Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные причины возникновения и развития нелегальных рынков теневой экономики в России




 

Среди условий возникновения и развития нелегальных рынков теневой экономики в России можно выделить следующие причины правового характера:

- наличие правового запрета на свободное обращение отдельных товаров (наркотические средства, вооружение и т.д.), реализацию определенных видов деятельности и услуг (производство оружия, наркосодержащих веществ и прекурсов, проституция, игорный бизнес и т.д.);

- наличие установленных законодательством барьеров для доступа на рынок (государственная монополия, лицензирование, возрастные ограничения для малолетних на рынке труда, авторские права, защита интеллектуальной собственности, патент, товарный знак);

- государственное регулирование цен (установление максимальных цен, ограничение рентабельности, установление фиксированного валютного курса на уровне ниже равновесного);

- принудительный характер налогообложения и иных обязательных выплат;

- недостаточность или неэффективность мер государственного контроля;

- коррупция в органах государственной власти и т.д.

Экономическое развитие страны за период 1999-2012 гг. характеризуется практическим удвоением ВВП (ежегодное увеличением ВВП в среднем составило примерно 6%), при этом доля теневого сектора вот уже на протяжении более 20 лет рыночных преобразований (с 1990 по 2012 годы), по оценкам специалистов МВД России, остается примерно одинаковой - примерно 40-50%. Указанные цифры свидетельствуют о том, что теневая экономика развивается темпами, сопоставимыми с темпами развития легальной экономики, а в отдельные периоды темпы роста теневого сектора даже обгоняли темпы роста ВВП. Кроме того, следует принимать во внимание тот факт, что большинство методик определения доли теневой экономики не учитывают такие теневые (латентные) процессы, феномены и явления, как

- коррупция;

- легализация доходов, полученных преступным путем;

- обезналичивание денежных средств, полученных преступным путем или с целью сокрытия доходов от налогообложения, незаконного перемещения денежных через границу, финансирования терроризма и экстремизма и т.д.

Отмеченные обстоятельства позволяют утверждать, что реальная оценка масштабов теневой экономики в значительной мере соотведствуюет оценкам специалистов МВД России и может составлять до 50% от ВВП страны и более.

Уровень смещения национальной экономики в теневой сектор является своеобразным индикатором развитости страны, определяя принадлежность страны по принятым мировым стандартам к группе развитых, развивающихся и неразвитых стран со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями и возможностями интеграции в мировую экономику и предсказуемости перспективы развития.[30]



В настоящее время теневой сектор национальной экономики более чем на 90% интегрирован в сферу «официальной экономики». Необходимо отметить, что данная интеграция направлена не на плавный выход теневой деятельности в «свет», а на расширение сфер функционирования теневой экономики и укрепление уже имеющихся позиций.

Фактор «подпольного» производства негативно сказывается на инновационном развитии экономики страны, так как, во-первых, снижается занятость среди граждан России за счет притока иностранной рабочей силы (в основном из стран ближнего зарубежья), а, во-вторых, происходит увод капитала не только в теневой сектор, но и за рубеж (как правило, в страны СНГ и ближнего зарубежья). Так, по данным Банка России, только в 2009 году физическими лицами было переведено из Российской Федерации в страны СНГ и ближнего зарубежья более 6 миллиардов долларов США (примерно 3% российского бюджета), а поступления из указанных регионов в пользу физических лиц, граждан Российской Федерации составили 1,2 млрд. долларов[31]. Кроме того, необходимо отметить, что данный процесс имеет тенденцию к дальнейшему увеличению объемов перечисляемых денежных средств. Данные об объемах в денежном выражении трансграничных операций приведены на Рис. 1.

Рис 1. Объемы трансграничных операций в 2008-2009 гг. (млрд. $)

 

К основным странам-получателям денежных средств из России в рассматриваемом периоде (конец нулевых годов) относились: Китай, Украина, Швейцария, Турция, Узбекистан, Таджикистан, Соединенное Королевство (доля каждой из них превышала 5%). В совокупности 7 основных стран-контрагентов обеспечили более 50% всех переводов денежных средств из России за рубеж (см. Рис 2.).



Рис. 2. Объемы переводов денежных средств физическими лицами из России по 10 основным странам контрагентам за 2009 год(млн. $)[32]

 

При этом, если рассматривать средние размеры одного перевода, то можно заключить, что основным направлением денежных переводов с максимальным размером указанной операции являются развитые страны Западной Европы (Великобритания и Швейцария). Однако общая сумма совершенных денежных переводов в указанные страны меньше, по крайней мере, не превышает общего объема средств, переведенных в страны СНГ и ближнего зарубежья.

Таким образом, можно заключить, что перечисления денежных средств в страны Западной Европы носят, скорее всего, инвестиционный характер, поскольку за одну операцию переводятся значительные суммы денег. Размеры одного денежного перевода в страны СНГ и ближнего зарубежья, как правило, невелики, но в силу их массовости они составляют значительную сумму в абсолютном выражении. Такая ситуация характерна при перечислении доходов от так называемой «челночной» торговли и прочей (строительной, разнорабочей и т.д.) деятельности нелегальных иммигрантов.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что теневой сектор экономики не только наносит значительный ущерб, но и является своеобразным «тормозом» для социально-экономического развития страны. Однако помимо явной угрозы потери части доходов государственного бюджета, которые могли бы использоваться как инвестиции в инновационное развитие легальной экономики, теневая экономика порождает так называемый скрытый ущерб, который проявляется в снижении экономического потенциала и системных сбоях в экономике государства.

Существующие оценки ущерба от функционирования теневого сектора в денежном выражении могут быть не полными, поскольку учитывают не все теневые процессы в экономике и, прежде всего, теневые финансовые процессы, а реальные объемы теневой экономики могут быть больше на 12-16 %, то есть на среднюю норму доходности от инвестиционной деятельности в России.

Следует отметить, что при исследовании влияния теневой экономики и теневых процессов на экономическое развитие страны особое внимание необходимо уделять именно влиянию теневого сектора экономики на потенциал ее развития.

Категория потенциала экономической системы была подробно исследована в трудах В.А. Агафонова, а также в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых. Так, например, в трудах Агафонова В.А. под термином «экономический потенциал народного хозяйства» понимается совокупная способность отраслей народного хозяйства производить промышленную, сельскохозяйственную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозить грузы, оказывать услуги населению и т.п.[33]

В российской экономической науке в настоящее время выделяются следующие составляющие негативного влияния теневой экономики на основные слагаемые потенциала российской экономики.

1. Производственный потенциал. Этот параметр определяется с помощью производственно-экономические характеристики ведущих отраслей экономики, включая предприятия производственной инфраструктуры (состояние ОПФ, инвестиционные процессы, выпуск продукции и услуг, основные финансово-экономические показатели деятельности, научно-технический уровень производства, гибкость производственных технологий, инновационная активность предприятий, показатели скорости адаптации к изменениям спроса потребителей или устойчивость по отношению к таким изменениям, уровень диверсифицированности производства, важнейшие характеристики предлагаемых инвестиционных проектов, и т.п.) основными из которых являются:

- экономическая эффективность;

- объем выпуска товаров;

- эффективность предлагаемых инвестиционных проектов.

Выше было описано негативное влияние теневой экономики на производственный потенциал в силу отвлечения в сферу теневых производственных отношений значительной части производственных ресурсов. Кроме этого, в условиях масштабного распространения теневой экономики происходит замедление темпов обновления основных производственных фондов, тормозится процесс освоения новых производственных технологий, поскольку теневое производство в силу его скрытости не может привлекать дополнительные легальные инвестиционные ресурсы. Таким образом, теневая экономика затормаживает научно-технический и технологический прогресс производственной деятельности, именно этим, в частности, можно объяснить высокий физический и моральный износ основных производственных фондов в национальной экономике.

2. Инвестиционный потенциал. Данный параметртесно связан с производственным потенциалом и во многом им же и обусловлен, поскольку производственный потенциал в значительной мере определяет и уровень возможных инвестиций. Однако выделение показателей инвестиционного потенциала в отдельную группу обусловлено наличием и других факторов помимо производственного потенциала, влияющих на объемы инвестирования.

К характеристикам и факторам, обусловливающим уровень инвестиционного потенциала относятся: законы, регулирующие инвестиционную деятельность; показатели, характеризующие динамику инвестиционных процессов, характеристики потенциальных объектов инвестирования; финансовые ресурсы региона; уровень поддержки инвестиционных процессов со стороны региональных органов управления и т.д. В большой степени на инвестиционный потенциал оказывает влияние и теневая экономика, поскольку легальная инвестиционная деятельность как отечественных, так и зарубежных инвесторов предполагает работу с легальной бухгалтерской и налоговой отчетностью.

Принимая во внимание тот факт, что теневая деятельность не находит своего отражения в официальной отчетности, можно сделать вывод, что отечественные и в особенности зарубежные инвесторы не стремятся осуществлять капитальные вложения в отрасли и производства, не имея достаточных сведений об их экономической деятельности. К тому же на пути инвестора встает дополнительный барьер в виде коррупции и необходимости несения ощутимых затрат на преодоление указанного барьера. Вследствие этого теневой сектор экономики оказывает прямое негативное воздействие на инвестиционный потенциал отечественной экономики, существенно снижая инвестиционную привлекательность национальной экономики.

3. Инновационный потенциал. Как уже отмечалось, инновационная деятельность характеризуется аналогично инвестиционным и производственным процессам, но применительно к новым продуктам и услугам. Негативное влияние теневой экономики проявляется в замедлении темпов научно-технического прогресса и снижении доли инновационных видов деятельности.

4. Социально-экономический потенциал.Влияние теневой экономики на социально-экономический потенциал (человеческий производственный ресурс) является двояким, поскольку участие граждан в теневых процессах способствует положительному изменению таких показателей как: совокупный объем реальных доходов населения, совокупный объем расходов населения, уровень жизни. Однако негативному влиянию со стороны теневого сектора подвержены такие показатели как: уровень образования, официальный уровень безработицы, показатели квалификационного и образовательного уровня. Поскольку именно образовательный уровень населения является определяющим фактором экономического роста в долгосрочной перспективе, можно утверждать, что теневая экономика способствует деградации национальной экономики, так как уровень образования трудоспособного населения определяет возможности национальной экономики к развитию.

5. Рыночная инфраструктура. Уровень развития рыночной инфраструктуры характеризуется в первую очередь объемом ее деятельности по обслуживанию реального сектора экономики в абсолютном выражении и по отношению к объему его деятельности. Поскольку теневая экономика, как и легальная нуждается в развитой инфраструктуре, а теневые процессы производства, распределения и реализации используют те же самые элементы рыночной инфраструктуры, что и легальная экономика, то явного (прямого) негативного влияние на рыночную инфраструктуру со стороны теневого сектора экономики не обнаруживается.

На основе изложенных результатов экономико-правового анализа теневой экономической деятельности и ее влияния на основные слагаемые потенциала российской экономики, можно сделать вывод, что негативное влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны в целом носит двойственный характер. Это обусловлено тем, что помимо явного ущерба от функционирования теневых и коррупционных процессов выраженного, как правило, в недоборе государством налоговых платежей и хищении бюджетных средств, существует и так называемое скрытое негативное влияние теневой экономики. Скрытый ущерб или скрытое негативное влияние теневой экономики находит свое отражение в снижении экономического потенциала государства и, как следствие, повышение потенциала развития теневой экономики. Опасность этого явления заключается в том, что результаты такого воздействия проявляются не сразу, что затрудняет эффективно организовывать и осуществлять противодействие указанным негативным процессам.

Кроме того, в условиях интенсивного развития теневой экономики значительно затрудняется переход от ресурсодобывающего к инновационному пути развития национальной экономики. Это обусловлено тем, что участники теневых процессов не заинтересованы в интенсивном развитии действующей экономической системы, поскольку это подразумевает снижение издержек, перераспределение денежных потоков, повышение прозрачности финансовой и бюджетной сфер. А экстенсивный путь развития, в свою очередь, обеспечивает необходимость постоянного наращивания объемов государственного финансирования по так называемым «утвержденным» направлениям. Указанные денежные средства в условиях современной структуры денежного обращения, путем применения различных теневых схем, выводятся из государственного оборота и переходят в теневой сектор. При этом, принимая во внимание масштабы коррупции в России, можно констатировать, что на сегодняшний день параметры национальной финансовой системы настроены таким образом, что бы с минимальными издержками обеспечивать перевод бюджетных средств в теневой сектор экономики.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал