Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С И СТ0М Ы • .--•.- и и 3 страница






Основополагающим принципом второго, индивидуально- \

176 I


правового компонента теории и практики правового госу­дарства является принцип неотчуждаемости прав и свобод человека. Реализация данного принципа имеет своим ус­ловием утверждение правовой формы и правового характера взаимоотношений между публичной властью и подвласт­ными как субъектами права. При этом предполагается также, что правосубъективность индивидов, правовой ха­рактер их отношений с государством — это не «дар» или уступка власти людям, а существенная составная часть объективно складывающегося в данном сообществе права, соблюдение которого является обязанностью всех, и прежде всего публичной власти, ее представителей. Иными словами, в правовом государстве за личностью признаются неотъем­лемые, неприкосновенные и ненарушаемые со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы.

Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека вы­кристаллизовывался на протяжении многих столетий. Клас­сическая его формулировка содержится в написанной американским просветителем и государственным деятелем Томасом Джефферсоном (1743—1826) Декларации незави­симости США (1776). «Все люди, — провозглашается в указанном документе, — созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» [30. С. 34]. В настоящее время общепринятым является положение, согласно которому права и свободы человека проистекают из присущего человеческой личности достоинства. Считается также само собой разумеющимся, что достоинство, как и вытекающие из него права, неотъ­емлемо от человека.

Современные представления о содержании неотъемлемых прав и свобод человека отражают интеллектуальный и по­литический опыт человечества, связанный с преодолением имевших место в прошлом различных форм угнетения лю­дей. Политической и правовой наукой ныне в качестве неотъемлемых признается широкий комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Задача их рассмотрения выходит за рамки данной темы. Поэтому здесь лишь заметим, что в концентрированном виде они изложены во Всеобщей де-


кларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Де­кларацию дополняют еще четыре документа ООН, прида­ющие ей юридическую силу: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Между­народный пакт о гражданских и политических правах и два Факультативных протокола к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный билль о правах человека [72 ]. К реальному обеспечению и неукоснительному соблюдению закреплен­ных в нем прав и свобод человека призваны стремиться все государства, если они действительно желают стать пра­вовыми.

Основополагающим принципом институционально-вла­стного компонента теории и практики правового государства является принцип разделения властей, согласно которому различные органы и учреждения механизма государственной власти четко специализируются в осуществлении властных полномочий. В классическом варианте разделения властей целостный механизм государственной власти представлен институтами законодательной (парламент и представитель­ные органы местного управления), исполнительной (пра­вительство и исполнительные учреждения на местах) и судебной (органы правосудия и надзора) ветвей власти. При этом предполагается, что парламент принимает законы, соответствующие требованиям права, и никаких исполни­тельных функций он не осуществляет. Исполнительная власть призвана оперативно управлять обществом в строгом соответствии с принятыми законами, никаких же законо­дательных функций на нее не возлагается. Судебная власть призвана защищать права, обеспечивать соблюдение закон­ности в деятельности всех субъектов права.

Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей не означает, однако, их независимости друг от друга. В структуре механизма государственной вла­сти первичный, верховенствующий характер имеет законо­дательная власть. Устанавливаемые ею правовые нормы являются основой деятельности институтов других ветвей власти. Исполнительная власть, хотя и действует в рамках своих полномочий самостоятельно, носит по своей сути вторичный, производный характер. Все ее действия и акты


соответствующих органов основываются на законе и на­правлены на исполнение закона. Закон является основой функционирования и судебной власти. Однако в осущест­влении правосудия суд действует независимо от законода­тельной и исполнительной властей и подчиняется только закону. Одновременно суд призван выполнять функции арбитра в спорах других ветвей власти о праве. В этой связи существенное значение в системе судебной власти имеет институт конституционно-правового контроля за пра­вомерностью актов и действий всех ветвей власти. Консти­туционный суд призван защищать право от всех возможных форм его нормативного нарушения.

Основной смысл принципа разделения властей, следова­тельно, состоит в создании организационно-правовых усло­вий, исключающих монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивающих со­ответствие всей системы публичной власти (ее институци­онально-властных структур, функций, полномочий, актов, действий и т. д.) требованиям права. В идеале концепции правового государства предполагается, что все институты власти являются одинаково представительными, должност­ные лица их избираются народом. Однако подчеркнем, что только во взаимосвязанном и согласованном единстве рас­смотренные принципы выражают существо концепции пра­вового государства.

Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, ха­рактер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости, исключают лю­бые легализованные формы произвола властей, ущемления прав и свобод граждан. В нем обеспечивается верховенство только такого закона, который полностью отвечает требо­ваниям права. Это означает, что основной принцип пра­вового государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена правом. С учетом этого правовое госу­дарство в самом общем виде еще можно определить как государство, в котором господствует право.

Понятие В органической связи с идеей право-
гражданского вого государства формировались и
представления о гражданском обще-


стве. Исторически идея гражданского общества восходит к политико-правовой мысли западноевропейской античности, в частности к творчеству Цицерона, когда складывались представления о гражданстве и возникло понятие общества. Именно в это время от латинского слова civis (гражданин) было образовано понятие civitas (общество). Оба понятия были связаны одновременно с представлением о городе и государстве, о том, что лежит по ту сторону (citer), т. е. в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними. Отсюда просматривается и родство понятий civis (гражданин) и civilis (гражданский и культурный). Однако в широкое употребление понятие «гражданское об­щество» вошло после Французской буржуазной революции XVIII в., уничтожившей сословность и провозгласившей Декларацию прав человека и гражданина. С гражданским обществом связывался процесс правового регулирования вза­имоотношений между личностью, обществом и государст­вом.

Исходным моментом современных представлений о гражданском обществе явилась идея Гегеля о различении общества и государства. До этого на протяжении столетий понятия «государство» и «общество», а затем «государство» и «гражданское общество» рассматривались как синонимы. Данная идея является не более чем отражением объектив­ного процесса дифференциации, «эмансипации» различных сфер общественной жизни, становления их в качестве са­мостоятельных относительно государства. Этот процесс и ведет неуклонно к формированию гражданского общества, в котором человеку законом гарантируется свободный выбор его экономического, политического и духовного бытия.

Общество, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограни­чена и строго определена, называется гражданским обще­ством. Такое общество составляет комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов (включая семью, школу, церковь, средства массовой информации, производственные, творческие и иные объединения по ин­тересам, политические партии, общественные организации

G


и движения), взаимодействие которых регулируется граж­данским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого политического государства.

Становление гражданского общества есть, в сущности, бесконечный процесс совершенствования всех без исклю­чения сторон жизнедеятельности людей. Как и правовое государство, реально оно возникает лишь на индустриальной стадии развития производства. Его материальной основой является крупная машинная промышленность и развитая сфера научно-технического обеспечения производства. В отличие от традиционных общественных форм, облик ко­торых определяется аграрным, сельскохозяйственным типом производства и крестьянским, деревенским укладом жизни, гражданское общество заявляет о себе ростом городов, рас­ширением и усложнением инфраструктуры городского хо­зяйства, доминированием городских форм жизнедея­тельности людей. Его появление знаменует формирование одновременно нового типа личности, нового типа коллек­тивности и нового типа отношений между личностью, об­ществом и государством.

Отличительные Они проявляются прежде всего в но-

черты гражданского Вом, ассоциативном, характере связей
общества, „ „
, и отношении между людьми. Это оз­
начает, что в таком обществе группы
людей и их организации обладают реальной, гарантирован­
ной государством, возможностью свободно объединяться для
достижения общих хозяйственных, политических, научных,
культурных и иных целей. В отличие от коллективности
традиционного общества, которая поддерживается обычаем,
преданием, мифом, предрассудком или просто безотчетным
«коллективным бессознательным», ассоциативный тип кол­
лективности обеспечивается сознанием принадлежности лю­
дей к общей культуре, единства их интересов и
устремлений, рациональности выбранных средств и методов
достижения цели деятельности. Такой тип коллективности
предполагает самостоятельность человека, его независи­
мость от внешней опеки, способность рассчитывать на соб­
ственные силы и, следовательно, на новое, более
ответственное и более деятельное, отношение к сообществу
равных и неравных себе индивидов.


С точки зрения характера отношений между личностью, обществом и государством становление гражданского обще­ства означает утверждение демократических, правовых норм во всех сферах общественной жизни. В ходе станов­ления и развития гражданского общества происходит замена архаичных, традиционных форм регулирования жизнедея­тельности людей рациональными, установленными самими гражданами и гарантированными государством, института­ми и нормами. Чем большее развитие получают структуры общественной самодеятельности граждан, тем больше по­является оснований для правовой регламентации обществен­ных отношений. Гражданское общество и есть не что иное, как форма организации общественной жизни, основанная на соблюдении индивидами, их объединениями и государ­ством сознательно установленных взаимных прав и обязан­ностей. Оно несовместимо ни с тоталитарными, ни с авто­ритарными методами управления общественными процес­сами. Следовательно, гражданское общество и правовое государство составляют единое целое и выражают степень демократизма политической жизни и политической системы как ее институционально-правового механизма.

Поскольку соотношение между государством и граждан­ским обществом является особой проблемой, вызвавшей многовековую полемику, рассмотрим это соотношение более подробно.

государством и гражданским ОбЩвСТВОМ:
 

Соотношение Правовое государство является пред-
ме^ду правовым посылкой и условием развития граж­
данского общества. Ни одна общест­
венная ценность, на которой основы­
вается современная жизнь людей,
практически неосуществима без юри­
дических гарантий. Именно в согласованных и закреплен­
ных правовым государством рамках и процедурах
происходит столкновение политических целей и взглядов,
выяснение и сравнение общественных позиций и программ.
Для различных политических сил открывается простор для
привлечения на свою сторону граждан. В любом государстве
важно наличие общего интереса или интегрированных ин­
тереса и воли большинства граждан. В правовом государстве
можно иметь свое мнение по поводу государственно-пра-


вовых велений, но следовать им, когда они состоялись, обязательно. Приведем лишь один пример из жизни пра­вового государства. Договор между СССР и ФРГ, заклю­ченный в 1970 г. правительством В. Брандта, был поддержан в бундестаге большинством лишь в один голос (249: 248), но никто и никогда не поставил под сомнение юридическую силу данного соглашения.

Таким образом, если гражданское общество характери­зуется разнообразием взглядов и подходов, мотивов и ин­тересов, предельной индивидуализацией форм общения и поведения, то правовое государство едино и един­ственно, оно олицетворяет собой «становой хребет» и одновременно форму («скрепу») общества. Убери правовое государство — развалится общество на конкурирующие и борющиеся между собой части, погрязнет в бесконечных спорах, выяснении каждым именно своей «правды» в кро­вавых столкновениях и даже гражданских войнах. Убеди­тельным доказательством этого является пример СССР, который был разрушен вследствие отсутствия правовой го­сударственности, «парада» суверенитетов, «войны» законов и бюджетов, личных амбиций и безнаказанности политиков, политической неопытности и безразличия масс.

Условием стабильности гражданского общества, сохра­нения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми струк­турами и проводимой ими в жизнь. Такая политика при­звана учитывать весь спектр политических интересов и отдавать приоритет тем из них, которые имеют самое су­щественное значение для сохранения и развития страны. В идеале государственная политика представляет собой оп­тимальный синтез объективных тенденций общественного развития и преобладающих субъективных суждений раз­личных групп о своих интересах в нем. Тем самым в известном смысле такая политика дистанцируется от по­литики конкретных социальных сил, даже составляющих в тот или иной момент большинство в представительных органах власти. Отсюда вытекает необходимость, чтобы такую политику в какой-то мере разделяло и меньшинство, иначе могут появиться непреодолимые трудности при ее реализации. Эта политика призвана быть достаточно ус-


тойчивой, стабильной, обладать как бы стратегическими свойствами. Наконец, в ней должно содержаться объеди­няющее начало, обеспечивающее позитивное развитие об­щества.

На эту особенность государственной политики обращал внимание в свое время Гегель. «Отношение правительства к сословиям, — писал он, — не должно быть по существу враждебным, и вера в необходимость такого враждебного отношения — печальное заблуждение. Правительство не есть партия, которой противостоит другая партия, причем каждая из них стремится по возможности больше выиграть и урвать для себя, и, если государство оказывается в таком положении, это — несчастье, и здоровым такое положение признано быть не может» [19. С. 341—342].

К каким трагическим последствиям может приводить нарушение взаимосоответствия гражданского общества и государства, показывает опыт тоталитарных политических систем. Придание в таких системах безусловного приоритета классовым, этническим или каким-либо иным узкогруппо­вым интересам в ущерб интересам всего общества, правам и свободам каждой отдельной личности ведет к поглощению общества государством. Личные свободы и права человека здесь теряют значимость естественных и неотчуждаемых, поскольку полностью переходят в ведение государства, ко­торое распоряжается ими по своему усмотрению. Это, ес­тественно, препятствует проявлению социальной активности различных общественных сил. В таких условиях развива­ются конформизм и приспособленчество, а народ превра­щается в безликую массу с чертами, характерными для поведения толпы.

.гУЩЙ; |й^'ЦЩЦй?;,., Установление характерных для граж-s*^l; iW: |Oilll; il6 данского общества взаимоотношений государства, социальных групп и лич­ностей предполагает наличие ряда предварительных условий. Первейшим из них является консенсус, согласие между различными социальными субъектами относительно основополагающих общественных ценностей, принятие их в качестве ориентиров и установок деятельности людей. К таким ценностям относятся:


Пв экономической сфере — равноправие всех форм собственности, многоукладная рыночная эко­номика, открывающая возможности для деловой актив­ности и предприимчивости, для свободной и творческой трудовой деятельности граждан. Различные формы соб­ственности и разнообразные способы хозяйствования, на­ходясь в сравнительно равных условиях и конкурируя друг с другом, составляют экономические предпосылки гражданского общества;

П в социальной сфере — равноправие различных социальных классов, групп, слоев и общностей, спра­ведливость, солидарность и партнерство в отношениях между ними. Принято считать, что социальной основой гражданского общества являются средний класс — ин­женерно-технические работники, управленческий персо­нал, служащие, врачи, преподаватели, юристы, лица свободных профессий, высококвалифицированные рабо­чие, работники сферы обслуживания. Их удельный вес в развитых странах составляет 60 и более процентов. Устойчивое социальное положение и образ жизни данных социальных слоев создают предпосылки стабильного фун­кционирования общества в целом;

Пв политической сфере — реальные гарантии «прав и свобод человека, обеспечивающие всем гражданам равный доступ к участию в государственных и обще­ственных делах. В качестве основополагающих для граж­данского общества признаются также такие ценности, как верховенство права, разделение властей, свободные, равные, прямые и тайные выборы, многопартийность, местное самоуправление;

П в духовной сфере — свободное самоопределение человека в его мировоззрении, идейных позициях и духовных устремлениях, плюрализм мнений и идей, кри­тическое отношение к действительности, рационализм, толерантность, гуманизм. Признание данных установок и принципов в качестве непреложных общественных ценностей является необходимой предпосылкой подлинно духовного производства. Исключительно важной предпосылкой формирования

правового государства и гражданского общества является


закрепление с согласия всех социальных сил основопола­гающих общественных ценностей в Конституции страны. Например, конституции современных демократических го­сударств выполняют роль объединяющего начала в жизни общества. И напротив, если этот важнейший государствен­ный документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб другим, он перестает служить задачам общественной консолидации. Более того, такой документ постоянно провоцирует соци­альные коллизии, противоборство различных политических сил. При таких условиях каждая смена субъекта полити­ческой власти влечет за собой и переделку Основного Закона страны, на что всякий раз затрачивается огромное коли­чество общественной энергии и материальных средств.

Непременным условием развития гражданского общества является свободное функционирование средств массовой ин­формации. Видимо, в современном обществе вряд ли име­ются абсолютно свободные, от кого бы то ни было независимые газеты, журналы, радио и телевидение. За каждым изданием, теле- и радиокомпанией стоят те или иные социальные силы. Но совершенно очевидно и то, что все они в своей совокупности объективно призваны обес­печивать отражение позиций и интересов, мнений и убеж­дений различных субъектов общественной жизни. Без такого отражения невозможно позитивное взаимодействие всего разнообразия сил гражданского общества.

Разумеется, все это — лишь основные, совершенно не­обходимые предпосылки гражданского общества и правового __, государства, формирование которых является насущной за­дачей развития республики. Но этот процесс, как отмечает крупнейший теоретик западной политологии Ральф Дарен-дорф, имеет свои сложности. «В идеале, — пишет он, — гражданских обществ никто не строит, они развиваются самостоятельно. Кто-то создает Гарвардский колледж, еще кто-то — Республиканскую партию, кто-то третий начинает выпускать «Нью-Йорк Геральд» и так далее. У возникающих же сегодня демократий нет ни времени, ни средств, чтобы ждать, пока все это случится само собой. Необходима ка­кая-то намеренность, необходимо строить независимые ор-


ганизации и институты как промежуточное звено между правительством и индивидом [29. С. 74].

Этот же политолог предупреждает от иллюзий и за­блуждений в отношении гражданского общества. Такое об­щество тоже далеко не совершенно, и оно не всегда безопасно. Творческий хаос гражданского общества всегда будет раздражать правительства, которые по этой причине будут призывать к порядку, стремясь покончить с «хаосом» даже применяя силу. И конечно же, гражданское общество всегда остается чем-то незавершенным, что иначе и быть не может, ибо его суть в открытости, в свободе. Это полезно иметь в виду многим, привыкшим считать, что где-то име­ются безупречные во всех отношениях общества.

8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ

6.1. Понятие, функции и типы политических партий

Понятие Слово «партия» латинского происхож-
прдитй^скрй naptHH дения и означает часть более крупной
общности. Первые упоминания о по­
литических партиях встречаются еще у мыслителей древ­
него мира. Так, Аристотель писал о борьбе между тремя
партиями (жителей морского побережья, жителей равнины
и жителей гор) в Аттике в VI в. до н. э. и о борьбе между
партией знати и партией народа в Афинах более позднего
периода. В Древнем Риме термин «партия» употребляется
в различных значениях. Им обозначали и политиков, объ­
единившихся вокруг вождя (так, говорили о партиях Це­
заря, Суллы и т. д.), и группу людей, управляющих
государством, и сенат, в противоположность народу. В сред­
ние века существовавшие политические группировки —
партии» — чаще всего были временными объединениями;
л л появление обычно связывалось с обострением классовых
етли внутриклассовых противоречий.

Прототипы современных политических партий возникли з период ранних буржуазных революций, когда буржуазия, стоявшая во главе этих революций, создавала свои объ-


единения в качестве инструментов борьбы с феодализмом. Они явились как результат всеобщего избирательного права и развития представительной формы правления. Потребно­сти различных групп граждан в организационном объеди­нении для выражения своих интересов и борьбы за власть и привели к формированию такого политического института как партии. Однако в этот период партии были слабо сплоченными группами единомышленников, различного ро­да клубами и литературно-политическими объединениями. Со временем политические партии превратились в органи­зационно упорядоченные институты, ставшие главным ору­дием различных классов, социальных групп и слоев общества в их борьбе за завоевание и использование по­литической власти.

В современной литературе понятие «политическая пар­тия» имеет множество интерпретаций. Наиболее известен марксистский подход к пониманию сущности этого полити­ческого института. Он состоит в том, что становление и функционирование партий связывается с делением общества на классы, а сама политическая партия рассматривается как наиболее активная и организованная часть какого-либо класса, либо социального слоя, выражающая его интересы. Кроме данного понимания партии, встречаются еще две точки зрения: 1) партия рассматривается как идеологиче­ская общность людей; 2) партия понимается как органи­зация, базирующаяся на дисциплине и субординации.

Думается, совершенно очевидно, что все три названных аспекта присутствуют в деятельности любой современной политической партии. Еще английский философ Давид Юм < (1711—1776) в «Эссе о партиях» обратил внимание на тот факт, что идеология играет основополагающую и необхо­димую роль в начальной фазе становления партии, когда служит делу объединения распыленных сил. В последующем на первый план выдвигается организация, которая базиру­ется на дисциплине и субординации. Представительство же партией интересов определенного класса или социального слоя (слоев), завоевание и использование с этой целью власти или участие в ее осуществлении, поддержание пря­мых и обратных связей между обществом и государством являются важнейшими и постоянными ее политическими функциями.


Таким образом, политическая партия представляет со­бой общность людей, объединенных организационно и иде­ологически, которая выражает интересы определенного класса, социального слоя (слоев) или общественной группы и ставит своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Функции Мы привели предельно общее опреде-
политичвских партий ление политической партии. Оно от­
ражает роль партии в политической
жизни общества, т. е. ее основную функцию в механизме
политико-властных отношений. Подчеркнем: деятельность
любой партии нацелена на завоевание и использование
политической власти в интересах поддерживающих ее групп
населения. Эту функцию можно конкретизировать, выделив
ряд частных сторон в деятельности партий. К таковым, по
крайней мере, можно отнести идеологическую, политиче­
скую и организаторскую функции.

Идеологическая функция состоит прежде всего в выявлении, обосновании и выражении интересов людей, объединенных в данной партии, а также являющихся ее сторонниками. Результатом реализации партией данной функции является ее идейно-политическая доктрина, или идейно-теоретическая концепция, которая есть совокуп­ность взаимоувязанных и систематизированных принципов, идеалов, ценностей, целей и намерений, лежащих в основе деятельности партии. Кроме общих концептуальных поло­жений, партийная доктрина в своем развернутом виде со­держит анализ с точки зрения идеалов и ценностей партии характера общественного строя, социального положения раз­личных категорий граждан, оценку деятельности институтов •лэсударственной власти и осуществляемого правящей груп­пой политического курса. Непременным ее элементом яв­ляется определение ориентиров и рубежей общественного развития, а также изложение системы намечаемых к реа­лизации мер в политической, экономической, социальной, культурной, внешнеполитической, военной и других обла­стях общественной жизни.

Идейно-политические воззрения партии вырабатываются ее лидерами, принимаются партийными органами и фик­сируются в программе партии, решениях и резолюциях


партийных съездов, конференций, референдумов, а также в постановлениях центральных исполнительных органов. Политические идеи и ценности партии, ее программные установки затем тиражируются в средствах массовой ин­формации, пропагандируются в выступлениях и публика­циях ее лидеров и рядовых членов. При этом каждой партией преследуется цель убедить в своей идейной правоте как можно большее количество граждан, обеспечить моти­вированные практические действия своих членов и сторон­ников.

Политическая функция состоит в практическом участии партии в борьбе за власть, в ее осуществлении, в принятии политических решений и в контроле за их ис­полнением. Фактически партии выступают в качестве ин­ституциональной формы обеспечения доступа различных групп людей к рычагам государственной власти, они заме­няют собой стихийные формы борьбы за власть формали­зованными и упорядоченными формами. Наиболее реально данная функция партий проявляется в периоды избира­тельных кампаний. Политические партии отбирают канди­датов на выборные государственные должности и в представительные органы власти, осуществляют предусмот­ренные законодательством процедуры их выдвижения и регистрации, ведут агитационную работу среди избирателей в поддержку своих кандидатов. Одержав победу на выборах или сумев провести своих представителей в законодательные органы, партии получают возможность участвовать в под­боре и расстановке кадров в аппарате государственного управления. В лице своих представителей в органах власти партии получают и легитимное право на участие в принятии политических решений и контроле за их исполнением.

Организаторская функция партий заключается в практической реализации ими своих про­граммных установок и решений. Эта сторона их деятель­ности выдвигается на первый план после выборов. Она проявляется главным образом в организации взаимодейст­вия партийных органов и рядовых членов партии с пред­ставительными и исполнительными органами власти, в координации своих действий с различными общественными объединениями и другими структурами общества, в осуще-


ствлении непосредственной работы с населением. В зави­симости от результатов выборов партии организуют раз­личные акции, направленные либо на поддержку, либо на противодействие осуществляемой властями политики. Ор­ганизаторская функция находит выражение и в деятельно­сти партий по расширению своего численного состава, совершенствованию партийной структуры, укреплению ма­териального положения центральных и низовых организа­ций, развитию взаимодействия с дружественными партиями как внутри страны, так и за рубежом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.