Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основополагающие понятия по управлению качеством






 

Независимо от используемого подхода любое управление, как известно, заключается в выработке управленческих решений и их выполнении посредством соответствующих воздействий на управляемые объекты. Поэтому управление качеством следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей и общества в целом. Здесь процесс следует понимать в качестве совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Такое определение является более универсальным и применимо для характеристики управления качеством как для условий рынка, так и для смешанной экономики, чем то, которое дано в ГОСТ Р ИСО 9000—2001: ≪ Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству≫. Последнее определение больше подходит к контролю качества.

В теории и на практике широко используется понятие ≪ обеспечение качества≫, согласно ГОСТ Р ИСО 9000—2001 оно характеризуется как ≪ часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены≫. По существу, это процесс разработки и выполнения совокупности планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания этой уверенности. В традиционно сложившемся понимании обеспечение качества трактуется применительно только к изготовлению продукции, но его следует рассматривать значительно шире. Комплекс воздействий по обеспечению качества должен охватывать мероприятия по разработке, производству и использованиюпродукции, удовлетворяющей определенным требованиям по качеству на всех стадиях ее производственной деятельности, создающей

доверие потребителей к изготовителю.

Для правильного решения проблем в области КП необходимо более четко понимать сущность часто используемых терминов ≪ повышение качества≫ и ≪ улучшение качества≫. Принято считать, что повышение качества может осуществляться в основном при разработке продукции или ее модернизации, т.е. при внесении существенных конструктивных изменений, а улучшение качества может достигаться, как правило, изменениями технологического характера и более эффективными управ-

ляющими воздействиями. Вместе с тем в стандартах на СМК улучшение

качества характеризуется как ≪ часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству≫. Такая трактовка улучшения качества, по существу, включает в себя содержание термина ≪ повышение качества≫. Однако очевидно, что объектом управления при улучшении качества может быть любой элемент произ-

водственной подсистемы или СМК на каждой стадии жизненного цикла продукции.

С введением международных стандартов в качестве государственных стали часто применяться такие термины, как ≪ прослеживаемость≫, ≪ идентификация≫, ≪ СМК≫ и ряд других.

Прослеживаемость понимается как ≪ возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается≫

(ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, применительно к продукции данную категорию следует понимать как возможность проанализировать предысторию создания, использования и местонахождения продукции и всех действий по ее созданию и использованию на всех стадиях и этапах ее жизненного цикла. Прослеживаемость продукции во многом обеспечивается ее идентификацией, которая представляет собой процедуру маркировки и этикетирования сырья, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, а также технической, технологической и эксплуатационной документации на них.

Содержание термина ≪ СМК≫ по ныне действующему ГОСТ Р ИСО

9000—2001 раскрывается как ≪ система менеджмента для руководства управления организацией применительно к качеству≫. Вместе с тем, более близко к требованиям системного подхода определение системы управления качеством как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих между собой относительно обособленных элементов и подсистем, обеспечивающих требования к качеству результатов деятельности организации. При этом основой достижения требуемых результатов (качества продукции и т.п.) являются соответствующие материально-технические и информационные средства.

Эффективность функционирования предприятий во многом зависит от специфического процесса трудовой, общественно необходимой деятельности определенной категории профессиональных работников, направленной на постановку целей и объединение усилий

всех работающих с использованием современных принципов, функций, методов, организационных структур, ресурсов технологий для достижения требуемых результатов. При этом приоритет должен быть отдан человеку. Применительно к предприятиям, функционирующим в условиях рыночных отношений и конкуренции, и в зарубежной, и в отечественной литературе указанное выше определяетсякак менеджмент. Независимо от некоторых различий в понимании менеджмента очевидно, что во всех формулировках много общего, и они практически адекватны сложившемуся в отечественной литературе понятию управления в условиях рыночных отношений. Применительно к органам государственной власти или другим подобным структурам использование термина ≪ управление≫ также понятно и более привычно, чем термин ≪ менеджмент≫.

Таким образом, при изучении данной дисциплины целесообразнее и предпочтительнее применять термин ≪ управление≫ и соответственно ≪ управление качеством≫, вкладывая в их содержание приоритетность работы с людьми в условиях рыночных отношений. Следовательно, стоит признать при изучении данной учебной дисциплины тождественность понятий ≪ управление качеством≫ и ≪ менеджмент качества≫, так как и в том, и в другом случаях для условий рынка понимаются одна и та же современная масштабность и содержание управленческой деятельности в области качества и конкурентоспособности. В общем случае управление качеством как процесс воздействия на

соответствующие объекты управления следует рассматривать в рамках

науки управления в целом. Такой подход позволяет графически представить структуру всей совокупности знаний об УК (рис. 1.1.2).

Научные основы управления качеством

Методологические основы

управления качеством

(соответствующие разделы

философии естествознания

политологии психологии.

экономической теории социологии.

культурологии экономики теории

организации, менеджмента

исследования систем управления.

управления персоналом, математики

статистики кибернетики

и информатики и др)

Конкретные науки о качестве

и об управлении им

(теория стандартизации теория

надежности, метрология;

экономическая теория качества.

планирование качества,

информационные основы качества

правовые основы управление

качеством управление качеством

труда, квалиметрия: контроль

качества, статистическое

регулирование качества

сертификация и др.)

Теория (наука) управления качеством

Системы управления качеством (менеджмента качества)

(на основе законодательства принципов ГОСТ Р ИСО серии 900С на системы

менеджмента качества и концепции всеобщего управления качеством — TQM)

Рис. 1.1.2. Структура совокупности знаний об управлении качеством__

 

Одним из главенствующих результатов деятельности организаций и промышленных предприятий является выпуск продукции, выполнение различного вида услуг.

Номенклатура продукции очень широка и включает, как известно, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным результатом научной и производственно-хозяйственной деятельности (ПХД) и предназначены для удовлетворения определенных потребностей.Каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл —совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи, исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или

потребления включительно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.