Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления совершенствования взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе






 

Налоговая система РФ находится в постоянном развитии, механизм исчисления и взимания налога на доходы физических лиц также совершенствуется в соответствии с направлениями бюджетно-налоговой политики.

Выделим основные направления налогообложения доходов физических лиц:

1) изменение состава необлагаемых доходов;

2) увеличение размеров налоговых вычетов;

3) определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения;

4) разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;

5) разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

6) повышение инновационной активности физических лиц;

7) переход к уплате НДФЛ по месту жительства.

Рассмотрим каждое направление подробнее.

1. Изменение состава необлагаемых доходов. Множество арбитражных споров между работодателями и налоговыми органами возникает в связи с отсутствием четкой формулировки в подп. 3 п. 1 ст. 217НК РФ «все виды… компенсационных выплат». Представляется целесообразным использовать для целей определения необлагаемых доходов понятие «компенсации», установленное ст. 164 Трудового кодекса РФ: компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами [31].

2. Увеличение размера налоговых вычетов. Применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, так как абсолютная величина, например, стандартных вычетов намного меньше установленного прожиточного минимума. Они не учитывают региональные особенности ценообразования. Если в 2000 г. соотношение минимального стандартного налогового вычета (400 руб.) и минимального размера оплаты труда составляло 3, 71 раза, в 2008г. - 0, 27 раза (т.е. в 13, 7 раза меньше), то в 2013 г. - 0, 07 раза. Динамика соотношения минимального стандартного вычета и величины прожиточного минимума отличается меньшим падением (почти в три раза).

Предлагается ввести механизм автоматической индексации налоговых вычетов с учетом инфляции. Одна из наиболее спорных новаций 2009 г. - введение понятия «единственный родитель» (такой налогоплательщик имеет право на удвоенный стандартный налоговый вычет на ребенка). В редакции статьи, действовавшей до 2009 г., право на вычет имели одинокие родители, в том числе разведенные. В настоящее время возникают проблемы с порядком получения двойного вычета при невозможности получения от родителя, не обеспечивающего ребенка, заявления об отказе в получении стандартного налогового вычета.

3. Определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения. В настоящее время обсуждается много вариантов, каждый из которых предусматривает не менее трех налоговых ставок. Интересным представляется вариант введения прогрессивной шкалы НДФЛ при сохранении ставки 13% и введении ставки 30% (в настоящее время данная ставка применяется при налогообложении доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ). При этом предлагается установить необлагаемый минимум в размере 5000 руб., который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Следует применять данный необлагаемый минимум дополнительно для каждого ребенка в возрасте до 18 лет (студента, обучающегося в учебном заведении на дневной форме обучения, в возрасте до 24 лет), а также для неработающего супруга (супруги).

По данным Росстата, около 1/3 работающих граждан имеют среднедушевые денежные доходы менее 12 000 руб. в месяц (соответственно, 144 тыс. руб. за налоговый период). Поэтому данные изменения не затронут основную часть работающего населения, особенно работающих в бюджетной сфере. Правительство РФ предложение о введении прогрессивной шкалы налогообложения не поддерживает, указывая на то, что введение единой ставки НДФЛ одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. Кроме того, с введением единой ставки НДФЛ была значительно упрощена процедура уплаты налога [31].

4. Разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда». Проблемы возникают в том случае, когда организация заменяет часть заработной платы дивидендами для своих работников, являющихся акционерами. В данном случае следует выделить признаки «переквалификации» оплаты труда в дивиденды: выплата дивидендов осуществляется не по итогам года или по итогам квартала, а ежемесячно или еще чаще при отсутствии чистой прибыли; выплата дивидендов не производится, если законодательство это не разрешает (если стоимость чистых активов меньше размера уставного капитала и т.д.); распределение прибыли осуществляется не пропорционально долям участников, а в зависимости от должностных окладов работников; величина дивидендов многократно превышает величину заработной платы.

5. Разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме. Например, достаточно сложно определить, какая конкретно сумма дохода получена каждым сотрудником при проведении корпоративных мероприятий. Следует персонифицировать выгоду, полученную в натуральной форме каждым физическим лицом. Однако, если налоговые органы при проведении проверок рассчитывают облагаемый доход для каждого работника путем распределения расходов пропорционально количеству участников мероприятия, это не соответствует действующей редакции Налогового кодекса ФР. Следовательно, требуется разработать методику расчета НДФЛ при наличии начисленных работодателями «обезличенных» доходов (представляется целесообразным закрепить методику в учетной политике для целей налогообложения) [34].

6. Повышение инновационной активности физических лиц. Среди направлений налогового стимулирования инновационной активности физических лиц следует выделить:

а) расширение перечня доходов, не облагаемых НДФЛ (ст. 217 НК РФ), в части освобождения от НДФЛ доходов физических лиц - авторов изобретения, полезной модели или промышленного образца. Отметим, что размеры авторского вознаграждения не могут быть менее: 15% прибыли (соответствующей части дохода), 20% выручки от продажи лицензии и 2% от доли себестоимости - для изобретений; пятикратного размера минимальной заработной платы или 20% выручки от продажи лицензии - для промышленных образцов;

б) изменение величины социальных налоговых вычетов на обучение в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, участвующих в формировании инновационной среды (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»): предлагается не устанавливать ограничение максимального размера величины социального налогового вычета.

Предлагается также освободить от налогообложения доходы физических лиц, получаемых ими в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» за 2009–2013 гг. Отметим, что бюджетные потери не будут значительны, если учесть общий запланированный рост доли доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах с 22% в 2009 г. до 28% в 2013 г. [34].

7. Переход к уплате НДФЛ по месту жительства. Переход к системе уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями, создать систему конкуренции муниципалитетов за налогоплательщиков, что будет способствовать развитию налогового потенциала территорий. Однако актуальной проблемой является определение «места жительства» - с учетом того, что физическое лицо достаточно часто может менять место регистрации, фактически проживая вдали от места жительства, определенного в паспорте.

 


Заключение

 

В условиях пропорционального обложения доходов особенно важную роль играют налоговые льготы, выполняющие компенсационную функцию и обеспечивающие дифференциацию налоговых обязательств тех налогоплательщиков, которые находятся в неодинаковом состоянии. Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные и имущественные вычеты вызывают значительные нарекания, наиболее существенные из которых можно свести к следующим:

- отсутствие необлагаемого налогом минимума;

- предельно маленький размер стандартных налоговых вычетов, самый высокий из которых составляет всего лишь 6% прожиточного минимума;

- размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства;

- расширение категорий граждан, имеющих право на использование социального вычета;

- повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики;

- сокращение налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов.

В данной работе была изучена практика взимания Налога на доход физических лиц в Российской Федерации на примере Производственного кооператива «Кумены-Агролес».

В частности, были раскрыты теоретические аспекты механизма взимания налога на доходы физических лиц; исследованы особенности взимания налога на доходы физических лиц в России и в зарубежных странах; проведена оценка практики начисления и уплаты в бюджет НДФЛ в Производственного кооператива «Кумены-Агролес».

Во второй главе работы были рассмотрены проблемы налогообложения доходов физических лиц в России и определены пути их решения. Основными направлениями совершенствования налога на личные доходы в развитых странах являются: применение развитой системы налоговых льгот; совершенствование прогрессивной шкалы ставок.

Дальнейшее совершенствование налога на доходы физических лиц в РФ должно происходить с учетом остроты следующих проблем макроэкономического регулирования:

- необходимость увеличения бюджетных доходов;

- значительная дифференциация доходов населения;

- высокая доля бедного населения;

- некоторое расширение масштабов «конвертных выплат» заработной платы после увеличения ставок страховых взносов во внебюджетные фонды, что сдерживает рост налоговых поступлений.

Также были выделены основные направления налогообложения доходов физических лиц, к которым относятся:

1) изменение состава необлагаемых доходов;

2) увеличение размеров налоговых вычетов;

3) определение возможностей применения прогрессивной шкалы налогообложения;

4) разграничение понятий «дивиденды» и «оплата труда»;

5) разработка методики определения «обезличенных» доходов, полученных в натуральной форме;

6) повышение инновационной активности физических лиц;

7) переход к уплате НДФЛ по месту жительства.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть острую необходимость в разработке и претворении в жизнь последовательной, социально и экономически обоснованной налоговой политики в сфере налогообложения доходов физических лиц, а также обратить внимание на следующие проблемы, требующие, на мой взгляд, законодательного разрешения:

- введение необлагаемого налогом минимума хотя бы для наименее обеспеченных и социально защищенных категорий налогоплательщиков, обеспечение эквивалентности необлагаемого налогом минимума прожиточному минимуму;

- увеличение «детского» стандартного вычета до величины прожиточного минимума ребенка;

- закрепление в законодательстве требований об индексации фиксированных размеров стандартных налоговых вычетов с учетом инфляции, что предотвратит постоянное снижение их реальной стоимости;

- повышение размеров социальных налоговых вычетов и предоставление определенным категориям налогоплательщиков (например, многодетным налогоплательщикам, молодым специалистам, самостоятельно оплачивающим обучение, и некоторым другим) права переноса сумм таких вычетов на следующий налоговый период;

- ограничение права получения социальных и стандартных налоговых вычетов величиной полученного налогоплательщиком дохода либо закрепление положений, предусматривающих уменьшение размера таких вычетов с ростом дохода;

- изменение порядка получения социальных налоговых вычетов с целью предоставления возможности их получения в течение, а не по окончании того периода, в котором произведены соответствующие расходы;

- отмена запрета на повторное предоставление имущественного налогового вычета на новое строительство или приобретение жилья и установление периодичности его использования с ограничением права повторного использования суммарной величиной полученного налогоплательщиком дохода за этот период.

Бесспорно, реализация предлагаемых мер приведет к определенным потерям налоговых поступлений бюджета. Компенсировать снижение доходов бюджета возможно с помощью введения прогрессивного обложения доходов физических лиц, что будет способствовать перераспределению налогового бремени на более состоятельные слои населения и приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет. Конечно, подобные реформы требуют скрупулезной разработки, предполагают проведение параллельных мероприятий в сфере усиления контроля за уплатой налога на доходы физических лиц, могут быть сопряжены с возрастанием политической и социальной напряженности. Однако это именно те меры налогового регулирования в сфере налогообложения доходов физических лиц, которые необходимы для эффективной борьбы с бедностью, экономическим неравенством, катастрофическим расслоением населения по уровню доходов, а также для справедливого распределения тяжести налогового бремени на различные по уровню доходов категории налогоплательщиков.

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета № 7. 21 января 2009 года.

2. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (Принят ГД ФС РФ 19.07.2000), (по состоянию на 01.01.2014г.) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 г.) (в ред. от 28.12.2013 г.) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

4. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 05.05.2014г.) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.

5. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492.

6. О подоходном налоге с физических лиц: Федеральный закон от 07.12.1991 № 1998-1 (не действует).

7. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М., Алиев М.Б. Теория и история налогообложения: Учеб.пособие. М.: Вузовский учебник, 2013. С. 105.

8. Захаров В.Н. История налогов России (IX - начало XX в.). М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 295 с.

9. Налогообложение физических лиц: Учебник / ФГОУ ВПО Финансовый университет при Правительстве РФ; Под ред. Л.И. Гончаренко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2014. - 238 с.

10. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 320 с.

11. Общая теория налогово-правовых норм: Монография / А.В. Демин. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 266 с.

12. Теория и практика налогообложения: Учебник / Н.И. Малис, И.В. Горский, С.А. Анисимов; Под ред. Н.И. Малис - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.

13. Федеральные налоги и сборы: Учебное пособие / Г.Л. Баяндурян, А.А. Полиди, М.Л. Осадчук; Под общ.ред. проф. Г.Л. Баяндурян. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 240 с.

14. Акинин П.В. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой экономики / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 10. - С. 20-25.

15. Бескоровайная Н.С. Проблемы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации и пути их решения/ Н.С. Бескоровайная // Финансы и кредит. – 2013. - № 12. – С. 24 – 29.

16. Габдурахманов И. Прогрессирует ли НДФЛ в своей плоскости? / И. Габдурахманов // ЭЖ-Юрист. – 2013. - № 21. – С. 5 – 9.

17. Жидкова Е.Ю. Обеспечение экономической безопасности в рамках реформирования подоходного налогообложения: сравнительный опыт России и зарубежных стран / Е.Ю. Жидкова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 15. – С. 45 – 51.

18. Журавлева Т. А. Налоги как систематизирующий фактор экономического развития / Т.А. Жидкова // Финансы и кредит. - 2013. - № 4. - С. 47-49.

19. Ермакова Е.А.Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов местных бюджетов Российской Федерации / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. – 2013. - № 47. – С. 25 – 29.

20. Казанцев Д. Подоходный налог: опыт России и Европы / Д. Казанцев // ЭЖ-Юрист. – 2013. - № 33. – С. 4 – 9.

21. Исаков В.А. Влияние налогового механизма на демографическое развитие северного приграничного региона / В.А. Исаков // Международный бухгалтерский учет. – 2013. - № 15. – С. 26 – 33.

22. Моченева К.В.Особенности налога на доходы физических лиц в России / К.В. Моченева// Международный бухгалтерский учет. – 2012. - № 18. – С. 25 – 31.

23. Нестеренко Е.Г. Расчеты с работниками по оплате труда и отпусков и налогообложение выплат / Е.Г. Нестеренко // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2013. - № 8. – С. 21 – 26.

24. Пансков В.Г.О принципах налогообложения физических лиц / В.Г. Пансков// Финансы. – 2014. - № 1. – С. 22 – 27.

25. Пыльцина М.В. Минимизация налога на доходы физических лиц с использованием вспомогательного способа / М.В. Пыльцина, А.Г. Казьмин, И.В. Оробинская // Международный бухгалтерский учет. – 2013. - № 27. – С. 5 – 9.

26. Разгулин С.В. О некоторых мерах по совершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования экономического роста / С.В. Разгулин // Финансы и кредит. - 2013. - № 25. - С. 11-14.

27. Русанов Г.А. Теневая экономика как негативный фактор трансформации экономической модели в России / Г.А. Русанов // Российская юстиция. – 2014. - № 2. – С. 15 – 19.

28. Соловьева Н.А. Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность? / Н.А. Соловьева // Налоги (журнал). – 2012. - №6. – С. 11 – 18.

29. Соловьева Н.А. Налогообложение доходов физических лиц: основные направления налоговой политики / Н.А. Соловьева // Финансовое право. – 2012. - № 8. – С. 33 – 39.

30. Сумцова Н.В. Анализ эволюции российской налоговой системы в контексте налоговой политики / Н.В. Сумцова, Н.Н. Мамыкина// Финансы и кредит. - 2013. - № 28. - С. 2-9.

31. Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах / А.П. Терехина // Финансовое право. – 2013. - № 11. – С. 45 – 49.

32. Тютюрюков Н.Н. Подоходное налогообложение: сравнение не в пользу России / Н.Н. Тютюрюков // Налоговая политика и практика. - 2013. - № 10. С. 34 - 40.

33. Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы / С.Д. Шаталов // Финансы. – 2014. - № 2. – С. 15 – 21.

34. Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация / Е.В. Шестакова // ГроссМеди", РОСБУХ, 2012г. – 169 с.

35. Данные с сайта Министерства финансов [Электронный ресурс]

36. Официальный сайт Федеральной Службы Государственной статистики [Электронный ресурс].

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.