Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гигиеническая оценка комплексного влияния на организм физических свойств воздуха






В основу гигиенической оценки влияния микроклиматических условий должен быть положен конечный его эффект. Воздействие может считаться положительным, если оно способствует сохранению температурного постоянства организма, и отрицательным, если оно вызывает его нарушения. Различное сочетание микроклиматических факторов среды может оказывать как благоприятное, так и неблагоприятное воздействие на организм.

При этом отрицательное влияние одного из факторов может почти полностью компенсироваться положительным действием другого. Например, высокая влажность, как при повышении, так и при понижении температуры воздуха, нарушает самочувствие человека. Чем больше относительная влажность при данной температуре, тем меньше отдача тепла испарением. Когда влажность достигает 75—80 % при температуре воздуха, близкой к температуре кожи (31—33, 5º С), и отдача большей части вырабатываемого организмом тепла осуществляется путем испарения, может наступить его перегревание. В таких условиях

регуляция теплообмена организма с внешней средой затруднена, а при полном насыщении воздуха влагой вообще невозможна. Неблагоприятное воздействие на организм высокой относительной влажности при низких температурах обусловливается тем, что влажный воздух лучше проводит тепло, чем сухой, вследствие чего потеря тепла возрастает. При пониженной температуре и высокой влажности существенную роль играет движение воздуха – чем оно больше, тем сильнее теплоотдача и тем больше охлаждение тела. Движение воздуха обусловливает подачу к телу человека все новых слоев, которые, приходя в со-прикосновение с кожей, увеличивают отдачу тепла. При этом, если температура воздуха ниже температуры кожи, то теплоотдача происходит преимущественно путем конвекции, а если выше – то путем испарения. Установлено, что нарушение терморегуляции может и не наступить, если температура воздуха равна 30º С при относительной влажности 80—90 % или 40º С при относительной влажности 40—50 %, однако эта верхняя граница допустимого сочетания метеорологических условий установлена для человека, находящегося в состоянии покоя, и значительно снижается при выполнении им физической работы. Профилактика нарушений, связанных с перенапряжением системы терморегуляции, заключается главным образом в проведении мероприятий, которые обеспечивают создание комфортных тепловых условий путем применения рациональной одежды, питания, обеспечения нормального микроклимата в жилищах, рабочих помещениях и др. Чрезвычайно большое значение имеет закаливание организма.

49. Планировка и режим работы специализированных отделений больницы. Особенности планировки, организации и режима работы хирургического отделения, акушерское отделение (особенности планировочных решений приемно-смотрового, физиологического и обсервационного отделений; операционный блок и палата для новорожденных), детское отделение (планировка, приемно-смотровые боксы, исключение возможности внутрибольничных заражений), инфекционное отделение (особенности планировочных решений; бокс, полубокс, боксированные палаты, санитарный режим), особенности гигиены труда врачей специализированных отделений.

Стрельникова: 38-40, 44-45, 42-44 Пивоваров: 170-175, 175-178, 178-182

9. Гигиенические требования к условиям трудамедицинского персонала СанПиН 2.1.3.1375-03(с изменениями от 25 апреля2007 г., 13февраля, 7 июля, 6августа 2009 г., 4 марта 2010 г.)

9.1. В основныхфункциональных, производственных помещениях и на рабочих местах обслуживающегомедицинского и другого персонала должны быть обеспечены гигиеническиенормативы: микроклиматических параметров и воздушной среды (температура, влажность, скорость движения воздуха, химический и бактериологический состав) и др.

9.2. Расстановкамедицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться всоответствии с правилами охраны труда и возможностью его обработки.

9.3. В операционных, родильных блоках не допускается применение наркозных и других аппаратов безоборудования по удалению и поглощению поступающих в воздушное пространство свыдыхаемым воздухом паров веществ и средств для ингаляционного наркоза припомощи отводящих шлангов (воздухоотсосов) или поглощающих фильтров сактивированным углем.

9.4. Не допускаетсяиспользование наркозных и дыхательных аппаратов с нарушенной герметизациейсистемы подачи газов.

В процедурных, аэрозольно-ингаляционных кабинетах, перевязочных и стерилизационных отделенияхдолжны быть предусмотрены вытяжные шкафы для выполнения манипуляций, связанныхс применением высокоактивных медикаментов, с оборудованной раковиной и сливом вканализацию.

9.5. Санитарно-бытовыепомещения для персонала лечебных учреждений должны быть оборудованы ссоблюдением следующих требований:

а) количество шкафов вгардеробных следует принимать равным 100 % списочного состава персонала;

б) площадь гардеробныхуличной одежды следует принимать из расчета не менее 0, 08 м2 на 1вешалку (крючок) гардеробной;

в) площадь гардеробных длядомашней и рабочей одежды персонала следует принимать из расчета не менее 0, 4 м2на 1 шкаф. Гардеробные должны быть обеспечены двустворчатыми закрывающимисявентилируемыми шкафами по числу работающих, обеспечивающими раздельное хранениеличной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви и головных уборов;

г) количество душевых кабини санитарных приборов для персонала следует принимать в соответствии с п. 3.26настоящих правил;

д) для работающих женщиндолжны быть предусмотрены помещения (комнаты) личной гигиены женщин, имеющие всвоем составе процедурные кабины, оборудованные гигиеническими душами с гибкимишлангами и смесителями горячей и холодной воды. Размер процедурной кабиныдолжен быть не менее 1, 8 ´ 1, 2 м. В кабинах должныбыть крючки (вешалки) для белья и одежды.

9.6. Для обеспеченияперсонала горячим питанием в лечебных учреждениях должны быть предусмотреныстоловые или буфеты (в зависимости от количества работающих). Количествопосадочных мест в столовых или буфетах следует предусматривать из расчета 10 -12 мест на 100 работающих.

Состав и площади помещенийстоловых и буфетов следует принимать в соответствии с действующимистроительными нормативами по проектированию предприятий общественного питания.

9.7. В каждом структурномподразделении должны быть предусмотрены комнаты для персонала площадью не менее12 м2, оборудованные холодильниками, электроводонагревательнымиустройствами, средствами для разогрева пищи и раковинами.

9.8. Администрация лечебногоучреждения осуществляет комплекс мероприятий по улучшению условий труда всоответствии с законодательством Российской Федерации.

9.9. Персонал лечебныхучреждений должен проходить предварительные при поступлении на работу ипериодические медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

9.10. Требования к условиямтруда персонала отдельных специализированных подразделений и кабинетов определяютсяспециальными правилами по устройству и эксплуатации указанных подразделений и к абинетов.

Хирургическое отделение

Основные особенности проектирования и строительства хирургического отделения любого типа (общей хирургии или специализированного) заключаются в следующем:

 наличие двух отделений – «чистого» и «гнойного» (для снижения риска послеоперационных гнойно-воспалительных осложнений);

 наличие операционного блока (или операционного отделения в крупных ЛПУ);

 наличие перевязочных в составе палатной секции отделения;

 наличие послеоперационных палат в палатной секции.

Примечание. При отсутствии отделений для «чистых» и «гнойных» больных последних размещают в наиболее удаленных от операционного блока палатах. Взаимное расположение основных помещений хирургического отделения должно предусматривать приближение послеоперационных палат, отделения анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, хронического гемодиализа к операционному блоку при соблюдении всех мер изоляции их друг от друга.

Отделения гнойной хирургии рекомендуется размещать в отдельных зданиях или блоках, обеспеченных собственным лестнично-лифтовым узлом связи. При необходимости размещения гнойного и чистого отделений в одном здании последнее должно находиться этажом ниже.

Травматологические отделения размещают в нижних этажах стационаров.

Главной особенностью хирургических отделений является операционный блок (а в современных крупных ЛПУ – операционное отделение) – самый сложный функциональный элемент больницы. В любом хирургическом стационаре предусматривается наличие асептического и септического операционных блоков со строгим зонированием внутренних помещений (стерильная зона, зона строгого режима, зона грязных помещений). Все они должны быть непроходными и размещаются в изолированном здании, пристройке-блоке или изолированных секциях в общем здании. При размещении операционного блока вне других лечебных корпусов необходимо предусмотреть удобные утепленные переходы, соединяющие его с другими лечебнодиагностическими и клиническими подразделениями. Операционные для неотложной хирургии размещаются в составе приемных отделений. Входы в операционные блоки для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных – через шлюзы. Санпропускники для персонала (мужской и женский) следует проектировать каждый в составе трех помещений. Первое помещение оборудуется душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В нем персонал, готовящийся к операциям, снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в предоперационную, где осуществляется обработка рук, одевание стерильных халатов, масок, шапочек. После проведения операций персонал возвращается из операционной в третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованной одежды (халаты, хирургические костюмы, маски, шапочки, бахилы). Затем персонал возвращается в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из оперблока. Душевые устанавливаются из расчета 1 кабина на 2—4 операционные. Потоки в операционном блоке должны быть разделены на:

 «стерильный» – проход хирургов, операционных сестер;

 «чистый» – проход анестезиологов, младшего и техниче-

ского персонала, для доставки больного, чистого белья, медикаментов;

 «грязный» – для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т. д.

Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться. Для исключения возможности поступления воздушных масс из палатных отделений, лестнично-лифтовых холлов и других помещений в операционный блок необходимо устройство между указанными помещениями и операционным блоком шлюза с подпором воздуха. В состав операционного блока входят: операционная, предоперационная, наркозная, аппаратная и другие помещения. Примечание. Действующими СанПиНами из состава опера-

ционного блока выведены стерилизационные. Процесс стерилизации должен осуществляться в центральных стерилизационных отделениях (ЦСО). Размещаться операционные блоки должны не ниже второго этажа, а при вертикальной секционной планировке септические должны находиться над асептическими.

Количество операционных определяется из расчета 1 операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Площадь операционной общехирургического профиля – 36 м2, для ортопедотравматологических и нейрохирургических операций – 42 м2, для операций на сердце и сосудах – 48 м2. Высота операционных должна быть не менее 3, 5 м, ширина – не менее 5 м. Ширина коридоров в операционном блоке – не менее 2, 8 м. Окна операционной должны быть ориентированы на северные румбы; световой коэффициент 1: 3—1: 4. Безоконные операционные, применявшиеся в ряде стран для защиты от пыли и шума, вызывают у персонала быструю утомляемость и плохое самочувствие. Двери операционной должны закрываться плотно, открываться наружу; оптимальный вариант – автоматически раздвигающиеся во фронтальной плоскости двери при приближении к ним человека. Операционные, предназначенные для демонстрации, должны иметь смотровые галереи, купола или телевизионные установки. Предоперационная предназначена для проведения последней подготовки хирурга и другого медицинского персонала к операции.

Наркозная – помещение для последней подготовки больного к операции.

В непосредственной близости к операционному блоку размещаются палаты для послеоперационного пребывания больных. Количество коек в этих палатах устанавливают из расчета 2 койки на 1 операционную. При наличии отделений анестезиологии и реанимации послеоперационные койки не предусматриваются.

Площадь в послеоперационных палатах составляет 13 м2 на 1 койку.

При послеоперационных палатах размещаются пост дежурной медицинской сестры (6 м2), помещение для мытья и стерилизации суден (8 м2), для хранения предметов уборки (4 м2) и грязного белья (4 м2).

 

50. Гигиенические требования к больничным помещениям. Приемный покой (размещение, назначение), набор помещений приемного отделения и их размещение, палата секция (набор палат и другие помещения палатной секции)Больничное отделение (набор помещений, палатный коридор – тип застройки, ширина, световые разрывы), гигиена палаты (размеры площади на одну койку, размещение коек, расстояния между ними).

Пивоваров: 157-159, 159-162, 162-166

51. Гигиенические требования к организации питания больных в больницах. Лечебное питание. Особенности организации питания в больницах и приготовление пищи в больничных кухнях, основные вопросы, требующие внимания саннадзора за питанием больных в ЛПУ. Документация, имеющаяся на пищеблоке, пищеблок больницы: размещение, способ доставки готовой пищи в отделения, буфетные в отделениях и палатных секциях (их назначение и оборудование); мытье столовой и кухонной посуды, лечебное питание в больницах (принципы диетпитания, его организация, контроль за ним), должностные лица и их обязанности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.