Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап: 1995-1998 гг.




На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.

 

Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше.

И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15—18% населения России было связано с деятельностью малых предприятий.

Направленность деятельности государства в области малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996—1997 гг.»

Цель этой программы заключается в том, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в производственной, инновационной и других сферах экономики. Эта программа выдвигает следующие задачи:

· создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства;

· целенаправленное формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства;

· создание новых рабочих мест, открытие и поддержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальной сферах для обеспечения рынкаотечественными

· товарами и услугами;

· поддержка деловой и инновационной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;

· инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего, за счет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;

Предпринимались попытки по поддержке малого предпринимательства в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области. По оценкам экспертов, в инновационной сфере функционирует около 120 тыс. малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн. чел. Как и во всем мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3-4 года малые предприятия. Тем не менее предпринимаемые меры коренным образом не изменили состояние инновационной деятельности. По-прежнему оставляет желать лучшего ее результативность. Основными факторами, сдерживающими инновационную деятельность на малых промышленных предприятиях, являются:



· недостаток ее собственных средств;

· высокие налоговые ставки

· неприемлемые условия инвестиций и кредитования.

· наметилось некоторое ухудшение положения в строительстве.

Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе малых предприятий равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:

· производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;

· производство товаров народного потребления;

· производство лекарственных препаратов и медтехники;

· оказание различных видов услуг;

· общественное питание;

· строительство;

· инновационная и природоохранительная деятельность,

Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.



Другой особенностью экономической жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий. Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены.

Существенным фактором, мешающим цивилизованному развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.

Место и роль малого предпринимательства определялась тем, что малые предприятия уже прошли определенный путь развития. Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в обшей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.

Однако говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялось роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал