Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура научной теории и ее становление






Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функ­ций. В современной методологии науки выделяют следу­ющие основные элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, урав­нения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изуча­емых предметов (например, «абсолютно черное тело», «иде­альный газ» и т. п.).

3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, наце­ленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Сово­купность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответ­ствии с конкретными принципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основных части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содер­жательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории— один из источников ее совершенствования и развития.

Методологически важную роль в формировании теории играет идеализированный объект («идеальный тип»), пост­роение которого — необходимый этап создания любой те­ории, осуществляемый в специфических для разных обла­стей знания формах. Этот объект выступает не только как теоретическая модель определенного фрагмента реальнос­ти, но и содержит в себе конкретную программу исследо­вания, которая реализуется в построении теории.

Теория преследует две цели: 1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота). 2. Добиваться этого, взяв за ос­нову как можно меньше логически взаимно связанных ло­гических понятий и произвольно установленных соотно­шений между ними (основных законов и аксиом).

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и много­образие видов (типов) теорий, которые могут быть класси­фицированы по разным основаниям (критериям). В за­висимости от этого могут быть выделены теории: описа­тельные, математизированные, дедуктивные и индуктив­ные, фундаментальные и прикладные, формальные и со­держательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, хими­ческие, социологические, психологические и т. д.

А. Эйнтшейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большин­ство физических теорий, по его мнению, являются конст­руктивными, т. е. их задачей является построение карти­ны сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория газов). Исходным пунктом и основой фундамен­тальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, прин­ципы, из которых следуют математически сформулирован­ные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности). В фундаментальных теориях используется не синтетический, а аналитический метод. К достоинствам конструктивных теорий Эйнштейн отно­сил их законченность, гибкость и ясность. Достоинства­ми фундаментальных теорий он считал их логическое со­вершенство и надежность исходных положений.

Самое существенное требование к любой на­учной теории — теория должна соответствовать фактам... В конечном счете только опыт вынесет решающий приго­вор.

В этом своем выводе Эйнштейн вовсе не случайно использует выражение «в конечном счете». Дело в том, что, как разъяснял он сам, в процессе развития науки наши теории становятся все более и более абстрактны­ми, их связь с опытом (фактами, наблюдениями, экспе­риментами) становится все более сложной и опосредо­ванной, а путь от теории к наблюдениям становится длин­нее, тоньше и сложнее. Чтобы реализовать нашу посто­янную конечную цель — «все лучшее и лучшее понима­ние реальности», надо четко представлять себе следую­щее объективное обстоятельство. А именно, что «к логи­ческой цепи, связывающей теорию и наблюдение, при­бавляются новые звенья. Чтобы очистить путь, ведущий от теории к эксперименту, от ненужных и искусственных допущений, чтобы охватить все более обширную область фактов, мы должны делать цепь все длиннее и длиннее». При этом, добавляет Эйнштейн, чем проще и фундаментальнее становятся наши допущения, тем сложнее мате­матическое орудие нашего рассуждения.

В. Гейзенберг считал, что, научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-математическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определен­ной (всегда ограниченной) областью своего применения, целостностью и «окончательной завершенностью». Но наи­более сильный аргумент в пользу правильности теории — ее «многократное экспериментальное подтверждение». Таким образом, теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это не отдельные взятые достоверные на­учные положения, а их совокупность, целостная органи­ческая развивающаяся система. Объединение знания в те­орию производится прежде всего самим предметом иссле­дования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно — когда оно не просто опи­сывает определенную совокупность фактов, но и объясня­ет их, т. е. когда знание вскрывает причины и законо­мерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обо­снований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяс­нению как можно более широкого круга явлений, к не­прерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяется степенью обоснован­ности ее определяющего начала, отражающим фундамен­тальную закономерность данного предмета.

К числу основных функций теории можно отнести сле­дующие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явле­ния, его существенных характеристик, его происхождения и развития, и т. п.

3. Методологическая функция — на базе теории фор­мулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На ос­новании теоретических представлений о «наличном» со­стоянии известных явлений делаются выводы о существо­вании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной дей­ствительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем боль­ше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так на­зываемый «критерий относительной приемлемости», соглас­но Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т. е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и пред-сказательной силой; г) может быть более строго проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюде­ниями. Мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает кон­куренцию с другими теориями и в ходе естественного отбо­ра оказывается наиболее пригодной к выживанию.

Характеризуя науку, научное познание в целом, необ­ходимо выделить ее главную задачу, основную функцию — открытие законов изучаемой области действительнос­ти. Без установления законов действительности, без вы­ражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории.

Само понятие научности (о чем выше уже шла речь) предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений, определение многообразных условий практической применимости законов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.