Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уэ-1. Идеология: сущность, структура, функции. Классификация идеологий.






 

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

 

1.1. Прежде всего, необходимо выяснить, что такое идеология?

 

Нельзя внести точность в рассуждения, если она сначала не введена в определение.

Д. Гершель

Чем богаче подлежащий определению предмет, то есть, чем больше различных сторон он предоставляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции.

Г.В.Ф. Гегель

 

Понятие " идеология" в переводе (греч. idea – идея + logos – учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале ХIХ века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В данном пособии речь будет идти о политической идеологии как некой концепции, лежащей в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти.

Чтобы подойти к относительно полному определению идеологии, необходимо уметь отличать ее как определенную информационную систему от иных систем знаний, существующих в обществе и тесно связанных с ней. Идеология как элемент духовной культуры есть определенная система знаний об обществе, то есть она дает достаточно полную картину общества. Но известно, что общество изучает масса наук: социология, политология, экономическая теория, психология, история, которые дают весьма полезные знания, используемые в социальной практике. Идеология не является наукой, она имеет принципиальное отличие от нее.

 

В чем же специфика идеологии как определенного вида социального знания?

Во-первых, идеология – это совокупность знаний, дающих картину общества, объясняющих социальные процессы, происходящие в нем, с точки зрения интересов определенных социальных групп данного общества. Поэтому в идеологии всегда содержится оценка описываемых социальных процессов. Идеология – это всегда оценочное, " заинтересованное", субъективное знание. Об этом свидетельствуют такие его компоненты, как ценностные ориентации, идеалы.

В этой связи значительный познавательный смысл приобретают употребляемые авторами метафоры: идеология – это призма, бинокль, через которые смотрят на мир представители конкретных социальных слоев, классов, чьи интересы выражает данная идеология. В идеологии всегда обосновывается необходимость их реализации с помощью государственной власти.

Во-вторых, идеология в отличие от конкретных, частных наук об обществе (социологии, политологии, этики, эстетики, экономической теории) есть комплексная система знаний о нем, которая не содержится в целостном виде в каких-то отдельных книгах и сочинениях. Она как бы " вплавлена" в различные системы гуманитарного знания. В этой связи всегда возникает трудность нахождения информации, называемой " идеологией", которую необходимо распространять в обществе тем или иным субъектам политической деятельности, в каком-либо одном источнике.

На основе вышесказанного необходимо иметь в виду следующее определение идеологии.

 

Идеология есть совокупность философских, этических, правовых, экономических идей и идеалов, отражающих и объясняющих социальные процессы с точки зрения интересов конкретных социальных групп, классов, которые обосновывают необходимость их реализации с помощью государственной власти.

 

Таким образом, те или иные знания об обществе становятся идеологией тогда, когда в них не только описываются социальные процессы, но и дается их оценка с позиций интересов определенных социальных слоев. Поэтому идеология есть потенциальная форма любого социального знания.

 

Определение понятия " идеология"

(динамика логического процесса)

 

Идеология – совокупность знаний об обществе

 
 

Идеология – совокупность оценочного знания об обществе

 
 

Идеология – совокупность философских, этических, правовых, экономических знаний, идей, идеалов, дающих картину, общества с точки зрения интересов определенных социальных групп.

 

1.2. Идеология не является совокупностью однородной информации. Поэтому в ней можно выделить различные компоненты. Проанализируйте различные варианты структурирования идеологии.

 

I. Прежде всего, в ней можно выделить систему знаний, дающих картину общества в целом, а также ориентационную подсистему, которая включает совокупность конкретных идей, социальных ценностей и идеалов, определяющих стратегические цели тех классов и социальных групп, интересы которых отражены в данной идеологии.

 

II. Кроме этого, в научной литературе принято вычленять составные части идеологии в виде трех основных ее уровней в зависимости от степени их приближения к массовому, обыденному сознанию [10, 11].

Первый уровеньтеоретико-концептуальный, в котором обосновываются основные идеологические принципы политических движений. Для этого используются знания, полученные соответствующими гуманитарными науками (экономической теорией, философией, этикой, социологией, политологией). Высший уровень идеологии образуют теории, концепции, которые изложены в литературных сочинениях, где с помощью достаточно строгих понятий описывается общество, его устройство и положение в нем того класса, интересы которого отражает данная идеология, формулируются идеи, на основе которых можно построить идеальное общество.

Второй уровеньпрограммно-политический, на котором общие идеи и принципы конкретизируются в программах политических партий и движений в виде целей, задач, соответствующих определенному периоду их реализации. На этом уровне идеология становится " видимой", так как проникает на страницы газет, журналов, в телевизионные передачи, рекламу, учебники, произведения искусства.

Третий уровень – обыденный, актуализированный, который проявляется на уровне индивидуального и группового сознания масс, включенных в различные формы политического участия. На этом уровне обосновывается легитимация (обоснование правомерности) конкретных социально-политических сил на власть, так как только при поддержке масс эти силы смогут получить и удержать власть. А это становится возможным, если удается убедить массы в правильности, истинности политических программ. Действительность осмысляется здесь в образно-ассоциативной форме – знания соприкасаются с чувствами и эмоциями.

 

III. Если иметь в виду содержание тех идей, на основе которых выстраивается образ идеального общества, то следует помнить о философско-мировоззренческой, культурно-исторической, политической, экономической, социогуманитарной частях идеологии.

Структура идеологии

I. Общая картина общества Совокупность основных идей Ценности, идеалы
II. Теоретико-концептуальный уровень
Программно-политический уровень
Обыденный (актуализированный уровень)
III. Философско-мировоззренческая часть
Культурно-историческая составляющая
Экономическая составляющая Политическая составляющая Социогуманитарная составляющая

 

1.3. Чтобы сделать хорошо обозримой область явлений, охватываемых понятием " идеология", необходимо раскрыть его объем, классифицируя различные виды идеологий. Какие бывают виды идеологий в обществе?

Необходимо помнить, что вопрос классификации идеологий важен для четкого определения функций конкретных идеологий, поскольку они не могут быть одинаковыми у различных идеологий. Имея в виду различные основания классификации, можно выделить следующие виды идеологий:

1. В зависимости от характера связи той или иной идеологии с государственной властью они делятся на официальные (государственные) и оппозиционные, выражающие интересы тех социальных сил, которые стремятся к власти.

2. Если иметь в виду направленность социальных ориентаций той или иной идеологии, то их можно разделить на идеологии, которые стремятся сохранить существующий общественный порядок, и идеологии, которые ставят цель преобразовать существующий строй. Причем, первую классификацию нельзя отождествлять со второй, как это часто делается в научной литературе. С одной стороны, не всегда государственная идеология стремится к консервации сложившихся устоев, а с другой, – не каждая оппозиционная идеология сориентирована на кардинальное изменение существующего строя.

3. В зависимости от социального субъекта – носителя той или иной идеологии – различают классовые идеологии (рабовладельческие, буржуазные, пролетарские, крестьянские), национальные, государственные.

4. По принадлежности идеологии к конкретному историческому периоду можно выделить:

а) идеологии доиндустриального общества, в роли которых, как правило, выступает религия, которая предлагает основные идеи для концепции социального управления, обращенные непосредственно к вере и имеющие ярко выраженный авторитарный и догматический характер;

б) идеологии индустриального общества, связанные с возникновением светских, централизованных государств. Данные идеологии (наиболее влиятельные из них – либерализм, консерватизм, социализм) содержат основательную рациональную аргументацию своих главных идей и ценностных ориентаций.

 

1.4. Чтобы завершить изучение вопроса о сущности идеологии, необходимо выяснить, какие функции выполняет идеология? Для чего она необходима в обществе?

При этом важно помнить, что вопрос о функциях идеологии не может решаться безотносительно к статусу, разновидности конкретной идеологии. Так, например, функции идеологии политических сил, стоящих у власти, не тождественны функциям тех идеологий, которые представляют оппозиционные силы в обществе. К тому же функции любой идеологии могут быть как явные, так и латентные (скрытые).

 

К общим, универсальным функциям любой идеологии относятся следующие:

1. Информационно-познавательная, которая заключается в том, что любая идеология дает некоторую совокупность знаний об обществе, отражая его. И хотя, в сравнении с наукой идеология не всегда адекватно отражает общество, тем не менее, она позволяет составить определенное представление о нем.

2. Функция выражения (представления обществу) интересов и устремлений определенных социальных групп (репрезентативная функция). Если класс, социальная группа имеет свою идеологию, то его интересы сформулированы, " проявлены" и становятся известны обществу. Только в этом случае данный класс может выступать в роли полноценного субъекта политических процессов.

3. Ориентационная функция – через систему ценностей и идеалов, которые всегда имеются в идеологии, она предлагает конкретные цели и направления политического движения. Не случайно эта функция в литературе признается одной из главных и часто упоминается в определениях понятия " идеология".

4. Мобилизационная функция – функция побуждения участников политики к определенным социальным действиям. Она связана с ориентационной функцией идеологии, но предполагает не только знание ориентиров, направлений действий, но и убежденность в их правильности и необходимости достижения. Идеалы, ценности, разделяемые субъектом, становятся мотивом их реальных действий (революций, реформ, митингов, шествий и т.д.).

5. Интеграционная функция – идеология всегда способствует объединению, сплочению того класса, интересы которого она выражает.

6. Воспитательно-социализирующая, которая проявляется в том, что та или иная идеология, создавая определенные общественные идеалы, обосновывая их значимость, формирует политическое сознание, политическую культуру индивидов.

Перечисленные выше функции идеологии могут рассматриваться как относительно самостоятельные. Любая идеология, как правило, проявляет свою значимость в сочетании различных функций.

 

Функции идеологии
Информационно-познавательная Выражение интересов социальных групп Ориентационная Интеграционная Мобилизационная Воспитательно-социализирующая





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.