Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансовые институты






С организационной точки зрения финансовый рынок можно рассматривать как совокупность финансовых институтов, экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов. Каждый финансовый институт наделен определенными полномочиями по ведению тех или иных операций с конкретным набором финансовых инструментов.

Существуют следующие виды финансовых институтов: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

Что касается финансовых посредников, то их можно подразделить на четыре группы: финансовые учреждения депозитного типа, договорные сберегательные учреждения, инвестиционные фонды и иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками выступают учреждения депозитного типа. В развитых странах их услугами пользуется значительная часть населения, так как выплату доходов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые компании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи банковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными институтами данной группы являются коммерческие банки, сберегательные институты и кредитные союзы.

Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков не только в функционировании денежно-кредитной системы государства, но и в развитии экономики в целом они являются объектом жесткого государственного контроля.

Роль коммерческих банков в развитии инвестиционных процессов в России до сих пор остается незначительной. В 2001 г. роль банковского кредита в финансировании долгосрочных инвестиций составляла около 4—5%. За достаточно непродолжительный период своего существования банковская система России прошла ряд этапов.

На первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков — «Сбербанка», «Промстройбанка», «Мосбизнесбанка» (бывшего Жилсоцбанка) и ряда других.

Второй этап развития банковской системы (1994г. — середина 1995г.) характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигает наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфляция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без реального развития квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного воспроизводства капитала. Следует отметить, что банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенсировали инфляцию. Предприятия рассматривались в качестве источников бесплатных финансовых ресурсов в виде остатков на счетах. Использованию остатков, в свою очередь, способствовала развитость рынка валютных инструментов, обладавших высокой ликвидностью, что позволяло банкам оперативно работать с остатками средств. Таким образом, слабость главного действующего лица банковского сектора, узость собственной ресурсной базы изначально предопределили общую неустойчивость банковской системы, ее сильную зависимость от колебания валютного курса, изменений во внешнеэкономической среде.

Льготные кредиты Центробанка, обилие транзитных бюджетных средств на счетах банков привели к росту межбанковских кредитов (МБК) на фоне отсутствия так называемой «депозитной» подушки, т. е. средств мелких частных вкладчиков, которые и создают устойчивость кредитного учреждения. Крах МБК обнаружил отсутствие у банков надежности ресурсной базы, неспособность работать в относительно нормальных экономических условиях, слабую связь с клиентами, необходимость работы с мелким частным вкладчиком, включающей в себя предоставление им широкого спектра услуг.

Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфляции привели к банкротству большого числа мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала. Этот этап (третий—с середины 1995 г. по 1997 г.) знаменуется чередой кризисных явлений.

Для данного периода было характерно снижение доли валютных обязательств по сравнению с предыдущим этапом (с 20% до 10—12%), снижение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государственных обязательств с 3—5% до 20%. Это связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело цель осуществить безинфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Нетрудно понять, что остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций Федерального займа с переменным купоном (ГКО-ОФЗ).

Рынок ГКО-ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступающей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показателей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уровня 1995 г.

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 г. по август 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относительному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитования от конечных заемщиков 37% своих доходов, региональные коммерческие банки — 48%.

Этот период связан и с процессом активного встраивания в банковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрестного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, связанная со структуризацией банковского бизнеса путем создания региональных банков развития, различных альянсов местных коммерческих банков с целью защиты экономических, политических и электоральных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкорстане.

Август 1998 г. знаменует пятый этап развития банковской системы, сопровождаемый самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО-ОФЗ наиболее разрушительно сказался ни крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО-ОФЗ оказалось заморожено порядка 40—50 млрд. руб. собственно банковских средств, что составило 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.

Крах пирамиды ГКО-ОФЗ, строго говоря, не явился неожиданностью для коммерческих банков России. Вопрос стоял лишь о сроках начала крушения. Справедливости ради следует отметить, что уже в первой половине 1998 г. показатели рентабельности у ведущих коммерческих банков России резко упали. По итогам шести месяцев 1998 г. балансовые убытки имели восемь из первой тридцатки крупнейших коммерческих банков. Таким образом, можно говорить о том, что крах финансовой пирамиды ГКО-ОФЗ лишь ускорил процесс банкротства ряда коммерческих банков, прежде всего таких, как «СБС-Агро» и «Инкомбанк», финансовое положение которых уже к августу было достаточно критическим.

Отток ресурсной базы, и прежде всего, изъятие валютных вкладов сберегателями практически на месяц парализовали банковскую систему. Относительным оплотом надежности оказались малые и средние банки, не имеющие валютных вкладов и имевшие в активах небольшие доли ГКО-ОФЗ, неизбежность поглощения которых не вызывала сомнений у руководства Центробанка. Банковский кризис, быстро трансформировавшийся в валютный и далее в финансовый кризис, привел к глубокому социально-экономическому кризису общества. По оценкам многих ведущих специалистов мира, можно было сгладить вхождение в кризис, избежав существенных социальных и финансовых потрясений в обществе и ограничив его структурным кризисом банковской сферы, не затрагивая основных сфер экономики.

Кризисный этап банковской системы продолжался по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, пятому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков, ликвидацией банков-банкротов, реструктуризацией внешней задолженности банков. С середины 1999 г. обозначился и рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков. Так, если зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций на начало 1999 составлял 52, 5 млрд. руб., то на начало 2000 г. он уже достиг 111, 1 млрд. руб.

Коммерческие банки России с 2000 г. начали работать на частных вкладов, что свидетельствует о возврате доверия к ним со стороны населения. В 2001 г. общий объем депозитов в коммерческих банках возрос на 40—50%, а доля вкладов на срок свыше года выросла с 13 до 20%. Бесспорным лидером на рынке частных вкладов остается Сбербанк. В 2001 г. его отрыв от следующего за ним по объемам частных вкладов «Альфа-Банка» вырос на 139 млрд. руб.

Последние годы характеризуются значительным ростом банковских активов. Только за декабрь 2001 г. совокупные активы 30 крупнейших банков России увеличились на 50 млрд. руб. и составили 2, 105 трлн. руб. Хотя доля Сбербанка на рынке частных вкладов в последние годы имеет тенденцию к уменьшению (в 2001 г. он уменьшилась на 2%), тем не менее, как считают многие специалисты, в частности ведущего мирового рейтингового агентства Standart & Poors, в ближайшие годы монополии Сбербанка на этом рынке ничего не угрожает.

Банковский сектор России постоянно консолидируется, при этом продолжается концентрация бизнеса в 30—40 крупнейших банках. Сведения о тридцати крупнейших российских банках по состоянию на 1 января 2002 г. приведены в табл. 3.1.

 

Таблица 3.1

Крупнейшие российские банки по активам на 1 января 2002 г. (млн. руб.)

Банк Активы Собственный капитал банка
1. Сбербанк России 804 688, 9 96 382, 0
2. «ВНЕШТОРГБАНК» 159 078, 5 44 939, 9
3. Газпромбанк 121 773, 5 21 852, 8
1. ОАО «АЛЬФА-БАНК» 116 735, 3 22 277, 0
5. ЗАО «Международный промышленный банк» 106 238, 5 27 034, 0
6. Международный Московский Банк 73 939, 2 4735, 1
7. АКБ «РОСБАНК» 66 539, 9 7417, 4
8. Банк Москвы 64 960, 9 5132, 1
9. ЗАО «СНГБ» 63 164, 3 1594, 3
10. АКБ «ДИБ» 41687, 1 4022, 9
11. ЗАО КБ «Ситибанк» 40 256, 9 5202, 2
12. ОАО «ПСБ» (Санкт-Петербург) 34 718, 8 3158, 5
13. ОАО Банк «МЕНАТЕП СПб» 27 761, 5 3085, 0
14. ОАО «УралСиб» 25 807, 5 4207, 3
15. ЗАО «Райффайзенбанк Австрия» 24 960, 3 2543, 9
16. АКБ «БИН» ОАО 24 919, 5 3414, 5
17. ОАО Банк «Петрокоммерц» 22 969, 6 5384, 1
18. АКБ «ЕВРОФИНАНС» 20 414, 3 3642, 2
19. АВТО БАНК 18 000, 7 1851, 1
20. Банк ЗЕНИТ 17 630, 2 3029, 5
21. НОМОС-БАНК 16 475, 6 4255, 1
22. АКБ «НРБанк» 15 814, 3 4659, 7
23. ИНГ Банк 15 417, 8 1692, 2
24. ГЛОБЭКСБАНК 15 173, 2 10 216, 9
25. ЗАО «КБ «ГУТА-БАНК» 15 099, 9 3128, 2
26. АБ «СОБИНБАНК» 14 561, 9 3784, 4
27. ЗАО АБН АМРО Банк А. О. 13 591, 8 1390, 5
28. МАКБ «Возрождение» 13 507, 9 1215, 8
29. ООО «Дойче Банк» 12 852, 7 2535, 4
30. АКБ «Промсвязьбанк» 12 763, 9 1913, 8

 

Коммерческие банки России, начиная с 2000 г., значительно активизировали свою деятельность и на кредитном рынке. В 2001 г. сравнению с 2000 г. ставки по рублевым кредитам снизились 10—15% и на 3—4% по валютным кредитам. Совокупный кредитный портфель российских банков за 2001 г. вырос на 60% (а с учетом инфляции — на 37%) и составил порядка 41 млрд. долл.

В первом полугодии 2002 г. объем кредитов также значительно вырос (рост составил порядка 30%). При этом наблюдался разрыв между ростом кредитов и депозитов. Так, в 2001 г. рост депозитов составил 20%, а в первой половине 2002 г.— порядка 10%.

Бесспорным лидером на рынке выданных кредитов остается Сбербанк. В 2001 г. его доля в общем объеме выданных кредитов составила 30, 7%, а доля 30 крупнейших банков, включая Сбербанк, по объему выданных кредитов составила 70, 1%.

В то же время коммерческие банки столкнулись с дефицитом качественных заемщиков. Примером может служить ситуация с компанией «Сибур». В 2001 г. дочерняя компания Газпрома «Сибур» была прокредитована коммерческими банками на 400 млн. долл. США. Эта компания относилась к группе первоклассных заемщиков; ее годовой оборот превышал 2 млрд. долл. США. Однако в начале 2002 г. материнская компания начала процедуру банкротства «Сибура», в связи с чем у его банков-кредиторов появились проблемы с возвратом предоставленных кредитов.

Дефицит качественных заемщиков приводит к «утяжелению» требуемого банками обеспечения и применению дискретного подхода в определении процентных ставок по кредитам в зависимости от предоставляемого обеспечения.

Наряду с коммерческими банками активную роль на финансовом рынке России играет Банк России. Правовое регулирование его деятельности на денежном рынке, прежде всего регламентируется Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная функция ЦБ РФ состоит в защите и обеспечении устойчивости рубля.

Решение этой крайне сложной задачи требует предоставления Банку России особых полномочий не только в области денежно-кредитной политики, но и в других сферах государственного регулирования экономики страны. Таких полномочий Банк России не имел и не мог иметь. Поэтому решение задачи по обеспечению ЦБ РФ устойчивости национальной валюты крайне сложно и зачастую просто невозможно. Денежно-кредитная и финансовая политики, обладая определенной самостоятельностью и независимостью, были, есть и остаются составляющими экономической политики государства. Наряду со снижением инфляции, поддержанием оптимального валютного курса, платежного баланса страны в качестве приоритетных задач денежно-кредитной политики в развитых странах мира является обеспечение стабильного экономического роста.

К сожалению, следует признать, что эта задача была поставлена в число приоритетных в России лишь в 2000 г. До этого времени по существу решалась одна задача — создание условий для накопления крупного частного капитала. Соответственно на это была нацелена и денежно-кредитная политика ЦБ РФ в части регулирования денежной массы в обращении, краткосрочных и долгосрочных процентных ставок, методов укрупнения банковского капитала.

Центральный банк России подотчетен Государственной Думе РФ. Председатель Банка России, члены Совета директоров назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой. Основные направления денежно-кредитной политики разрабатываются Банком России во взаимодействии с Правительством РФ и ежегодно направляются в Государственную Думу для окончательного согласования и принятия.

Банк России осуществляет эмиссию наличных денег, организует их обращение, регулирует объем выдаваемых им кредитов. Основными инструментами и методами такого регулирования выступают: (а)процентная политика, т. е. установление одной или нескольких процентных ставок по различным видам операций, что во многом предопределяет рыночные ставки процента как на привлекаемый коммерческими банками капитал, так и на выдаваемые ими кредиты; (б)установление нормативов обязательных резервов кредитных организаций, депонируемых в Банке России; (в) купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, организация кредитования коммерческих банков, в том числе с помощью учета и переучета векселей; (г) осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»; (д) установление ориентиров роста показателей денежной массы.

Банк России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства. В случаях выявления нарушения он вправе применять установленные законом санкции вплоть до назначения временной администрации. ЦБ РФ может осуществлять все виды банковских операций.

Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров Банка России. Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами.

Наряду с коммерческими банками, Центральным банком на финансовых рынках функционируют и небанковские кредитные организации, имеющие право в соответствии с лицензией ЦБ РФ выполнять отдельные банковские операции. Сведения о кредитных организациях в РФ представлены в табл. 3.2.

 

Таблица 3.2

Кредитные организации (на конец года)

Статья          
Зарегистрировано кредитных организаций          
Банком России, всего:          
В том числе:          
банков          
небанковских кредитных организаций          
Кредитные организации, имеющие право на осуществление банковских операций,          
В том числе:          
банков          
небанковских кредитных организаций          
Кредитные организации, имеющие лицензии, предоставляющие право на:          
Привлечение вкладов населения          
Осуществление операций в инвалюте          
Генеральные лицензии         262 ']
Проведение операций с драгметаллами          
Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций (млрд. руб.) 33, 2 52, 5 111, 1 207, 4  
Филиалы действующих кредитных организаций на территории РФ, всего          
Из них:          
Филиалы Сбербанка России          
Филиалы банков со 100%-ным иностранным участием        
Кредитные организации с иностранным участием в уставном капитале, всего          
из них:          
со 100%-ным участием       20.  
свыше 50%       И  

 

Сберегательные институты являются специализированными финансовыми институтами, основными источниками средств которых выступают сберегательные вклады и разнообразные срочные потребительские депозиты. Эти институты заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок под обеспечение в виде недвижимости.

Сберегательные институты преимущественно занимаются ипотечным кредитованием и финансированием операций с недвижимостью. В 1980-е гг. сберегательным институтам в США и ряде стран Европы были предоставлены многие полномочия коммерческих банков. В результате этого произошли серьезные изменения в характере их деятельности. Различия между сберегательными институтами и коммерческими банками стали постепенно стираться.

Сберегательные институты (банки) все еще остаются популярными в Европе и прежде всего в Скандинавских странах. Штаб-квартира международной ассоциации сберегательных банков находится н Финляндии, а ее филиалы — в Норвегии, Швеции, Австрии, Германии, Италии, Испании, Великобритании, США и других странах.

Хотя сберегательные банки предоставляют широкий набор кредитов, ипотечные кредиты все же остаются основой их кредитной деятельности. Законодательство западных стран предоставляет существенные льготы по налогу на доходы (прибыль) сберегательных институтов (банков) в случае, если не менее 60% их активов относятся к ипотечному финансированию жилищного строительства (Кидуэлл, Иетерсон, Блэкуэлл, с. 491). В России законодательство не делает различия между коммерческими и сберегательными банками.

Кредитные союзы являются институтами взаимного кредитования. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов союза на приемлемых для тех условиях. Обязательства этих союзов формируются из сберегательных счетов и чековых счетов (паев). Спои средства кредитные союзы предоставляют членам союза в виде краткосрочных потребительских ссуд.

В данных институтах каждый член имеет один голос при принятии решений на общих собраниях союза независимо от количества сберегательных паев (депозитов), которыми он владеет в этом обществе. Членство в кредитном союзе, как правило, должно соответствовать «общим обязательным требованиям». Обычно они создаются по профессиональному признаку (работники одних компаний, отраслей), либо по месту жительства (члены союза должны проживать на определенной территории), либо по религиозному признаку (члены союза должны исповедовать одну религию) и т. п.

Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Как правило, они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), не являются субъектом антимонопольного законодательства, что позволяет им участвовать м совместных предприятиях.

В США в 1998 г. насчитывалось порядка 11 тысяч кредитных союзов (в мире — порядка 37 тысяч), объединяющих свыше 73 млн. членов. Их суммарные активы составляли порядка 390 млрд. долларов. Свыше 30% активов кредитных союзов представляли собой инвестиции в виде вложений в государственные ценные бумаги, в депозитные сертификаты банков и ссудно-сберегательных ассоциаций, а также в головные кредитные союзы и иные нерисковые вложения (Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 553). Порядка 60% активов кредитных союзов составляли ссуды своим членам. Наиболее распространенным типом кредитования являлись ссуды на приобретение новых и подержанных автомобилей (40%), далее — ипотечные ссуды под первые и вторые закладные (35%), порядка 10% приходилось на необеспеченные личные ссуды членам союзов и порядка 15% — это кредиты по кредитным картам и прочие ссуды.

В США кредитные союзы имеют четкую организационную структуру. Все они входят в тот или иной головной союз (их в США насчитывается 35). Головные кредитные союзы являются членами Центрального кредитного союза США, который имеет лицензию коммерческого банка в штате Канзас. Центральный кредитный союз США может выдавать ссуды отдельным кредитным союзам или их головным организациям, а также уполномочен занимать средства из центрального управления по контролю за ликвидностью от имени головных союзов.

Таким образом, в рамках системы головных союзов кредитные союзы США могут функционировать как многопрофильный банк. Являясь институтами взаимного кредитования, кредитные союзы не обладают акционерным капиталом. Их собственный капитал состоит из резервов, избыточного капитала и нераспределенной прибыли. Часть своих доходов они обязаны резервировать в качестве обеспечения активных операций. Требования к величине собственного капитала для кредитных союзов в США определяются на национальном уровне. В конце 1998 г. собственный капитал кредитных союзов США составлял 10, 9% от совокупной стоимости активов (Кидуэл Петерсон, Блэкуэлл, с. 520).

В России деятельность кредитных союзов еще не получила достаточного распространения. Их статус на федеральном уровне определен лишь разъяснениями Министерства юстиции. Специальный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных потребительских союзах)» принимался Государственной Думой, но в действие не введен. В созданную в 1994 г. «Лигу кредитных союзов» в 2000 г. входило около 200 кредитных союзов и 4 региональные ассоциации кредитных союзов.

Наибольшее количество кредитных союзов приходится на Центральные и Северные регионы России, а наиболее крупные кредитные союзы расположены в Поволжье, на Урале и в Восточной Сибири. Сведения о крупнейших кредитных союзах России приведены в табл. 3.3.

 

Таблица 3.3

Крупнейшие кредитные союзы России

Название КС Местонахождение Размер активов (тыс. руб.) Количество пайщиков
ЭКПА Урай, Тюменская обл.   6 233
Юргинский машиностроитель Юрга, Кемеровская обл.    
Единство Юрга, Кемеровская обл.    
Первый дальневосточный Комсомольск-на-Амуре    

 

К сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе, относят страховые компании и пенсионные фонды. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

В развитых странах Запада страховые компании, негосударственные пенсионные фонды являются наиболее 4 состоятельными» финансовыми институтами, активы которых составляют десятки, а в ряде случаев и сотни миллиардов долларов США. В табл. 3.4 и 3.5 приведены данные по 10 крупнейшим компаниям по страхованию жизни, а также по страхованию имущества и гражданской ответственности.

 

Таблица 3.4

Десять крупнейших компаний по страхованию жизни, 1997 г.

Компания Активы (в млрд. долл.)
Prudential Insurance Company of America, Newark, NJ 194, 0
Metropolitan Life Insurance Co., New York, NY 1720, 4
TIAA, New York, NY 93, 8
Equitable Life Assurance Co., New York, NY 74, 9
Nothwestern Mutual Life Insurance Co., Milwauree, WI 71, 1
Connecticut General Life Insurance, Hartford, CT 69, 7
New York Life Insurance Co, New York, NY 65, 3
Principal Mutual, Des Moines, IA 64, 0
Hartford Life, Hartford, CT 62, 8
Lincoln National, Ft.Wayne, IN 58, 3

 

Таблица 3.5

Десять крупнейших компаний по страхованию имущества и гражданской ответственности, 1997 г.

Компания Активы (в млрд. долл.)
1 State Farm Mutual, Bloomington, IL 69, 4
2 Allstate, Northboor, IL 36, 7
3 Travelers Indemnity, Hartford, CT 36, 0
4 National Indemnity, Omaha, NE 30, 6
5 Continental Casualty, Chicago, IL 22, 2
6 Liberty Mutual, Boston, MA 19, 4
7 Nationwide Mutual, Columbus, OH . 17, 2
8 State Farm Five & Casualty, Bloomington, IL 16, 5
9 General Reinsurance Co., Stamford, CT 15, 9
10 St. Paul Five & Marine, St. Paul, MN 14, 2

 

Деятельность страховых компаний является объектом жесткого государственного регулирования и саморегулирования. Главным направлением регулирования выступает лицензирование, предусматривающее в качестве обязательного требования соблюдение минимальной величины уставного, а также резервного капиталов страховых компаний.

В США функционирование страховых компаний регулируется властями тех штатов, в которых они ведут свой бизнес. Штаты регулируют виды и объемы инвестиций страховых компаний, устанавливают размеры (проценты) совокупных активов, которые могут быть инвестированы в определенные финансовые инструменты. Регулированию в США подлежат и комиссионные проценты, которые выплачиваются агентам, и страховые тарифы; лицензируются страховые агенты и т. д.

В России начало страхового дела относят к 1771 г. с принятием закона о вдовьей казне. В 1776 г. Государственному Заемному банку при его учреждении были предоставлены права страхования каменных домов и фабрик, а в 1797 г. при Государственном Ассигнационном банке была открыта страховая контора для страхования товаров. Первая же частная страховая компания была создана лишь в 1827 г. (Первое Российское страховое общество для страхования от огня).

В начале XX в. в России действовало свыше 300 страховых обществ. Наиболее известными среди них были «Саламандра», «Россия», «Северное». Были и крупные перестраховочные компании, такие, как «Русское общество перестрахования», «Взаимное перестраховочное общество» и др. После 1917 г. на всей территории России, а с образованием СССР и на всей территории СССР страхование было монополизировано в рамках системы Госстраха, функционировавшего на принципах хозяйственного расчета. Наряду с обязательным государственным страхованием осуществлялось и добровольное, в частности страхование жизни, страхование от несчастных случаев, страхование жилья и др.

Первые частные страховые компании в России появились в 1998 г. Они создавались в форме кооперативов и обслуживали своих учредителей. Упорядочение страховой деятельности в РФ началось с принятием в 1992 г. Федерального закона от 27 ноября 1992 г. №7016-1 «О страховании», который установил основные принципы государственного регулирования страховой деятельности, регламентировал отношения между страховщиками и страхователями, определил статус страховых компаний и т. п.

Страховые компании в России могут самостоятельно выбирать организационно-правовую форму. Законодательных ограничений в этом вопросе нет. Однако существуют жесткие требования к размеру уставного капитала. Новая редакция Федерального закона от 20 ноября 1999 г. № 204-ФЗ, устанавливает минимальные размеры уставного капитала:

- для компаний, не осуществляющих страхование жизни, — 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ);

- для компаний, осуществляющих страхование жизни, — 35 тыс. МРОТ;

- для перестраховочных организаций — 50 тыс. МРОТ.

Повышение минимального уровня уставного капитала не повлекло за собой существенного уменьшения числа страховых организаций. Если на конец 1998 г. число учтенных страховых организаций составляло 1493, то на конец 2000 г.— 1166. Сведения о деятельности страховых организаций в России за 1996—2000 гг. приведены в табл. 3.6.

 

Таблица 3.6 Деятельность страховых организаций за 1996—2000 гг.

           
Число учтенных страховых организаций          
Уставный капитал, млн.руб. (до 1998 г.— млрд. руб.)       10 809  
Страховые взносы, млн. руб. (до 1998 г.— млрд. руб.) 29 057   43 652 96 696  
Страховые выплаты, млн. руб. (до 1998 г.— млрд. руб.) 23 385   33 597 64 590  
Страховая сумма по договорам добровольного страхования, млрд. руб. (до 1998 г.— трлн. руб.)         12 834

 

Перспективы развития страхового рынка в России связаны не только с выходом страны из социально-экономического кризиса, но и с решением вопросов собственно страхования. Это касается и проблем научно-методического обеспечения страховой деятельности, создания стабильного, разветвленного, грамотного законодательства и т. п. Наряду с ограниченностью финансовых возможностей российских страхователей эти факторы, безусловно, сдерживают развитие страхового рынка как в части роста страховых поступлений и уровня выплат, так и в части роста страхования видов рисков (российскими страховщиками страхуется около 60 различных видов рисков; в европейских странах — до 500, в США — около 3000).

Значительная часть страхового бизнеса в России связана со страхованием жизни. По итогам 2001 г. доля страхования жизни в общем объеме поступлений превысила 50%. По данному виду страхования компании собрали порядка 140 млрд. руб., а выплатили около 100 млрд. руб. Указанный вид бизнеса в основном представлен зарплатными схемами. Это очень рисковый вид страхования; он постоянно привлекает внимание налоговых органов, ведомств Минфина и других контролирующих органов, так как зарплатные схемы страхования позволяют работодателям уходить от уплаты социального и подоходного налога и, соответственно, бюджет и внебюджетные фонды недосчитываются многих миллиардов рублей, учитывая, что процентные платежи по зарплатным схемам составляют 8—12%, в то время как единый социальный налог, как правило, составляет 35, 6% и 13% — подоходный налог.

Хотя страховые компании официально заявляют о сворачивании данного вида страхового бизнеса в России, все же представляется, что до тех пор пока не будут подобные схемы запрещены на законодательном уровне, они будут оставаться важнейшей составляющей Российского страхового бизнеса. В табл. 3.7 переведены данные за 2001 г. о структуре совокупных взносов Российских страховых компаний.

Таблица 3.7

Структура совокупных взносов российских страховых компаний в 2001 г. (доля вида в совокупных взносах), %

Показатель 9 мес. 1997 г. 9 мес. 1998 г. 2001г.
Страхование жизни 22, 8 26, 2 50, 5
Личное страхование 11, 9 13, 0 10, 6
Имущественное страхование 22, 2 21, 0 21, 0
Страхование ответственности 2, 8 3, 4 3, 3
Обязательное страхование 40, 3 36, 4 14, 6
Всего: 100, 0 100, 0 100, 0

 

Наряду со страховыми компаниями на рынке страховых полисов и пенсионных счетов в России присутствуют и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), предоставляющие дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов работодателей и работающего населения. Порядок создания и функционирования НПФ до издания Федерального закона от 7 мая 1998 г. №/5-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» регулировался Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах»2.

В Федеральном законе был учтен опыт функционирования НПФ. В нем законодательно определен целый комплекс вопросов функционирования фондов, начиная от их создания, ликвидации, до состава обязательной документации, в которую входят Правила Фонда, Пенсионный договор, Пенсионные схемы и т. п. В Законе регламентированы права и обязанности всех сторон, участвующих в системе негосударственного пенсионного обеспечения; гарантии исполнения фондом своих обязательств, определены процедуры регистрации и лицензирования НПФ, а также вопросы государственного контроля за их деятельностью.

Закон определил и статус НПФ. В России они могут создаваться в форме некоммерческой организации социального обеспечения.

Согласно классическим подходам выделяют несколько категорий НПФ. Фонды делятся на открытые, участником которых может стать любой гражданин, и закрытые. Последние в свою очередь подразделяются на корпоративные, отраслевые, региональные и профессиональные.

В течение последних 25 лет пенсионные фонды в западных странах развивались наиболее быстро по сравнению с другими финансовыми институтами. Механизм функционирования пенсионных фондов разнообразен и постоянно совершенствуется. Это относится как к частным, так и государственным пенсионным фондам.

Наиболее крупные в финансовом отношении пенсионные фонды действуют в США. Их совокупные активы, находящиеся под частным и государственным управлением, в 1998 г. составляли порядка 5, 5 трлн. долл. США; при этом на долю частных пенсионных фондов приходился 61% совокупных активов (Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 599).

Быстрому росту пенсионных фондов в США содействует Федеральная налоговая политика, поскольку взносы работодателей в любой пенсионный фонд для своего персонала вычитаются из налогооблагаемой прибыли. После принятия в 1963 г. специального закона о налогообложении и пенсионном обеспечении предпринимателей каждый частный предприниматель может заявить о введении личного пенсионного плана, в рамках которого взносы подлежат вычету из налогооблагаемой базы, и открыть для этих целей специальный пенсионный счет IRA. Другими словами, каждый предприниматель фактически может создать собственный пенсионный фонд.

В США можно выделить две основные организационные формы создания частных пенсионных фондов. Первая предполагает наличие застрахованного компанией по страхованию жизни пенсионного плана. Другая форма — это незастрахованный пенсионный план, в рамках которого формируется частный пенсионный фонд, управляемый попечителем. В качестве попечителей выступают, как правило, коммерческие банки или трастовые компании. Они получают взносы, выплачивают пенсионные пособия в соответствии с условиями договоров о доверительном управлении. Частные пенсионные фонды инвестируют свободные финансовые ресурсы, как правило, в долгосрочные финансовые инструменты, такие, как акции, облигации, долгосрочные закладные.

Получение пенсионных пособий зависит прежде всего от продолжительности периода, в течение которого застрахованный вовлечен в пенсионный план. Как правило, этот' срок должен быть не менее 5 лет. Если же работник компании увольняется до истечения установленного срока, то он утрачивает все свои права на данное пенсионное пособие.

Частные пенсионные фонды используют разные методы осуществления выплат. Существуют как пенсионные планы с фиксированными выплатами, т. е. размеры будущих пенсий устанавливаются заранее, так и пенсионные планы с фиксированными взносами, где размер выплачиваемых пенсионных пособий зависит не только от величины взноса, но и размера прибыли, получаемой фондом на величину взноса.

В США разнообразны не только частные пенсионные фонды. В полной мере это относится и к государственным пенсионным фондам, которые формируются в рамках отдельных пенсионных программ.

Наиболее крупным и наиболее социально-значимым государственным пенсионным фондом в США является Фонд страхования престарелых. Средства этого фонда формируются за счет отчислений с заработной платы работающих на основании Федерального закона о страховых взносах и за счет работодателей путем взимания налога с заработной платы. Из этого фонда осуществляются пенсионные выплаты, выплаты на медицинское обслуживание, а также предоставляются пособия по нетрудоспособности.

Правительства штатов, местных органов власти, федеральное правительство имеют собственные пенсионные программы для своих сотрудников и соответственно свои фонды. Они функционируют на принципах частных пенсионных фондов, их средства также образуются за счет взносов наемных работников и работодателей (государственных органов). Эти фонды весьма дифференцированы по объему аккумулируемых средств. Среди них есть и крупные фонды, такие, как, например, федеральный пенсионный фонд для военных и небольшие — как федеральный фонд для правительственных юристов.

В настоящее время в России большинство составляют закрытые корпоративные НПФ. Перспективы развития НПФ во многом связаны с особенностями предстоящей пенсионной реформы. Однако без включения новых механизмов пенсионного обеспечения — страховых и накопительных — представить будущую пенсионную систему невозможно. Уверенность в развитии этого рынка услуг придает и тот факт, что многие крупнейшие компании, банковские структуры уже «обзавелись» собственными пенсионными фондами.

Данные о крупнейших негосударственных пенсионных фондах России по объемам пенсионных резервов представлены в табл. 3.8.

 

Таблица 3.8

Крупнейшие пенсионные фонды России по объему пенсионных резервов на 1 марта 2002 г.

Название фонда Пенсионный резерв (тыс. руб.) Число участников Пенсионные выплаты (тыс. руб. в месяц) Имущество для обеспечения уставной деятельности (тыс. руб.)
«Газфонд» 20 595 787 47 808 30 821, 0 658 595
«Лукойл-Гарант» 1552 461 15 6712 3412, 0 2 247 539
«Благосостояние» 1 271 139 1310 234 11809, 4
«Электроэнергетики»   210 370   106 860, 7
«Национальный» 784 787, 5 133 712 0, 0 88 532, 5
«Ростелеком-Гарантия» 652 783, 8 30 316 2507, 8 43 365, 2
«Сургутнефтегаз» 583 675   72, 0 1 905 552
Название фонда Пенсионный резерв (тыс. руб.) Число участников Пенсионные выплаты (тыс. руб. в месяц) Имущество для обеспечения уставной деятельности (тыс. руб.)
«Телеком-Союз» 482 169 24 727   42 107
«Регионфонд» 472 021      
«Алмазная осень» 461 825 37 685   23 676
«Внешэкономфонд» 460 517     269 261
«Уголь» 379 009 20 327    
«Газ» 371 356 148 926    
«ТНК-Владимир» 315 233, 4 43 471 100, 2  
НПФ Сберегательного банка        
НПФ ОПК 308 014   0, 0  
«Профессиональный» 271 826 27 474 10 721  
«Нефтегарант» 269 388, 8 47 999 0, 0 15 203, 2
«Благоденствие» 237 035 98 092    
< Шексна- Гефест» 225 553, 7 69 244 1799, 7 11089, 5
«Социальное развитие» 197 869   168, 0 146 225
«Мега» 177 767, 8   23, 0 4284, 8
Сургутский МНПФ 145 388, 7 18 674 0, 0 3641, 3
Русский ПФ 133 385   251, 0  
«Империя» 132 945, 9   1707, 2 9593, 8

 

Структура инвестиционного портфеля негосударственных пенсионных фондов России постоянно изменяется. Если до 1997 г. основным объектом инвестирования были государственные ценные бумаги (на 1 января 1996 г. они составляли 68, 5%), то после августовского кризиса ситуация изменилась: неуклонно растет доля ценных бумаг корпоративных организаций (акции, векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги). На конец 2001 г. она достигла 70, 64%. Начиная с 1999 г. стала увеличиваться и доля в банковские вклады (с 3, 9% на 1 января 1999 г. она возросла до 12, 76% на конец 2001 г.).

Указанные тенденции свидетельствуют о росте доверия и укреплении позиций ведущих компаний реального сектора экономики и коммерческих банков. Сведения о структуре инвестиционного портфеля негосударственных инвестиционных фондов представлены в табл. 3.9.

 


Таблица 3.9 Структура портфеля негосударственных пенсионных фондов

Дата Инвестировано, млн. руб. Ценные бумаги РФ, % Ценные бумаги субъектов РФ, % Банковские вклады, % Ценные бумаги др. эмитентов, % Недвижимость, % Другое, Та
1.01.96   68, 1 0, 4 13, 8 12, 8 1, 5 3, 4
1.01.97   49, 0 2, 6 7, 4 27, 2 2, 9 10, 9
1.01.98 3354, 3 39, 6 2, 3 4, 7 47, 4 2, 5 3, 6
1.01.99 4225, 6 33, 2 2, 6 3, 9 52, 3 1, 9 6, 0
1.01.00 11 833, 7 13, 9 0, 7 11, 1 66, 5 0, 8 7, 0
На конец              
2001 г. 35 230 10, 01 1, 82 12, 76 70, 64 0, 79 3, 98

 

Инвестиционные фонды функционируют в основном в форме инвестиционных компаний закрытого и открытого типа. В разных странах существуют также и специальные инвестиционные фонды, имеющие узкую специализацию. Например, в США действуют Учреждения по инвестициям в недвижимость, которые фактически являются разновидностью инвестиционных компаний закрытого типа, занимающихся исключительно вложениями в недвижимое имущество.

Инвестиционные фонды аккумулируют ресурсы инвесторов и вкладывают их в инструменты денежного рынка и рынка капиталов или в специализированные активы, такие, как недвижимость. Как правило, инвестиционные фонды специализируются на долгосрочных инвестициях, выпуская финансовые обязательства различных номиналов, что позволяет им быстро продавать и покупать финансовые обязательства, для которых уже существует рынок, или выкупать свои акции (инвестиционные паи) по их текущей рыночной цене. Используя преимущества сниженных тарифов по крупномасштабным сделкам, инвестиционные фонды позволяют экономить на масштабах операций при управлении инвестициями, а также на трансакционных издержках.

Инвестиционные компании возникли в Бельгии в 1822 г. Все первые инвестиционные компании были компаниями закрытого типа. Инвестиционные компании закрытого типа представляют собой фонд, который продает свои акции, чтобы получить наличные средства для инвестирования, а в дальнейшем ограничивает количество размещаемых акций среди фиксированного круга инвесторов. По существу такие фонды действуют аналогично любому предприятию в сфере бизнеса, которое выпускает свои акции и в дальнейшем осуществляет свою основную деятельность. Специфика этих фондов состоит в том, что они занимаются инвестициями в обращающиеся на фондовом рынке ценные бумаги, а не в реальные активы.

Инвестор, желающий купить или продать акции данного фонда, осуществляет соответствующие операции на вторичном рынке. Цена за одну акцию фонда определяется на основе соотношения спроса и предложения.

Существуют два основных способа оценки акций инвестиционного фонда закрытого типа. Первый основывается на определении чистой стоимости активов на одну акцию. Этот показатель рассчитывается путем деления совокупной текущей стоимости активов фонда за вычетом стоимости обязательств фонда на количество размещенных акций. Второй способ базируется на рыночной оценке акций. Рыночная цена для инвестиционных компаний закрытого типа, как правило, колеблется в пределах от 5 до 20% ниже чистой стоимости их активов,

Хотя инвестиционные компании закрытого типа были популярны, они имели и имеют существенный недостаток, заключающийся п том, что рыночная цена могла значительно отличаться от стоимости чистых активов фонда. Инвестор не мог знать величину стоимости акции при ее продаже, так как она зависит от рыночных условий и сложившейся премии на день совершения продажи.

Данный недостаток инвестиционных компаний закрытого типа был устранен при создании инвестиционных фондов открытого типа. Указанные фонды, как правило, гарантируют инвесторам право погашения некоторой части или всех акций инвестора по чистой стоимости активов, приходящихся на одну акцию в любой день при условии, что инвестор известит фонд о своих намерениях погасить акции за определенное время до намечаемого дня.

Поскольку большинство инвестиционных компаний открытого типа (в некоторых странах, в том числе в США, их называют взаимными фондами) владеют динамичными активами, они определяют их стоимость используя рыночные цены закрытия на каждый день. Когда определена чистая стоимость активов, цена продажи акций фонда рассчитывается добавлением величины нагрузки к цене для выплаты торговых комиссионных посреднику.

Взаимные фонды готовы продавать и покупать свои акции, основываясь на текущей чистой стоимости активов. Для этих компаний не существует ограничений на количество эмитируемых акций. Сделки продажи выполняются по цене, установленной на основе текущей рыночной стоимости всех бумаг, находящихся в инвестиционном портфеле фонда. При покупке акций у инвесторов они, как правило, погашаются по чистой текущей стоимости активов фонда, а общее количество размещенных акций уменьшается на величину выкупа.

В связи с тем, что взаимные фонды гарантируют выкуп своих акций по первому требованию, они инвестируют только в высоколиквидные активы, обращающиеся на рынке. Прежде всего, это акции, облигации, которые могут быть быстро проданы при возникновении необходимости в получении различных средств для удовлетворения требований инвесторов.

Закрытые инвестиционные компании инвестируют свои средства в менее ликвидные активы, которые не могут быть проданы быстро и легко без существенной потери в их стоимости. В то же время это наиболее доходные вложения, хотя и рискованные.

В США существенное развитие получили паевые инвестиционные фонды (трасты). Они используются для инвестиций в активы, которые продаются и покупаются на рынке с определенным набором условий, оговариваемых в трастовом договоре. Приобретаемые бумаги обычно представляют собой правительственные ноты или облигации, корпоративные и муниципальные облигации, а также привилегированные акции и иные инструменты денежного рынка. Поскольку большинство ценных бумаг имеет фиксированный доход, то прибыль (доход) от инвестиционного траста легко предсказуема. Паевые инвестиционные трасты характеризуются высокой устойчивостью и минимальными рисками для инвесторов.

На конец 1998 г. в США действовало порядка 6800 взаимных фондов и свыше 500 инвестиционных компаний. Взаимные фонды в совокупности владели активами стоимостью 5, 525 трлн. долл. США. Взаимные фонды, специализирующиеся на инвестициях в акции, владели 54% этих активов; облигационные и доходные фонды имели в своей собственности примерно 22%, а фонды денежного рынка владели немногим больше 24% совокупных активов (Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 619).

Инвестиционные компании в России появились в 1992 г. Они занимались организацией выпуска ценных бумаг и их размещением, торговлей ценными бумагами других эмитентов, выполняли брокерские функции, консалтинговые услуги по вопросам инвестирования и т. п. Деятельность многих из них изначально строилась на создании финансовых пирамид. Финансовые пирамиды типа МММ вошли в отечественную историю финансовых афер. Доверие в России к инвестиционным компаниям оказалось подорванным и многие из них перерегистрировались в иные структуры. Особое место на рынке ценных бумаг занимают инвестиционные фонды. Правовая основа функционирования инвестиционных фондов была определена в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. №1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг». Инвестиционным фондом признается любое открытое акционерное общество, которое одновременно: (а) привлекает средства за счет эмиссии собственных акций; (б) ведет торговлю ценными бумагами; (в) владеет инвестиционными бумагами, стоимость которых должна составлять 30 и более процентов от стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.

Наибольшее распространение в России получили чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые были призваны аккумулировать приватизационные чеки (ваучеры) физических и юридических лиц путем обмена своих акций на ваучеры для последующего приобретения за них акций приватизированных предприятий. С 1992 г. по 1994 г. было создано более 600 ЧИФов, которые аккумулировали более трети всех приватизационных чеков населения страны. Таким образом, формально можно утверждать, что с поставленной перед ними задачей ЧИФы справились успешно. Многие из них стали обладателями крупных пакетов акций приватизированных предприятий, превратились в солидные финансовые компании.

Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. некоторые ЧИФы выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем выплаты практически прекратились.

Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании. Правовой статус ПИФов был определен Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. №765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации». Однако установленный в Указе порядок преобразования ЧИФов в ПИФы серьезно усложнил решение данной проблемы. Добровольное преобразование ЧИФов в ПИФы маловероятно ввиду незаинтересованности в этом менеджеров ЧИФов.

Паевые инвестиционные фонды в России могут быть образованы: (1) путем регистрации проспекта эмиссии инвестиционных паев управляющей компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов; (2) по решению общего собрания акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество которого передается в доверительное управление управляющей компании; (3) при реорганизации коммерческих организаций (с согласия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг), которые привлекали денежные средства физических и юридических лиц.

Первые ПИФы появились в конце 1996 г. и были ориентированы на работу с государственными ценными бумагами. Основными инвесторами выступали прежде всего учредители управляющих компаний; мелкие инвесторы не проявили к ПИФам большого интереса. В дальнейшем некоторые ПИФы начали активно работать с корпоративными ценными бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадцати действовавших ПИФов в основном были ориентированы на работу с корпоративными ценными бумагами. Именно в эти фонды наблюдался приток инвестиций со стороны мелких инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои позиции в дальнейшем. Структура инвестиций крупнейших ПИФов России приведена в табл. 3.10.

 

Таблица 3.10.Направления инвестиций крупных ПИФов

Направления На 29.12.00 На 29.12.01
Акции предприятий нефтегазовой отрасли, % 56, 1 31, 0
Акции предприятий энергетической отрасли, % 16, 2 4, 9
Акции предприятий связи, % 6, 9 2, 6
Прочие акции, % 5, 9 8, 3
Государственные облигации, % 2, 6 6, 2
Деньги, % 6, 4 9, 7
Прочее, % 5, 9 37, 3
Всего, %    
Инвестировано в абсолютном выражении (млн. руб.)    

 

Как явствует из данной таблицы, за 2001 г. произошли существенные изменения в структуре инвестиционного портфеля ПИФов. Они связаны с уменьшением доли вложений в акции предприятий и увеличением прочих вложений, к которым относятся, в частности, вложения в корпоративные облигации и неэммиссионные ценные бумаги.

Хотя ПИФы занимают скромное место на рынке ценных бумаг, их совокупные активы быстро растут. Так, если на конец 1997 г. они немного превышали 200 млн. деноминированных рублей, то на начало 2000 г. они составляли уже около 37 млрд. руб. Данные о стоимости активов приведены в табл. 3.11.

 

Таблица 3.11.Стоимость активов ПИФов, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний на 01.01.02 (млн. руб.)

Название управляющих компаний Активы под управлением Изменение за год
«Лидер» 19 200 +300
«НИКойл»   +75, 8
«Тройка диалог»   +76, 3
«Инвест Л К»   +99, 1
«Пионер Первый»   +40, 8
«Альфа-капитал»   +74, 7
«Паллада Эссет Менеджмент»   +27, 5
«Ермак»   +52, 1
«Дойчер Инвинент Траст»    
«Индекс-ХХ»   +33
«Милком-Инвест»   + 17, 6
«Инстройинвест»   +549
«Темплтон»   +64
«Оптимум Капитал Менеджмент»   +13
«Мономах»   -33
«Регион газфинанс»    
«ОФГ «Инвест»»   +40, 7
«РК-Менеджмент»   +26
«Дворцовая площадь»    





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.