Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы построения УМК по обществознанию.






Лекция 3

Современный учебно–методический комплекс по обществознанию

Принципы построения УМК по обществознанию.

1) необходимость и достаточность содержания УМК для достижения современных целей обучения, воспитания и развития учащихся средствами обществоведческого образования;

2) ведущая роль в структуре УМК школьного учебника и координирующая функция методического пособия для учителя;

3) отражение в содержании УМК важнейших компонентов культуры: научных знаний, способов познавательной и практической деятельности, опыта твор­ческой деятельности, социальных норм, системы ценностей, образцов поведения;

4) использование опыта преподавания общественных дисциплин в российской школе, особенно опыта разработки и проверки на практике УМК, созданных за последние годы;

5) интеграция в содержании УМК знаний из различных общественных наук при рассмотрении определененных социальных объектов и актуальных социальных проблем;

6) единство научности, понимаемой как соответствие содержания УМК современному уровню научного обществознания, и доступности, означающей соответствие этого содержания образовательному уровню и возрастным возможностям учащихся на каждой ступени обучения;

7) концентрическое построение УМК, предполагает поэтапное приращение и углубление знаний, а также других элементов содержания в пропедевтическом курсе (младший подростковый возраст), относительно завершенном систематическом курсе основной школы (старший подростковый возраст), базовом и профильном курсах в старших классах;

8) единство предметных и над предметных компонентов содержания образования;

9) обеспечение внутрипредметных связей, основанных на преемственности в развертывании содержания, и межпредметных связей, предполагающих опору на знания, полученные в других учебных дисциплинах, прежде всего в курсе истории;

10) единство фундаментальности, понимаемой как представление учащимся методологически важных знаний, раскрывающих глубинные связи и устойчивые тенденции в развитии общества, и практической направленности УМК, понимаемой как нацеленность на формирование социальной компетентности выпускников школы;

11) создание условий, включающих соответствую­щие знания, учебные задания, документы для самостоятельного осмысления учащимися актуальных проблем российского общества;

12) функциональная полнота УМК, обеспечивающая реализацию в процессе обществоведческого образования всех необходимых для достижения педагогически целей видов учебной и практической деятельности;

13) системность, предполагающая органичную взаимосвязь и взаимодействие всех имеющих различное назначение структурных компонентов УМК, в совокупности образующих целостность, обладающую указанными в пунктах 1-12 качествами.

2) Содержание УМК по обществознанию.

Рабочая тетрадь. Важная часть учебно-методического комплекта для 6-9 классов - рабочая тетрадь. Пособие, предназначенное для организации работы учащихся на уроках и дома, дает возможность систематизировать изучаемый материал, накапливать полезные сведения и развивать необходимые общенаучные и специфические умения. Рабочая тетрадь при звана сделать работу учащихся более разнообразной и вместе с тем систематической.

Учебные словари. Среди современных требований, которые предъявляются к выпускникам школы, есть и такие:

• знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах;

• определять понятия, которые входят в обязательный уровень содержания, т. е. высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов.

Вместе с тем и к школе (учителю, авторам учебников) предъявляется требование создать для учащихся возможность научиться оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями), используемыми в средствах массовой информации, в том числе электронных.

В свете современных требований большое значение имеет словарная работа, тем более что она обогащает языковую коммуникацию знанием специальных тер­минов, готовит учащихся к адекватному восприятию вузовских курсов.

Документальные материалы как часть методической системы. Одной из целей современного обществоведческого образования является развитие умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней. А в школьных классах с углубленным изучением обществознания для учащихся должны быть созданы условия, позволяющие освоить умения самостоятельно получать, систематизировать, анализировать, творчески перерабатывать неадаптированную социальную информацию из различных источников.

Работа с документами, оригинальными текстами становится неотъемлемой частью учебного процесса по обществознанию.

Опыт последних лет показывает различные возможности представления документов школьникам.

Первая возможность включение небольших документов (скорее, их фрагментов) в основной текст. Такие документальные включения невелики по объему (до 1/3 страницы) и органично входят в учебный текст.

Вторая возможность - включение небольших фрагментов документов в учебник в виде «врезок» в основном текст. Такие фрагменты, выделяемые цветом, шрифтом или иными способами, связаны с основным текстом, но могут не соответствовать логике изложения основного содержания.

Третья возможность - документы включаются в параграф в качестве самостоятельного его компонента после основного учебного текста. Здесь источник представлен в большем объеме и сопровождается вопросами и заданиями к нему.

Четвертая возможность — создание «двухуровневого» учебника, в котором имеются параграфы, излагающие основное содержание курса, и повышенный уровень раскрытия темы каждого параграфа через включение в него нескольких документальных текстов.

Наконец, пятая возможность — создание специальных учебных пособий хрестоматийного типа.

Сборники познавательных и практических заданий. Одна из целей современного обществоведческого образования состоит в том, чтобы активно содействовать фор­мированию умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач. Задания направлены главным образом на применение полученных знаний. Их использование в учебном процессе является важнейшим фактором более глубокого понимания изученного материала, повышения оперативности знаний, осознания их практической ценности, приобретения учащимися опыта творческо-поисковой деятельности.

Практикум. Этот вид учебного пособия комплексно обеспечивает познавательную деятельность учащихся старших классов. Практикум включает в себя для каждой учебной темы и документы с вопросами к ним, и проблемные задачи, и практические задания, и темы рефератов и проектов. Предполагается, что, по крайней мере, школьники, изучающие профильный курс, учитывая особое значение в нем лабораторных и практических работ, будут постоянно, наряду с учебником, использовать практикум (подобно задачникам по математике при изучении алгебры и геометрии). Широкие возможности дает практикум и для изучения базового курса. Главное отличие практикума состоит в том, что он дает не простую совокупность заданий, а их систему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.