Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольный возраст






Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Особенности развития форм общения со взрослым (М.И.Лисина) и со сверстниками. Формирование детского коллектива и его роль в развитии личности ребенка. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Критический обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г.Спенсер, К.Гросс, К.Бюлер, В.Штерн, Ф.Бойтендайк, Ж.Пиаже). Теории детской игры в психоанализе. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии. Социально-исторический характер происхождения, содержания и функций игры в социогенезе и онтогенезе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами). Уровни развития сюжетно-ролевой игры (Д.Б.Эльконин). Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка.

Характеристика других видов деятельности дошкольника. Изобразительная деятельность: стадии развития и значение для психического развития ребенка. Конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка. Восприятие литературно-художественных произведений. Роль сказки в психическом развитии ребенка. Элементы труда и учения в деятельности дошкольника.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).

Развитие мышления в дошкольном возрасте. Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Взаимодействие видов мышления. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В.Запорожец, Г.И.Минская, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Венгер). Особенности обобщений и суждений дошкольника. Развитие логического интеллекта. Овладение понятием " сохранения" как показатель перехода ребенка на конкретно-операциональную стадию развития интеллекта (Ж.Пиаже, Д.Брунер, П.Я.Гальперин, Л.Ф.Обухова).

Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи " для себя". Развитие контекстной речи. Особенности позиции дошкольника по отношению к речевой деятельности.

Развитие памяти. Проблема формирования произвольно и опосредствованной памяти. " Параллелограмм" развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти. Развитие внимания и его особенности.

Развитие личности в дошкольном возрасте. Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов, возникновение новых социальных мотивов. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Основные закономерности нравственного развития ребенка. Стадии морального развития (Л.Кольберг). Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С.Г.Якобсон).

Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.