Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические аспекты управления.






Психология управления одна из важнейших отраслей со­временной социальной психологии, изучающей проблемы вза­имодействия людей в различных социальных структурах, зако­номерности управления как своей деятельностью, так и дея­тельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроения, поведение.

Объектом социально-психологической теории управления являются формы взаимодействия людей в структурах, группах и коллективах, реализующих правоохранительные, экономичес­кие, политические, производственные задачи. В центре внима­ния психологии управления находятся именно психологические аспекты отношений между людьми, группами и организация­ми людей.

Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных ре­зультатов. Управление можно определить как комплекс необ­ходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спе­цифики, усовершенствования и развития.

Анализируя структуру социальной системы управления, необходимо выделить следующие основные компоненты: субъект управления, объект управления, цель управления, уп­равленческие взаимоотношения, функции управления, меха­низм управления и др.

Субъект управления это структурно обозначенные объе­динения людей и руководители на персональном уровне, наде­ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла­номерные воздействия субъекта управления. Целью такого воз­действия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответ-ствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структур­ном (как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди­видов и групп людей).

Управленческая деятельность — системообразующий фак­тор, обеспечивающий целостное функционирование, сохране­ние и развитие группы людей, организации. Без управления организации не существует. Менеджмент выступает как система действий, обеспе­чивающих слаженную работу коллективов людей с опти­мальными экономическими результатами. Цель менеджмента — создать эффективную организацию и затем менять ее так, что­бы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам. Менеджер — профессионально подготовленный руково­дитель, специалист, занимающийся организацией работ коллектива людей на основе специальных методик и процедур. Управленческая деятельность менеджера базируется на управленческих функциях: целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функ­ции объединены связующими процессами — коммуникацией (общением, обменом информацией) и принятием решений.

Постановка цели обозначение желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления. Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руко­водителей и руководящих структур. Цель — это будущее желаемое состояние объекта воздействия, конечный ожидаемый результат процесса управления, т. е. основ­ной целью управления является заранее обозначенное, запрограм­мированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему.

В психологии принято различать два вида целей: стратеги­ческие (отдаленные), т. е. направленные на какой-либо более общий, социально значимый конечный результат (например, повышение качества учебного процесса в вузе), и тактические (более близкие во времени), решение которых позволит посте­пенно приблизиться к основной стратегической цели.

Прогноз в управлении — это предвидение субъектом конечно­го результата работы системы в будущем, построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения. Высокие способно­сти к прогнозированию — важнейшее качество руководителя, ко­торое обеспечивает оптимальную стратегию действий — выбор целей и способов их достижения, распознавание возможных не­гативных последствий тех или иных тенденций в развитии руко­водимой системы или в окружающей действительности.

Планирование — это разработка решения о том, каковы дол­жны быть конкретные результаты, их исполнители, этапы ис­полнения, пути достижения. Планирование — это начало и основа управленческой дея­тельности. Готовые планы показывают, что, как, когда и кем будет выполнено. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Принятие решения это пусковой механизм в психологи­ческой структуре действия, означающий переход от анализа ситуации к практическому действию, которое осуществляется в соответствии с планом. Выполнение действий, предусмотренных планом, требует осуществления ряда организационных, функций: — общеорганизационной; — материально-технического обеспечения; — экономико-финансового развития; — политико-правового обеспечения; — социального обеспечения и социальной защиты работ­ников; — функции мотивации; — учета и контроля.

Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить: 1) делегирование полномочий; 2) создание органи­зационной структуры предприятия — структуры подчинения и ответственности; 3) регламентирование прав, обязанностей, профессиональных функций работников (юридическое оформ­ление прав и обязанностей в должностных инструкциях, тру­довых контрактах); 4) нормирование трудозатрат и сроков вы­полнения определенных работ (установление научно обоснован­ных нормативов выполнения работ); 5) инструктаж работни­ков: 6) принятие управленческих решений, выдача распоряже­ний, командование.

Контроль — одна из основных управленческих функций. Если контроль плохой или отсутствует, то в целом снижаются результаты работы коллектива, предприятия, но с другой сто­роны, контроль — не панацея от безответственности и неспо­собности управлять (если принять неверное управленческое решение, то контроль не поможет достичь успеха). Контроль обеспечивает обратную связь, т. е. дает факти­ческую информацию о достижении объектом управления по­ставленных перед ним целей. Выделяют три основные формы контроля: 1) текущий кон­троль по отклонениям; 2) упреждающий контроль; 3) резуль­тирующий контроль.

Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предпри­ятием. Поэтому должны быть созданы ус­ловия для моральной и материальной заинтересованности работ­ников при исполнении своих обязанностей. Выделяют следующие методы стимулирования резуль­тативности труда: 1) экономические методы (денежное поощ­рение либо наказание в виде лишения премий, штрафов); 2) це­левой метод (постановка перед подчиненными конкретных и новых трудовых целей повышает его эффективность); 3) метод расширения и обогащения работ («Расширить работу — это зна­чит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка» работу, более разноообразную, значимую, самостоятельную»); 4) метод соучастия или привлечения ра­ботников (партисипативный стиль) (работники участвуют в со­вместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой.)

В процессе осуществления функций управления сотрудни­ки вступают в определенные управленческие отношения. Уп­равленческие отношения как необходимый компонент механиз­ма управления имеет свою структуру, в которой выделяют от­ношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.

Отношения централизма вытекают из наличия иерархии субъектов управления. Они являются формами связи между высшими и низшими субъектами в процессе реализации уп­равленческих функций, когда высшие органы управления име­ют право и обязанности определять содержание и направлен­ность деятельности низших структур для достижения основ­ной общей цели в пределах единой системы управления. От­ношения самостоятельности предполагают наличие у субъек­тов управленческих отношений своих прав и обязанностей, ко­торые дают им возможнбсть определять содержание и направ­ленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя при этом общие интересы. Отношения суборди­нации выражают подчиненность одного субъекта другому в про­цессе управления единым объектом. Отношения субординации прежде всего необходимы для достижения совместных инте­ресов, общих целей, взаимосвязанных с особыми конкретны­ми интересами с помощью определенной их взаимоподчинен­ности. Отношения ответственности обеспечивают взаимную ответственность между субъектами управления в процессе использования прав и выполнения обязанностей для достижения цели управления. Отношения соревнования представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений при выборе наиболее эффективных способов достижения обществен­но необходимых целей.

Методы управления — это совокупность приемов и проце­дур подготовки и принятия, организации и контроля выполне­ния управленческих решений. В управлении используются разнообразные методы, адек­ватные характеру решаемых профессиональных задач. Так, с позиций системного анализа управленческой деятельности можно выделить 4 группы методов в соответствии с этапами управленческого процесса: методы подготовки, принятия, орга­низации, контроля за выполнением управленческих решений. По характеру влияния на исполнителей различают 4 основные типа методов управления: экономические, организационно-рас­порядительные, правовые и социально-психологические. Таким образом, психология управления системно изучает закономерности влияния, воздействия, общения и управления деятельностью человека и взаимодействия между людьми в различных социальных группах.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.