Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сознание и психика человека; сознание и бессознательное






Психика – это форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регулятивную функцию.

Психика человека представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, её элементы очень изменчивы. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния.

Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Выделяют познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы. Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Это ощущение, восприятие, память, воображение, мышления. Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. Это мотивация, целеполагание, принятие решений, контроль, воля, эмоциональные процессы. Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении (мимика, позы, жесты, взгляды, интонации и т.д.).

Психические свойства – это индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Это темперамент, характер, способности личности.

Психическое состояние – это внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют такие характеристики психического состояния, как эмоциональные (тревога, радость и др.), активационные (активность, пассивность), тонические (бодрость, угнетённость), временные (длительность состояний).

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую.

Сознание контролирует лишь часть психики. Некоторые процессы осуществляется бессознательно. Уровни бессознательного:

1) Неосознанный психический контроль человека за жизнью своего тела, координация функций, удовлетворение наиболее простых нужд и потребностей тела.

2) Процессы и состояния, до определённой поры остающиеся неосознанными (различные переживания, рождение мысли, образа и т.д.).

3) Некоторые процессы разного рода интуиции.

Понятие «бессознательное» ввёл в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856 – 1939). В наиболее общем виде структуру психики он представлял в виде трёх уровней:

1) Сверхсознательное – запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение.

2) Сознание – ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.

3) Бессознательное – тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По Фрейду, бессознательное состоит, прежде всего, из сексуального инстинкта, инстинкта агрессивности, инстинкта жизни и др. Каждый человек имеет антиобщественные желания, которые с детства учится подавлять. Но даже подавленные и забытые желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы – комплексы. Человек может не осознавать их, но они проявляются в сновидениях, оговорках, юморе и т.п. Борьба между сознательным и бессознательным уровнями психики может привести к психическим срывам, но она же может привести к творческим озарениям через механизм сублимации.

Швейцарский психиатр Карл-Густав Юнг (1875 – 1961) выделил индивидуальное и коллективное бессознательное. Последнее – это общие для людей архетипы, представленные в мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.