Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построения группового процесса.






 

1. На первом этапе тренинга происходит выведение из внутреннего плана во внешний неконструктивных элементов и моделей поведения. В бихевиоризме это – демонстрация заученных навыков, в психоанализе – осознание бессознательных мотивов и барьеров, в гуманистической психологии – осознание своей неаутентичности. На этом этапе участникам предлагается решать поставленные задачи так, как они могут делать это без постороннего вмешательства и специального обучения. Эта стадия носит диагностический характер. Только выведение проблемных областей из внутреннего плана во внешний – поведенческий, создает серьезную предпосылку для их последующей коррекции.

2. На втором этапе – построение модели идеального поведения во внешнем плане. Представители поведенческой психологии осуществляют это через искусственное создание эталона в форме видеозаписи или проигрывания. Психодинамический подход особо выделяет этап возникновения " освобожденной, очищенной" личности. В гуманистическом подходе эталоном чаще всего выступает либо поведение ведущего, либо тех участников, которые осознали непреходящую ценность своей личности и приняли себя такими, какие они есть. Иными словами, применяя стратегии поиска аналогов, комбинирования, реконструирования и др., ведущий и участники находят оптимальные модели поведения в каждой конкретной ситуации.

3. На заключительном этапе – модификация поведения участников группы в сторону максимального приближения к эталону и закрепление его во внутреннем плане. В поведенческой психологии это достигается через дифференциацию подкрепления: положительное подкрепление успешного поведения и разрушение старых штампов. Психоаналитические группы на завершающей стадии " освобождаются" от давления неэффективных сценариев или иных конструктов бессознательного. В гуманистической психологии специально обсуждаются и закрепляются основные принципы самоактуализированного поведения.

 

Групповая работа многих успешных психотехников предполагает применение различных подходов: психодра­матического, гештальттерапии, трансактного анализа, со­циального психоанализа, биографического метода, метода наведения измененного состояния сознания и многих дру­гих. Эффективно применение в социально-психологиче­ском тренинге делового общения метода нейролингвистического программирования (НЛП), который хорошо зарекомендовал себя в обучении, менеджменте, бизнес - кон­сультировании.

НЛП представляет собой эффективную систему техник, позволяющих проводить воздействие на человеческое пове­дение в сфере межличностных отношений. Наибольший ин­терес у ведущего тренинг делового общения вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспри­нимать вербальную и невербальную информацию о партнере по общению, устанавливать и поддерживать межлично­стный контакт. НЛП использует несколько основных идей.

Человек обладает тремя репрезентативными система­ми, с помощью которых он воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетиче­ской. У каждого человека одна из этих систем более развита и более часто используется, чем другие. Поэтому успешное об­щение во многом зависит от того, одинаковые или разные ре­презентативные системы используют партнеры по общению. (44)

 

Во всех формах психологического тренинга стиль веде­ния группы определяется прежде всего теоретическими воззрениями ведущего, опытом его работы и индивидуаль­ными особенностями. Однако, несмотря на это, в любой групповой работе проявляется так называемый групповой эффект, а основной функцией тренера оказывается управ­ление групповым процессом. Основными операциями, обеспечивающими эту функцию, являются следующие:

  • создание положительного психологического климата в группе, что способствует снижению эмоциональной напряженности участников группы;
  • пробуждение интереса и мотивация участников к вы­полнению всех задач тренинга;
  • рефлексия, побуждение членов группы к размышле­ниям о том, что думают о них другие, к ретроспективному анализу своего поведения;
  • создание барьеров для определенного типа поведе­ния, например, для негативной критики друг друга;
  • формирование актов поведения и переживания уча­стников группы настолько эффективно, что они оканчива­ются успешно.

Особо следует подчеркнуть роль ведущего в достижении целей тренинга. Особенности его личности и стиль поведе­ния в группе во многом определяют характер процессов групповой динамики и стиль взаимодействия участников. Большое значение играет также соблюдение тренером оп­ределенных этических правил, которые регламентируют его отношения с группой. Г.Миккин формулирует следую­щие требования:

  • применяй принципы и правила группы к себе, при­знавай свои ошибки;
  • относись к группе без предубеждения, демонстрируй равенство и конструктивную искренность отношений;
  • относись к клиенту (группе) с позиций «Клиент всег­да прав!», «Не навреди!». Веди с группой диалог, не опережай во многом запросы и потребности группы;
  • во время работы не афишируй симпатии и антипатии к тем или иным членам группы, старайся соблюдать опре­деленную дистанцию в отношениях с участниками;
  • не бойся вступать в отношения конфронтации.

 

Исходя из концепции Узнадзе, можно определить эф­фект тренинга как изменение установок участников груп­пы относительно неэффективного поведения и приобрете­ние нового опыта общения с людьми. В процессе тренинга человеку предоставляется возможность увидеть себя со сто­роны с минимальным риском для своей психики, часто ранимой и не очень устойчивой против воздействия стрессо­ров. Взаимодействуя с другими членами группы в атмосфе­ре безопасности и доброжелательности, человек приходит к выводу, что не все его способы поведения удовлетвори­тельны, что некоторые из них требуют коррекции и даже разрушения. Такое состояние, которое характеризуется тревогой и неудовлетворенностью собой, называется лабилизацией и приводит к большей обучаемости и готовности личности к приобретению нового опыта. (44)

 

Авторы учебного пособия «Организация и проведение тренинга» под ред. А.В.Федотова выделяют ряд принципов, на основе которых строится групповая деятельность. Соблюдение этих принципов контролируется ведущим и вво­дится им на разных этапах работы.

§ Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные реальные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.

§ Принцип новизны подразумевает оригинальность вво­димых упражнений и постоянную смену партнеров в игре.

§ Исследовательский принцип. Группа самостоятельно находит решение поставленных проблем.

§ Принцип обратной связи обеспечивается с помощью просмотра видеозаписи и высказыванием мнений другими

§ участниками группы.

§ Принцип диагностики. Тренер должен осуществлять постоянную диагностику состояний группы и отдельных ее

§ участников.

§ Принцип целеполагания. Тренер должен заранее оп­ределить цели работы группы и трансформировать их в
процессе работы в зависимости от различных факторов групповой деятельности.

§ Принцип активности предполагает постоянную ак­тивность участников группы.

§ Принцип доверительности и конфиденциальности предполагает открытость и искренность членов группы, что обеспечивается условием не разглашать информацию о со­бытиях, происходящих в группе.

§ Принцип «здесь и теперь» концентрирует внимание на событиях, происходящих с участниками в процессе тренинга. Благодаря этому принципу пресекаются разговоры на отвлеченные темы, которые могут быть формой психологической защиты.

§ Принцип персонификации требует конкретизации высказываний и отнесение их к конкретным участникам, запрета на безличные высказывания.

§ Принцип экспликации чувств рекомендует описа­ние своих переживаний и чувств партнеров при предъявле­нии обратной связи.

 

Для формирования социально-психологической компе­тентности необходимо создавать модели системы общения и совместной деятельности. Такое возможно с помощью ролевых игр.

 

Признаками ролевой игры являются:

  • наличие модели управляющей системы;
  • наличие ролей;
  • различие ролевых целей участников игры;
  • взаимодействие ролей;
  • наличие общей цели у всего мирового коллектива;
  • многоальтернативность решений;
  • наличные системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
  • наличие управляемого эмоционального напряжения

 

Преимуществом ролевых игр, определяющим их широ­кое использование в тренинговых занятиях, является их условный, как бы развлекательный, характер, позволяю­щий участникам игры освободиться от сковывающих защитных психологических систем. Очень часто сюжет игры не связан со спецификой работы участников тренинговой группы, что способствует большей раскованности. Игра по­зволяет экспериментировать со своим поведением, не опасаясь серьезных отрицательных последствий, развивает психологическую креативность. Еще одна функция игры — обучающая, когда демонстрируемый успешный стиль пове­дения расширяет потенциальный репертуар других участ­ников, дает возможность приобрести новый опыт общения и изменить собственную неудачную стратегию. (44)

Различают две основные группы игр:

  • спонтанные или импровизационные,
  • сюжетные или сценарные.

В спон­танно-ролевой игре отсутствует развернутая фабула, а ро­ли и позиции участников только намечаются. Основная задача играющих — проявить свои способности к импрови­зации и моделированию поведения, они не требуют специ­альной подготовки и могут придумываться в течение заня­тия. Основные их преимущества заключаются в высоком творческом потенциале, ориентации на актуальные про­блемы участников тренинга. Сюжетные игры основаны на задачах, которые ведущий ставит перед собой заранее, пла­нируя тренинговый курс, они ориентированы на анализ наиболее типичных проблем делового общения. Такие игры требуют больше времени и дают более сложный материал для анализа, их используют для обучения участников не­привычным для них моделям поведения.

Одним из вариантов социально-психологического тре­нинга делового общения является видеотренинг. Процеду­ра его проведения сводится к системе трех «зеркал» — оцен­ки экспертов ролевой игры со стороны: а) преподавателей; б) группы из числа участников, а также в результате про­смотра видеозаписи какого-либо фрагмента или эпизода.

Следует различать социально-психологический тре­нинг в собственном смысле этого слова, как таковой от тре­нинга, проводимого в методических целях. С помощью дан­ного тренинга производится обучение лиц, которые затем становятся психологами-тренерами, ведущими тренинга. (44)

 

Национальная ассоциация по профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности успешного психолога-консультанта:

  • Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
  • Чувствительность к установкам и поведению других людей.
  • Эмоциональная стабильность и объективность.
  • Способность вызывать доверие других людей.
  • Уважение прав других людей (цит. по: Кочюнас, 2000, с.26).

 

Набор вредных для психолога-тренера черт: авторитарность, пассивность и зависимость, замкнутость, склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым, невротическая установка в отношении денег.

К. Шнайдер выделяет три условия эффективности практикующего психолога:

  • личностная зрелость;
  • социальная зрелость;
  • зрелость как процесс, а не состояние.

Р. Кочюнас предлагает следующую модель личности эффективного психолога-тренера:

  • Аутентичность как важнейшее стержневое качество личности психолога и экзистенциональная ценность.
  • Открытость собственному опыту как искренность в восприятии собственных чувств.
  • Развитие самопознания. Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке психолога, адекватной его отношению к собственным способностям и вообще к жизни.
  • Сила личности и идентичность. Постоянно подвергать проверке себя и свои жизненные ценности.
  • Толерантность к неопределенности. Поскольку одной из предпосылок успешного тренинга является " прощание" человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на " незнакомую территорию", консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности.
  • Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации возникают под контролем психолога, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.
  • Чувство юмора. Психолог не может быть успешным без чувства юмора, то есть способности отстраиваться от ситуации и воспринимать ее с иронией.
  • Избегание ярлыков. Психолог обязан оценивать людей, их чувства и взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без наклеивания ярлыков.
  • Постановка реалистичных целей. Согласно закону стремления к успеху и избегания неудач, мы не всегда ставим реалистичные цели. Нужно понимать границы своих возможностей.
  • Способность к сопереживанию. Эффективный психолог – это прежде всего тот, кто может встать на позицию другого. (44)

Виды тренингов. Большинство тренингов, которые сейчас предлагаются потребителю, условно можно поделить на 4 большие группы:

Коррекционные тренинги..
Их цель решить психологическую проблему обратившегося человека; помочь ему разобраться в себе и начать новую счастливую жизнь. Коррекционный тренинг включает в себя психологическую диагностику клиента, но не в привычном виде (прохождение тестов, длительные беседы с психологом), а в тренинговой форме. Выполняя диагностические упражнения тренинга, человек исчерпывающе проявляет себя, как говорится, не на словах, а на деле. Его психологический портрет вырисовывается очень точно. Далее следуют коррекционные упражнения, где опять же не на словах, а на деле, клиент вместе с психологом решает свою проблему и вырабатывает новое конструктивное поведение.
В адаптационной части тренинга клиент приучается переносить свои достижения на реальную жизнь, т.е. быть успешным и счастливым не только в условиях тренинга, но и в отношениях с другими людьми и самим собой в жизни. Все три части коррекционного тренинга могут уместиться в один день, а случается, что такой тренинг продолжается неделями и даже месяцами. Все зависит от сложности проблемы клиента и, главное, от его желания эту проблему преодолеть. Часто львиная доля времени коррекционного тренинга уходит на преодоление психологических защит клиента. Парадокс: типичный клиент коррекционного тренинга хотя и хочет помощи, но не готов к внутренним изменениям психики и внешним изменениям своей жизни. Однако, если человек ценит свое время и деньги и готов работать над собой, результат коррекционного тренинга обычно бывает быстрым и блестящим.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.