Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии инновационного проекта




 

Существует четыре стадии инновационного проекта:

 

1. Концептуальная стадия (стадия формирования идеи нового товара) - уточнение научной обоснованности проекта и поиск информации, подтверждающей коммерческий потенциал нового, еще не существующего на рынке товара.

2. Стадия проверки технической осуществимости (лабораторная стадия) - доказательство принципиальной возможности создания нового товара, основанного на принятой концепции и разрабатываемой стратегии маркетинга.

3. Стадия разработки (технологическая стадия) – разработка технологии производства нового товара, усовершенствование материалов, процессов и конструкции предполагаемого к выпуску продукта, а также проверка его пригодности для промышленного производства и уточнение стратегии маркетинга.

4. Стадия подготовки производства и рынка – период, в течение которого продукции или технологический процесс должны быть подготовлены к выходу на рынок, т.е. первые партии нового товара должны быть произведены, проданы, проверены покупателями и получены заказы на производство и реализацию следующих больших по объему партий.

 

По завершении каждой стадии необходимо тщательно проанализировать результаты выполненных работ, чтобы принять решение о целесообразности дальнейших затрат.

На каждой стадии инновационного проекта принципиальное значение имеет принятие эффективного решения о правовой охране результатов исследований и разработок, лежащих в основе нового товара. Формирование портфеля интеллектуальной собственности и стратегия управления им включает в себя прежде всего своевременную идентификацию охраноспособных технических, технологических и коммерческих решений, выбор оптимальной формы и наиболее целесообразного момента их правовой охраны с учетом повышения коммерческой ценности этих решений от стадии к стадии.

На первой стадии начинаются широкие информационные исследования по выбору аналогов, выявлению потенциальных конкурентов и потребителей. На этой стадии необходима идентификация собственника НИОКР, а в качестве правовой охраны результатов исследований наиболее целесообразно только засекречивание. Патентование на этой стадии ведут лишь в случае появления чрезвычайно оригинальных решений, да и то лишь для получения приоритета. Ценность инновационного проекта на первой стадии самая низкая.

На последующих стадиях возникают уже более реальные технические решения. Однако коммерчески значимые результаты еще, как правило, не получены. Поэтому целью патентования может являться только засекречивание приоритета.

Только на третьей стадии инновационного проекта обработка технологии нового продукта близится к завершению. Становится понятным, каким и насколько прибыльным ожидается бизнес. Появляется стратегический партнер или инвестор, с ним отрабатывается конкретная маркетинговая стратегия.



На четвертой стадии проекта выходить на рынок с новой продукцией без полноценной правовой охраны просто безрассудно. Если она окажется окупаемой, то конкуренты не откажутся от возможности ее скопировать.

 

3.5.1 Интеллектуальная собственность на разных стадиях управления инновационным проектом

Первая концептуальная стадия, имеющая целью демонстрацию уровня и внедренческого потенциала концепции нового продукта, должна завершиться следующими результатами:

- описание концепции;

- перечень планируемых технических характеристик и перспек­тивных целей концепции;

- предварительные оценки потенциальных препятствий для разработки, производства и сбыта нового продукта.

Такие результаты можно получить на основании следующих ин­формационных исследований: поиск и отбор новых идей, которые могут быть положены в основу разработки нового продукта; анализ требований потребителей к продукции данного вида; тенденции развития рынка данной продукции; анализ условий конкуренции на рынке данной продукции.

Результаты информационных исследований позволяют выявить следующие факторы, определяющие принятие управленческого ре­шения:

 

- разумность основных положений, на которых базируется прак­тическое применение концепции;

- значимость концепции для предприятия, в частности, и на­циональной экономики в целом;

- соответствие концепции характеру производственного опыта предприятия, технологическим, ресурсным и временным воз­можностям;



- наличие потенциальных заказчиков;

- преодолимость потенциальных производственных и рыноч­ных барьеров.

 

Как отмечалось выше, патентование на первой стадии чаще все­го нецелесообразно. Однако бывают исключения.

 

Вторая стадияинновационного проекта - проверка техниче­ской осуществимости - имеет целью подтверждение планируемых характеристик нового продукта и отсутствие технических или эко­номических препятствий к eгo внедрению, которые не могут быть преодолены. Результатами работы являются:

. стендовые модели или макеты;

. характеристики действующих лабораторных моделей;

. предварительные планы дальнейшей разработки, включаю­щие в себя оценки затрат на продукт, предполагаемую страте­гию маркетинга, оценки экологической безопасности и пла­нов производства.

 

Если первая стадия состоит в основном из информационных ис­следований, то и в другие стадии такие исследования входят обяза­тельным компонентом, без которого любые эксперименты и расче­ты не могут быть достаточными для принятия последующих управленческих решений.

На второй стадии проводятся, в частности, следующие информа­ционные исследования: оценка технического уровня нового продук­та; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование экологичности нового продукта; стоимостная оценка технологии производства нового продукта.

Факторы для принятия управленческого решения о целесооб­разности перехода к следующей стадии:

 

- техническая осуществимость;

- потенциальная безопасность и экологичность;

- оценки возможных затрат;

- наличие патентно-правовой охраны;

- возможность нарушения чьих-либо патентных прав;

- предполагаемая стратегия маркетинга.

Решение о патентовании или засекречивании новых техниче­ских решений чаще всего впервые принимается после завершения второй стадии.

Третья стадияреализации инновационного проекта - разра­ботка имеет целью подтвердить, будет ли новый продукт иметь заяв­ленные параметры (выводы делаются на основе испытаний техни­ческого прототипа или опытного технологического процесса).

Результатами работы являются:

 

- характеристики основных материалов и комплектующих, не­обходимых для достижения намеченных эксплуатационных и коммерческих целей;

- эксплуатационные характеристики опытного технологическо­го процесса либо технического прототипа, пригодных для вос­производства в дальнейшем в увеличенном масштабе;

- методы производства с указанием требуемых основных мате­риалов и технологических процессов;

- условия эксплуатационной безопасности и экологичности;

- уточненная стратегия маркетинга с оценкой издержек предполагаемого полномасштабного производства.

 

Наэтой стадии проводятся следующие информационные иссле­дования: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспо­собности новых технических решений; исследование потенциаль­ного спроса и объема продаж.

Факторы для принятия управленческого решения на третьей ста­дии реализации инновационного проекта:

 

- соответствие полученных эксплуатационных характеристик технического прототипа техническим требованиям;

- потенциальная безопасность и экологичность;

- оценка затрат на производство опытной партии;

- наличие патентно-правовой защиты;

- возможность нарушения чьих-либо патентных прав;

- возможность зарубежного патентования;

- планируемая стратегия маркетинга.

По результатам осуществления третьей стадии продолжается патентование новых технических решений, число которых растет по мере приближения разрабатываемого нового продукта к своему материальному воплощению. Патентная стратегия при формиро­вании портфеля интеллектуальной собственности для инноваци­онного проекта обычно предполагает не один патент, а целый па­кет патентов. Среди них и те, что охраняют саму идею, ее дальнейшую модификацию, и периферийные патенты на улучше­ние технологии.

Практика патентования на этапе решения технологических за­дач, чаще всего характеризующем третью стадию инновационного проекта, свидетельствует о большой вероятности наполнения опи­саний к изобретениям излишней информацией. Стремясь охаракте­ризовать патентуемую идею, заявитель предоставляет сведения, вы­ходящие за пределы совокупности существенных признаков изобретения, и разглашает технологические секреты. В то же время наличие неопубликованной скрытой информации (ноу-хау) значи­тельно повышает ценность коммерциализируемой технологии в соче­тании с патентами.

Четвертая стадияинновационного проекта - подготовка про­изводства и рынка - имеет целью разработку промышленной тех­нологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания, сертификации и пробных продаж опыт­ного образца (опытной партии) и/или технологического процесса. Результатами работы являются:

 

- эксплуатационные характеристики нового продукта и техноло­гического процесса для его производства;

- данные о производстве нового продукта;

- сертификация нового продукта;

- перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов;

- данные о производственной и экологической безопасности;

- данные о пробных продажах новой продукции;

- планы гарантийного и технического обслуживания;

- планы производства запасных частей.

На четвертой стадии продолжаются информационные исследо­вания, которые проводились на предыдущей стадии инновацион­ного проекта: 0ценка технического уровня нового продукта; экспер­тиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объема продаж.

Факторы для принятия управленческого решения о промышлен­ной и рыночной применимости:

 

- приемлемость производственной технологии, а также расчетов соотношения цены и себестоимости;

- приемлемость сроков и бюджета монтажных работ;

- работоспособность процесса при полномасштабном произ­водстве;

- соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны труда и т.п.

При наличии экспортного потенциала разработки опытные об­разцы могут выставляться на выставках, рекламироваться, реализо­вываться только после зарубежного патентования. Как правило, решение об этом принимается в начале четвертой стадии иннова­ционного проекта.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал