Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Новый, сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов в области инновационной деятельности






Новый, сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов в области инновационной деятельности, владеющих методами управления научными коллективами, исследователями и разработчиками и способных работать на рынке нововведений.

Цель данного пособия — обобщать достижения мировой и отечественной науки и практики управления инновационными процессами, показать возможности использования различных методов сегментного анализа рынка инноваций.

Пособие охватывает проблемы оформления инновационных проектов, анализа спроса на научно-техническую продукцию, оценку эффективности инноваций.

 

Тема 1. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как новая организационная структура

1.1. Значение, принципы организации технологического процесса ФПГ

 

Создание ФПГ связано с необходимостью структурной перестройки экономики и поддержки тех областей национальной экономики, которые могут способствовать экономическому росту. Эта новая организационная структура объединяет промышленные предприятия, банки, торговые организации. Характерная особенность финансово-промышленных групп состоит в том, что они функционируют как самостоятельные саморазвивающиеся организации.

Рассмотрим принципы формирования финансово-промышленных групп.

Пусть имеется некая технология производства продукции, осуществление которой требует выполнения многих операций (сбор, переработка первичного сырья, изготовление конечной продукции). Есть владелец технологии. Для обеспечения конечного результата нужно внедрить технологию в производство.

Возникает задача формирования группы предприятий, связанных в единый технологический цикл (технологическая цепочка — ТЦ). Цепочку формирует управляющая компания финансово-промышленной группы.

Важное значение для формирования ТЦ имеют результаты анализа финансового состояния, структуры активов и оборачиваемости оборотных средств. После детального анализа финансовой отчетности потенциальных участников отбирают те предприятия, участие которых в ТЦ представляется целесообразным.

Основным при проведении конкурсного отбора контрагентов служит критерий технологической ценности (Ктц):

где Р — результат производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (выручка от реализации такой продукции), руб.;

3 — затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость), руб.;

ДТЦ—длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ, дн.

Ктц - характеризует ежедневную эффективность производства продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ.

Для оценки эффективности деятельности предприятий анализируют фондоотдачу, рассматриваемую как отношение выручки от реализации за квартал к средней квартальной стоимости постоянных активов.

После принятия положительного решения заключается договор об участии контрагента в ТЦ.

Под организацией технологической цепочки понимают комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с функционированием этой ТЦ. Вопросы могут быть любые, позволяющие предотвратить как можно больше недоразумений в дальнейшем-

Процесс организации ТЦ составляет неотъемлемую часть ци­кла управления. Он заключается в следующем:

• согласование организационной схемы;

• согласование плана эффективности;

• поиск инвестора (как правило, банк в структуре ФПГ);

• подготовка и согласование нормативных документов;

• определение форм оповещения, взаимодействия, воздействия;

• утверждение даты начала функционирования ТЦ;

• подписание договоров;

• назначение управляющего по цепочке;

• получение денежных средств и начало функционирования.

Одним из видов организационной схемы производственного процесса является горизонтальная корпорация. Она позволяет избежать многих негативных явлений, например, глубоко укоренившейся бюрократии.

Горизонтальная корпорация является идеей, приносящей деньги и требующей от людей более широкого мышления. Люди в новой модели стремятся менять ситуацию таким образом, чтобы управлять процессом, а не другими людьми.

Финансово-промышленная группа может быть разделена на комплексы, в каждом из которых есть собственный маркетинг, производство, снабжение. Из всех крупных отделов туда выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждом из комплексов создаются собственные финансово-экономические службы.

Внутри ФПГ, для того чтобы жестко контролировать деятельность подразделений, одновременно культивируя самостоятельность, может быть введена система командных бюджетов. При этом каждая команда должна ежемесячно защищать свой бюджет на правлении. Тех, кто с такими обязательствами не справляется, можно " санировать", а неэффективные или бесперспективные направления должны быть безжалостно закрыты.

Корпоративная эффективность работы каждой команды вычисляется по следующему алгоритму:

1. Вычисляется, доля затрат каждой команды (Д3кi) в затратах ФПГ. Как отмечалось выше, в качестве денежного выражения суммы затрат при проведении расчетов используются стоимость совокупных активов. Следовательно, сумма затрат каждой команды — это балансовая стоимость активов, находящихся в управлении этой команды. Сумма затрат ФПГ — это стоимость совокупных активов финансово-промышленной группы:

 

(1.1)

 

где Зki — затраты I-ой команды;

Зфпг — затраты финансово-промышленной группы.

2. Вычисляется доля каждой команды (ДПki) в совокупной чистой прибыли финансово-промышленной группы:

(1.2)

где Пki – чистая прибыль i-ой команды;

ПФПГ -чистая прибыль финансово-промышленной группы.

3. Рассчитывается коэффициент корпоративной эффективности Кki для каждой команды:

(1.3)

4. Команды ранжируются по значению коэффициента корпоративной эффективности.

Задача 1.1

Процесс функционирования ФПГ состоит в реализации пяти процессов, каждым из которых руководит отдельная команда. Соответствующие данные представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Номер команды          
Затраты команды          
Чистая прибыль команды          

По данным табл. 1.1 рассчитать искомые показатели и выяснить, какая команда вносит наибольший вклад в успех ФПГ. Результаты расчетов представить в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Номер команды          
Доля команды в затратах          
Доля команды в прибыли          
Коэффициент корпоративной эффективности команды          

 

По данным табл. 1.2 произвести ранжирование команд по значению коэффициента корпоративной эффективности. Команда с большим значением коэффициента вносит больший вклад, а команда с меньшим значением коэффициента —меньший:

Таблица 1.3

Порядковый номер          
Номер команды          

 

1.2 Контроль функционирования технологического процесса

 

Контроль за деятельностью технологической цепочки в целом состоит из следующих этапов:

1. Контроль взаимодействия контрагентов;

2. Анализ взаимодействия;

3. Выявление узкого места в технологической цепочки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.