Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионального образования






 

Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования. Под термином «профессия» понимается род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником материального обеспечения существования человека.

Профессиональное образование должно быть ориентировано на получение профессии, что делает необходимым исследование таких проблем профессиональной подготовки, как профессиональное самоопределение или выбор профессии, профессиональное самосознание, анализ этапов профессионального развития субъекта и связанных с ним психологических проблем сопровождения профессиональной деятельности;

Партнерами психологии профессионального образования являются философия, социология, медицина, экономика, юриспруденция, статистика, математика, история, информатика, этнология и др. науки, поскольку она находится на стыке наук о человеке, его роли в обществе, социальной позиции относительно разных профессий в разных странах, разных социальных группах и собственных физиологических и психологических особенностей.

Предметная область психологии профессионального образования включает в себя:

1) изучение возрастных и индивидуальных особенностей личности в системе профессионального образования;

2) изучение человека как субъекта профессиональной деятельности, его жизненного и профессионального пути;

3) изучение психологических основ профессионального обучения и профессионального воспитания;

4) изучение психологических аспектов профессиональной деятельности.

Психология профессионального образования использует в своем арсенале те же методы, что и в других ветвях психологической науки: неэкспериментальные (лонгитюдный метод, наблюдение, контент-анализ, психобиография, метод практических событий и др.); психометрические (тесты специальных способностей, тесты достижений, опросники интересов и др.); экспериментальные (лабораторный, моделирующий, констатирующий эксперименты); генетические (формирующий эксперимент, мониторинговые исследования).

Лонгитюдный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Наблюдение - целенаправленный и планомерный процесс сбора информации, основанный на специально организованномвосприятим исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. В основу классификаций наблюдений кладут разные основания, и тогда виды наблюдения описываются следующим образом:

1) в зависимости от условий наблюдения: полевые (в естественных условиях) и лабораторные (в искусственно созданных условиях, например в эксперименте);

2) по способу получения информации: прямые (непосредственные), косвенные (опосредованные).

3) в зависимости от наличияили отсутствия четкой программы наблюдения: формализованные (проводятся по жёсткой программе) и неформализованные;

4) в зависимости от участия наблюдателя в наблюдаемых событиях: включенные, участвующие;

5) по частоте наблюдения: постоянные, повторные, однократные;

6) по объему наблюдения: сплошные, выборочные;

7) в зависимости от объекта наблюдения: внешние, объективные, самонаблюдение. Тип наблюдения зависит от характера объекта, конкретных целей и условий.

Основным средством наблюдения является квалифицированное протоколирование, причем обычно в протоколе фиксируется содержательная сторона наблюдаемых явлений и/или хронометрия.

Контент-анализ (англ. contentanalysis; от content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных документов, рисунков, образцов почерка, публичных выступлений, материалов анкет, результатов психологического тестирования и т.д.

Психобиография - метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Сущность психобиографического метода в первом значении состоит в том, чтобы ответить на вопрос, из каких событий жизни и посредством каких механизмов рождается конкретная личность и как в дальнейшем она сама строит свою судьбу. Как особый методический принцип психологического анализа психобиографический метод заключается в реконструкции значимых для личности событий и выборов, выстраивании их причинно-следственной последовательности и выявлении их влияния на дальнейшее течение жизни. Во втором значении под психобиографическим методом подразумевают также любое использование биографических материалов – автобиографий, дневников, свидетельств очевидцев, биографических опросников и др. – для самых разнообразных исследовательских и практических целей. Наконец, третьем, наиболее узком значении, психобиографический метод – это получение интересующих психолога сведений из уже имеющихся биографических справочников, сборников и т.д.

Тесты являются специализированными методами психологии профессионального образования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

По содержанию тесты обычно делятся на: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений, тесты личности и т.д.

Эксперимент - изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных, четко фиксируемых и контролируемых условиях. Существенная черта эксперимента - строгое выделение одного исследуемого фактора или его вариаций (независимая переменная) и регистрация тех изменений, которые связаны с действием этого фактора (зависимая переменная).

Эксперименты различаются по форме проведения, количеству переменных, целям и характеру организации исследования. По форме проведения – лабораторный и естественный. По числу изучаемых переменных (одномерный и многомерный) – одномерный и многомерный. По целям – констатирующий, формирующий и контрольный.

Мониторинговые исследования (от лат. «monitor» - напоминающий, надзирающий) - постоянный надзор, регулярное отслеживание состояния объекта, значений отдельных его параметров с целью изучения динамики происходящих процессов, прогнозирования тех или иных событий, а также предотвращения нежелательных явлений. Например, экологический мониторинг, синоптический мониторинг и т.д.

В зависимости от объекта и цели исследования выделяют: социологический, психологический медицинский мониторинг. Выбранный вид мониторинга позволяет получить информацию о характеристиках, структуре, развитии учебной и учебно-профессиональной деятельности обучаемых, об изменениях субъекта этой деятельности (личности обучаемого) и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.