия близкому человеку зарождаются в этом возрасте от той ласки и правильного ухода, который младенец получает от людей, которые ухаживают за ним. Так же в течение всей жизни сохраняется чувство ценности своей телесности, позитивное принятие своего тела.

Родительские ошибки: недостаточность удовольствия от сосания в детстве порождает во взрослом возрасте стремление к постоянной поддержке удовольствий, связанных с ротовой полостью. В этой стадии может зародиться склонность к алкоголизму, курению, развиться булимия (обжорство) или анорексия (отказ от нормального питания), привычка грызть ногти, словесная агрессия.

Вторая фаза – анальная (с года до трех лет)

Характеристика: в этом возрасте родители ставят перед собой задачу – научить ребенка пользоваться горшком. Свои экскременты малыш воспринимает как часть себя, как продолжение своего тела. Он не испытывает к ним отвращения и похваляясь, даже демонстрирует содержание горшка тем взрослым, которым он доверяет – таким образом он демонстрирует доверие к близким, значимым для себя людям.

Важно: если приучение к горшку превращается в насилие над ребенком, если родители ругают его за грязные штанишки, вместо того, что бы хвалить за сухие и часто высказывают неудовлетворение поведением малыша, его личность будет слабой и неуверенной. Именно на этой стадии ребенок учится дарить свою любовь другим людям.

Родительские ошибки: если родители ругают или хуже того шлепают и наказывают ребенка за неконтролируемое опорожнение или за чрезмерное демонстрирование экскрементов это может привести к развитию у него таких качеств, как педантичность, жадность, чрезмерная опрятность, а также стать причиной психических расстройств: энуреза (недержание мочи), энкопреза (непроизвольное выделение кала).

Третья фаза − фаллическая (от трех до шести лет)

Характеристика: ребенок начинает интересоваться тем как он устроен и строением тела других людей. В том числе и половыми органами (собственными и у других людей), иногда добывает первый опыт мастурбации. Если на предыдущих этапах ребенок собственным поведением пытался привлечь внимание матери к тому, что для него было главным источником удовольствия, то на этой стадии мать уже не играет такую важную роль в его психосексуальном развитии. Все дошкольники испытывают интерес к половым вопросам, другое дело, как на это реагируют взрослые, которые заботятся о них. Позволяют ли ребенку этот интерес проявлять, или наоборот ли запрещают это делать.

Важно: в качестве мотивов такой заинтересованности выступает познавательный интерес, а не как думают некоторые взрослые – эротические побуждения. Утолив заинтересованность, дети естественно перключают свое внимание на все что их окружает в этом мире. Если интерес к половым вопросам проявляется наряду с общей любознательностью всем происходящим вокруг малыша значит, ребенок развивается нормально.

Родительские ошибки: употребление взрослыми ласкательных, аллегорических слов, которыми они называют гениталии, чаще всего заканчивается тем, что взрослеющий ребенок начинает стесняться употреблять эти «домашние» названия и расширяет свой словарный запас заимствованными вульгарными грубыми уличными названиями. То, как родители относятся к половым органам − интонация, мимика лица, тон речи, содержание высказываний – позволяет сформировать у ребенка отношение к собственному телу: или позитивное или негативное, которое перерастает в отношение к себе, как личности. Паническое отношение взрослых к сексуальным играм и проявлениям сексуальности ребенка приводит к формированию у детей неадекватных половых представлений, что угрожает во взрослой жизни расстройствами сексуальной сферы: импотенцией или фригидностью.

Четвертая фаза – латентная (от 6-7 лет до 10-11 лет)

Характеристика: младший школьник активно усваивает социальные роли, межличностные отношения, моральные основы; его сексуальные импульсы подавляются, отходят на второй план. Этот возраст считается идеальным для начала обучения. Сексуальные игры и мастурбация могут иметь место и в этой фазе психосексуального развития, но при правильном педагогическом и родительском руководстве прекращаются, превращаясь в процесс учебы и изучения природного и социального окружения. Более глубоким становиться интерес к интимности и всему, что связано с этим понятием. Дети начинают беспокоиться, насколько их внешность отвечает эталонам в их ближайшем окружении.

Важно: друзей и приятелей дети этого возраста выбирают более как партнеров по играм, чем по личностным качествам. Отношения младших школьников разного пола становятся более эмоциональными. В соответствии с исследованиями, если взрослый человек испытывает неуверенность в общении с противоположным полом, то корни такой неуверенности в этой фазе, поэтому так важно научиться в этом возрасте межличностному общению с противоположным полом. Особенно дети этого возраста наследуют поведение авторитетных для себя взрослых в построении взаимоотношений с противоположным полом.

Родительские ошибки: в вопросах пола с детьми нужно быть правдивыми и объективными, разговор следует вести так, чтобы его содержание отвечало действительности и законам природы. Если предоставлять ребенку недостоверную информацию на его вопросы полового характера, он разувериться во взрослых, не будет им доверять и станет относиться как к обманщикам.

Пятая фаза − генитальная (от 10-11 до 18-19 лет)

Характеристика: наступление половой и репродуктивной зрелости при личностной незрелости. Взрослеющий ребенок развивается чувственно. Подростки отличаются гиперсексуальностью, направленной на полового партнера.

Важно: многие подростки испытывают сомнение и неудовлетворение по поводу своего внешнего вида, вне зависимости обоснованы эти сомнения или нет. Чаще всего эталоны в подростковом обществе завышены. Они влияют на выбор одежды и на манеру ее носить: немногие из подростков осмелятся одеть то, что не котируется в кругу их ровесников. Диапазон суррогатных форм половой активности растет. Взаимные ласки без полового акта (петтинг) - является нормой поведения подростков. Многие получают опыт мастурбации.

Родительские ошибки: тинейджеры хотят знать о сексе все, поэтому проявляют повышенный интерес к эротическим изданиям и порнопродукции. Важно в этом возрасте сохранить доверительные взаимоотношения со взрослеющим ребенком, чтобы помочь ему воспринимать свою сексуальность как важную жизненную ценность и одновременно принять те морально-этические нормы общества, по которым строится его половое поведение.

Базовые личностные качества, по мнению Эрика Эриксона формируются на вышеперечисленных пяти фазах психосексуального развития человека:

· Доверие или недоверие к миру.

· Самостоятельность или нерешительность.

· Настойчивость или чувство вины.

· Умелость или неполноценность.

· Идентификация личности или путаница половых ролей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.