Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы формирования логики.






Логика – одна из древнейших наук. Точно установить, кто и когда впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии в конце второго тысячелетия до н.э.

Но если говорить о возникновении логики как науки, то есть системе знаний, то будем считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции.

Выделим первый этап в развитии логики. В 5-4 веках до н.э. в Древней Греции бурно развивается демократия, общественно-политическая жизнь. В трудах Демокрита, Сократа, Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником или «отцом» логики по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель (348-322 гг. до н.э.). Аристотель сформулировал основные законы логики, создал теорию силлогизма, создал дедуктивную логику.

Почему именно Аристотель? Обращение Аристотеля к систематизации и разработке логики было в значительной мере обусловлено общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, налогообложения, городского строительства. Он ежегодно избирал государственных чиновников и сам в течении жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. Античные греки много и с удовольствием судились. Причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов. Истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствующей публикой. Почти каждый гражданин хотя бы раз в жизни избирался или назначался по жребию судьей. То есть хорошему гражданину необходимо было определенное образование для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав. Поэтому в античной Греции высоко ценились учителя – их называли софистами. От «софия» - мудрость. Что означало первоначально «мудрец» или «учитель мудрости». Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, софисты стали изобретать приемы, которые ложь выдавали за истину и наоборот. Такие приемы и уловки стали называть софизмами, а слово «софист» приобрело негативный оттенок, который сохранился до наших дней.

Примеры.

· То, что ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат.

· Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.

Аристотель разработал логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. Его работы были объединены под единым названием «Органон» - орудие познания. Учение Аристотеля, в некоторых аспектах усовершенствованное, а в некоторых искаженное, просуществовало до середины 19 века и получило название традиционной логики.

Много внимания уделяли проблемам логики в средние века. Схоласты приспособили логику Аристотеля для обоснования религиозных доктрин.

Выдающимся событием в истории логики в Новое время стало появление теории индукции, разработанной английским философом Ф.Бэконом (1561-1626). Бэкон подверг критике извращенную средневековой схоластикой дедуктивную логику Аристотеля, которая, по его мнению, не может служить методом научных открытий. Таким методом должна быть индукция, принципы которой изложены в его сочинении «Новый органон». Однако, эти методы не исключают, а дополняют друг друга.

Джон Стюард Милль (1806-1873) систематизировал индуктивный метод Бэкона.

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Миллья составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом европейской системы образования и составляет основу логического образования в настоящее время.

Это логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной или аристотелевской логикой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.