Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диспозиционная концепция регуляции социального поведения






Интерпретация социальной установки как целостного об разования. Восстанавливая идею целости социальной установки, необходимо понять эту целостность в социальном контексте.

Попытка решения этих задач содержится в «диспозиционной кон цепции регуляции социального поведения личности». Человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически: есть более низкие и более высокие их уровни. Определение уровней диспо­зиционной регуляции социального поведения личности осуществля­ется на основании схемы Д. Н. Узнадзе, согласно которой установка возникает всегда при наличии определенной потребности, с одной стороны, и ситуации удовлетворения этой потребности — с другой. Однако обозначенные Узнадзе установки возникали при «встрече» лишь элементарных человеческих потребностей и довольно несложных си­туаций их удовлетворения.

В. А. Ядов предположил, что на других уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют иные диспозиционные образования, которые возникают при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. В данном случае потребности классифицируются по одному-единственному основанию — с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности:

- ближайшее семейное окружение (1),

- контактная (малая) группа, где непосред­ственно действует индивид (2),

- более широкая сфера деятель­ности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3),

- сфера деятельности, понимаемая как определенная социаль­но-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.

Далее выстраивается также условная для нужд данной схемы иерар­хия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации струк­турированы по длительности времени, «в течение которого сохраня­ется основное качество данных условий». Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (I’’). Следующий уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2'). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сферах труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3'). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свой­ственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, по­литической и идеологической структуры его функционирования (4'). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней.

Если рассмотреть с позиций этой схемы иерархию диспозиций (Д), то логично обозначить соответствующую диспозицию на пересечении каждого уровня потребностей и ситуаций их удовлетворения. Выделяются соответственно четыре уровня диспозиций:

а) элементарные фиксированные установки, как их понимал Д. Н. Узнадзе: они формируются на основе витальных по­требностей и в простейших ситуациях в условиях семейного окруже­ния, и в самых низших «предметных ситуациях» (чему в западных исследованиях и соответствует термин «set»);

б) социальные фиксированные установки - более сложные диспозиции, которые формируются на основе потреб­ности человека в общении, осуществляемом в малой группе, соответ­ственно, кото­рые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеют сложную трехкомпонентную структуру (когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты);

в) базовые социальные установки фиксируют общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, (формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою по­требность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга). Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, но это не столько выражение отношения к отдельному социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям;

г) система ценностных ориентации личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, где выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к обстоятельствам жизни, детерминированным общими социальными условиями, типом обще­ства, системой его экономических, политических институтов.

Предложенная иерархия диспозиционных образований, взятая в целом, выступает как регулятивная система по отношению к поведе­нию личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов деятельности:

- регуляция непосредственных реакций субъекта на актуальную предметную ситуацию («поведенческий акт»— I"),

- регуляция поступка, осуществляемого в привычных ситуациях (2"), третий уровень регулирует уже некоторые системы поступков — или то, что можно назвать поведением (З"),

- регуляция целостности поведения, или собствен­но деятельность личности (4й). Целеполагание на этом высшем уров­не представляет собой некий " жизненный план", важнейшим элементом которого выступают отдельные жизненные цели, связанные с главными социальными сферами деятельности человека — в области труда, познания, семейной и общественной жизни»

Разработка предложенной концепции ликвидирует «вырванность» социальной установки из более широкого контекста и отводит ей оп­ределенное, важное, но ограниченное место в регуляции всей систе­мы деятельности личности. В конкретных сферах общения и достаточ­но простых ситуациях повседневного поведения при помощи аттитюда можно понять предрасположенность личности или ее готовность действовать таким, а не иным образом. Однако для более сложных ситуаций, при необходимости решать жизненно важные вопросы, формулировать жизненно важные цели, аттитюд не в состоянии объяс­нить выбор личностью определенных мотивов деятельности. В ее регу­ляцию здесь включаются более сложные механизмы: личность рас­сматривается не только в ее «ближайшей» деятельности, но как еди­ница широкой системы социальных связей и отношений, как включенная не только в ближайшую среду социального взаимодействия, но и в систему общества. Хотя на разных уровнях этой деятель­ности включается определенный уровень диспозиционного механизма, высшие его уровни так или иначе — не обязательно в прямом виде, но через сложные системы опосредования — также играют свою роль в регуляции социального поведения и на низших уровнях.

Особое значение имеет также и то, что на высших уровнях диспозиций когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты являются в специфических формах и, главное, удельный вес каждый из них различен. В относительно более простых ситуациях, при необходимости действовать с более или менее конкретными социальными объектами, аффективный компонент играет значительную роль. Иное дело — самые высшие уровни регуляции поведения и деятельности личности, где сама эта деятельность может быть освоена только при условии ее осмысления, осознания в достаточно сложных системах понятий. Здесь при формировании диспозиций преобладающее выра­жение получает когнитивный компонент. Нельзя представить себе си­стему ценностных ориентации личности, включающую отношение к основным ценностям жизни, таким, как труд, мораль, политические идеи, построенную по преимуществу на эмоциональных оценках. Та­ким образом, сложность иерархической системы диспозиций застав­ляет по-новому подойти и к пониманию соотношения между тремя компонентами диспозиционных образований.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.