Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика теневой экономики и экономическое развитие государства






 

Группа экономистов во главе с австрийским ученым, профессором Ф. Шнайдером, в начале нулевых годов текущего столетия опубликовала данные своих исследований в 76 странах мира по " теневому сектору". Понимая под этим термином скрытую некриминальную и незаконную криминальную деятельность, профессор Ф. Шнайдер отмечает, что в настоящее время " теневая экономика", являясь составной частью официальной, составляет около 40% от мирового ВВП. При этом в промышленно развитых странах " в тень" уходит в среднем 15% официального объема валового национального продукта, в развивающихся - около 33%. По объемам мировая " теневая экономика" сопоставима с официальной экономикой США. Ученые свидетельствуют, что в промышленно развитых странах " в тени" находится в среднем 20% официального объема валового национального продукта, в развивающихся - около 30%. Лидирующее положение занимает Нигерия, где " в тени" около 80% капитала; далее следуют Таиланд и Египет, примерно 70% ВНП. В Нигерии процветают финансовые мошенники, в Таиланде - проституция и наркотики; египтяне практически не платят налоги от доходов с туристического бизнеса. Следующая группа стран - Филиппины и Мексика.

Наряду с этим представляется важным отметить, что, по данным международных специализированных организаций, " теневая" составляющая мировой экономики динамична, темпы ее развития в некоторых государствах обгоняют официальный рост ВВП. Например, в Германии они выше в 2, 5 раза; интенсивно растут в Италии, Испании и скандинавских странах; значительный размах приобрели в Албании (до 90% от официального ВВП) и других балканских странах, где средний уровень специалистами оценивается в 50-60 процентов. На уровне аналогичных значений этот показатель в среднем по государствам на территории бывшего СССР; равный 70% характерен для стран третьего мира (Нигерия, Таиланд, Боливия, Египет); в среднем 25-30% составляет по Италии, Испании, Греции; 20% - в Германии, Франции и Канаде. Наименьший объем " теневой экономики" отмечается в Австрии и Швейцарии - до 10 %. В Италии в теневом секторе занято от 30 до 48% работающего населения; в Германии в период с 1974 по 1998 годы в " теневую" сферу было вовлечено от 8 до 12% трудоспособного населения, а в 1998 году этот показатель возрос до 22%. Что касается России, " несмотря на невысокий в сравнении с США, Австрией, Данией, Швецией и Швейцарией уровень налогообложения", наша экономика значительно превосходит эти страны по размерам теневой составляющей " в силу глубокой несовместимости современной экономики с институциональной средой..., с шизофреническими масштабами и характером лицензирования, прямым государственным рэкетом, вмешательством репрессивных органов в деятельность экономических субъектов, коррумпированностью власти и ее верхушки в первую очередь" [15].

В российской экономике после системного экономического кризиса 1998 года наряду с позитивными тенденциями имеют место и существенные негативные явления, например, снижение реальных доходов населения; нестабильность кредитно-экономической системы государства; криминализация экономики, особенно ее внешнеэкономической составляющей; вывоз капитала за рубеж. Два последних прямо связаны с " теневиками", представляют реальную угрозу экономической и в целом национальной безопасности. Ученые все чаще негативно оценивают реальное состояние нашей экономики, которое, по их мнению, напоминает латиноамериканскую модель, где " речь идет о наличии одного мощного финансового или связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; о формировании узкого слоя сверхбогатой элиты... из лиц, имеющих доступ к указанному источнику... вследствие этих причин и выявляется особая, социальная роль " теневой экономики". Эксперты Госкомстата России, утверждая, что " конкретной цифры назвать невозможно", т.к. сущность теневой экономики заключается прежде всего в ее " невидимости", определяют долю " теневого сектора" в 27% от ВВП. Сообщается, например, что в странах с развитой рыночной экономикой доля нелегального сектора в ВВП обыкновенно оценивается в 5-10%, в настоящее время в России - в 23%, что сопоставимо со странами Латинской Америки, где показатели держатся в рамках 60-65 %; " специалисты МВД называют цифры свыше 45-50% от ВВП"; по данным Генпрокуратуры России, около 60% предприятий контролируется криминальными структурами; а в целом " теневая экономика достигла фантастических масштабов - от 90 до 110 млрд долл." и " теневой капитал в России набрал критическую массу". Центр " Модернизация" 24 приводит данные о том, что в Российской Федерации количество лиц, имеющих " неучтенную вторую работу", достигает 21 млн человек, или 27% трудоспособного населения страны. Анализ материалов по указанной тематике свидетельствует, что 100% предпринимателей используют сокрытие капиталов в тень, при этом около трети - " уводят в эту сферу" более 50% прибыли; " минимум 25% доходов население получает в скрытой форме"; в целом " перешло в теневую сферу" от 40 до 50% экономики.

В настоящее время существенных сдвигов или изменеий в данной области не произошло.

По оценкам Минфина России в 2013 году уровень теневого сектора национальной экономики составляет 15-20%: «по словам министра финансов А. Силуанова - «Если теневой сектор у нас где-то 15-20% от экономики, а ВВП у нас где-то 60 трлн руб., то 15% - это 9 трлн», - это он сказал, отвечая на вопрос о размере недополученных налогов в бюджет. Совокупная налоговая нагрузка на экономику России, по словам министра, составляет 35%. Таким образом, бюджет Российской Федерации недобирает около 3 трлн руб. налогов из-за ухода бизнеса в тень. При этом по НДФЛ, который поступает не в федеральный, а в региональные бюджеты, недобор оценивается министром примерно в 2 трлн руб.» [16]В интервью министра экономического развития А. Белоусова в 2013 г., в ответах на вопросы также отмечалось, «что в случае выхода малого бизнеса из тени его доля в ВВП России составит 40-50% против нынешних 19%. Порядка 18 млн человек работают в теневом секторе, считают в министерстве. Если создать условия для выхода из тени малых предприятий, то можно увеличить долю малого бизнеса в ВВП до указанной величины, что соответствует уровню развитых стран, добавил А. Белоусов»[17].

«Тем временем аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика Российской Федерации оценивается в 46% от ВВП ежегодно. В течение 1994-2011гг. из России незаконно утекло 211, 5 млрд долл. в виде взяток, скрытых от налогов доходов и средств, заработанных на торговле наркотиками, оружием и людьми»[18].

Сходные оценки уровня теневой составляющей национальной экономики (40-50% от ВВП) дают и специалисты МВД России, делая акцент на том, что отличия между оценками Минфина России, Минэкономразвития России, с одной стороны, и МВД России, с другой стороны, обусловлены наличием криминальной составляющей в теневом секторе национальной экономики, объемы которой в МВД России оцениваются по результатам оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений экономической направленности[19].

Иными словами можно говорить, что в настоящее уровень теневой экономики в стране, с учетом в ее составе криминальной составляющей оценивается величиной, примерно равной 40-50 % или

. (1)

При этом уровень криминальной составляющей в теневом секторе национальной экономики можно с определенной степенью точности оценивать по разнице между оценками МВД России и оценками Минфина России по формуле 2:

, (2)

или (3)

где: - уровень криминальной составляющей в теневом секторе национальной экономики;

- оценка МВД России уровня теневого сектора национальной экономики, учитывающая криминальную составляющую;

- оценка Минфин России уровня теневого сектора национальной экономики;

- среднее значение оценки МВД России уровня теневого сектора национальной экономики, учитывающей криминальную составляющую:

, (4)

где: - максимальное значение оценки МВД России уровня теневого сектора национальной экономики, учитывающей криминальную составляющую;

- минимальное значение оценки МВД России уровня теневого сектора национальной экономики, учитывающей криминальную составляющую.

Величина порогового значения уровня криминальной составляющей в теневом секторе национальной экономики () может определяться на основе рассуждений, аналогичных при определении порогового значения уровня теневой составляющей в национальной экономике:

. (5)

При этом можно говорить, что если уровень криминальной составляющей в теневом секторе национальной экономики превышает пороговое значение, то теневая экономика фактически находится под контролем преступности экономической направленности, что при определенных условиях, т.е., когда индикатор уровня теневого сектора национальной экономикой активирован, будет представлять криминальную угрозу экономической безопасности страны.

Если оценивать состояния экономической безопасности России по индикатору уровня теневого сектора на основе сопоставления текущего значения уровня теневого сектора национальной экономики (формула 4) и его порогового значения (формула 3), то можно заключить, что состояние индикатора уровня теневой экономики не является «активированным», то есть индикатор не «сигнализирует», что экономическая безопасность страны по показателю уровень теневой экономики не находится за «красной чертой», в зоне опасного состояния, при котором экономика страны перестает в полной мере удовлетворять требованиям управляемости со стороны государства. При этом следует отметить, что по данному показателю состояние экономической безопасности страны находится в непосредственной близости от «красной черты» - в непосредственной близости от опасного состояния, а соответствующий индикатор находится в «предактивированном» состоянии.

Если оценивать состояния экономической безопасности России по индикатору уровня криминальной составляющей теневого сектора национальной экономики на основе сопоставления текущего значения показателя уровня последней и его порогового значения, то можно заключить, что состояние рассматриваемого индикатора является «активированным», то есть индикатор сигнализирует, что экономическая безопасность страны по показателю уровень криминальной составляющей теневого сектора национальной экономики находится за «красной чертой», в зоне опасного состояния, при котором теневой сектор национальной экономики в значительной мере является криминализированным и фактически находится под контролем его криминальной составляющей или, в терминах теории управления экономическими системами, является управляемым со стороны криминальной составляющей. При этом, учитывая «предактивированное» состояние индикатора уровня теневого сектора национальной экономики можно говорить, что криминальная угроза экономической безопасности страны, имеющая экономическую природу, близка к активации и может представлять реальную опасность для России.

Об абсолютных значениях масштабов криминальной составляющей национальной экономики можно судить на основе данных о потерях национальной экономики от криминальной деятельности, которые вносят основной вклад в общие потери национальной экономики от совокупной теневой финансово-хозяйственной деятельности.

В частности, по оценкам специалистов органов внутренних дел, общие потери денежных средств в результате хищения бюджетных средств и средств хозяйствующих субъектов различного уровня, потери от сокрытия средств и ухода от налогов, незаконного перемещения их через границу (прежде всего, за рубеж) могут быть соизмеримы с бюджетом страны[20], при этом как уже отмечалось выше, только «бюджет Российской Федерации недобирает около 3 трлн. руб. налогов из-за ухода бизнеса «в тень» [21].

По данным МВД России в 2013 году:

- материальный ущерб от преступлений экономической направленности (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 229, 9 млрд руб, из которых 210, 0 млрд руб - по преступлениям, выявленным сотрудниками органов внутренних дел;

- возмещенный ущерб от деятельности преступности экономической направленности (в счет погашения ущерба наложен арест на имущество, добровольно погашено и изъято предметов, имеющих отношение к переступной деятельности) в рассматриваемом периоде составил 80, 6 млрд. руб.[22]

При этом следует отметить, что за последние четыре года число выявляемых преступлений экономической направленности неуклонно падает (рис. 1)[23].

Рис. 1. Динамика преступности в экономике.

 

Вклад (удельный вес) органов внутренних дел в общем объеме результатов указанной деятельности всех правоохранительных органов страны составил 91, 3%. Если оценивать эффективность деятельности органов внутренних дел по показателям раскрытия и расследования преступлений экономической направленности. как основного участника этой деятельности среди правоохранительных органов страны, а именно по показателям выявленного и возмещенного ущерба от этих преступлений только относительно недобора налогов (около 3 трлн руб.) в бюджет Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень (формулы 6, 7)

(6)

где: - эффективность деятельности ОВД, определяемая по уровню возмещенного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень;

- выявленный ущерб от преступлений экономической направленности;

- потери (недобор налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень,

(7)

где: - эффективность деятельности ОВД, определяемая по уровню выявленного ущерба от преступлений экономической направленности относительно потерь (недобора налогов) бюджета Российской Федерации из-за ухода бизнеса в тень;

- возмещенный ущерб от преступлений экономической направленности,

то эти показатели будут составлять:

; (8)

или не более 8% и не более 3% соответственно. Аналогичные показатели уровней выявленного и возмещенного ущерба от деятельности преступности экономической направленности относительно масштабов общих потерь национальной экономики от деятельности этой преступности будут значительно (в 3-4 и более раз) меньше.

Давая общую характеристику основным процессам жизнедеятельности страны, можно заключить, что криминальные процессы в сфере национальной экономики являются динамичными и крайне негативно сказываются на национальной безопасности России в целом. Угрожающее состояние развития теневой и криминальной деятельности в российской экономике и низкий уровень противодействия этим негативным явлениям обусловливает острую необходимость и актуальность:

· выработки новых эффективных подходов к решению задач противодействия криминальным угрозам безопасности экономики страны с использованием сил и средств органов внутренних дел;

повышения уровня интеллектуализации деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности страны, совершенствования управления и развития их интеллектуальных ресурсов, как ключевого фактора интенсификации и повышения эффективности правоохранительной деятельности


ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ИСТОЧНИКА РИСКОВ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

План

2.1. Определение понятия теневая экономика.

2.2. Структура теневой экономики

2.3. Классификация (типизация) теневой экономики

 

2.1. Определение понятия «теневая экономика»

 

Понятие «теневая экономика» является сложной системообразующей категорией, что обусловлено ее отображением в виде сложной лингвистической конструкции типа «прилагательное (теневая) + существительное (экономика» и системообразующим (экономика) характером существительного в этой конструкции как базового элемента.

Исходя из рассмотренного на предыдущей лекции сложного смыслового содержания категории «экономика», понятие «теневая экономика» также объединяет в себе следующие четыре смысловых содержания:

1. Теневая экономика, как взаимоувязанная совокупность умышленно или неумышленно скрываемых или объективно сокрытых от заинтересованных органов государственной власти общественных отношений по поводу производства, распределения, перераспределения и потребления материальных и нематериальных (услуг) благ (классическая экономика) – отражает социальное содержание категории.

Поскольку в основе специализации по профилю Вашей подготовки является правоохранительная деятельность, то, объективно, для нас наибольший интерес будут представлять умышленно скрываемые, в своей основе противоправные, осуществляемые под угрозой административного или уголовного наказания экономические отношения. Данное пояснение отражает юридической содержание данной стороны рассматриваемой категории.

2. Теневая экономика, как умышленно или неумышленно скрываемая или объективно сокрытая от заинтересованных органов государственной власти деятельность субъектов по управлению формально или не формально имеющим к ним отношение хозяйством или финансово-хозяйственной деятельностью - отражает кибернетическое содержание категории.

По вышеупомянутой причине, для нас наибольший интерес будут представлять умышленно скрываемая деятельность субъектов по управлению формально или не формально имеющим к ним отношение хозяйством или хозяйственной деятельностью, опять же, деятельность в своей основе противоправная, совершаемая под угрозой административного или уголовного наказания. Данное пояснение также отражает юридической содержание описываемой стороны рассматриваемой категории.

3. Теневая экономика, как умышленно или неумышленно скрываемое или объективно сокрытое от заинтересованных органов государственной власти хозяйство или финансово-хозяйственная деятельность, опять же, противоправно скрываемое хозяйство и финансово-хозяйственная деятельность, то есть, сокрытие хозяйства или осуществление финансово-хозяйственной деятельности, совершаемые под угрозой административного или уголовного наказания (экономико-правовое и материальное содержание категории).

4. И, наконец, теневая экономика, как наука или отрасль знаний о теневой экономической деятельности, производство знаний в рамках которых осуществляется противоправно, под угрозой административного или уголовного наказания и в интересах совершения противоправных деяний, по которым предусмотрена административная или уголовная ответственность (экономико-правовое и научное содержание категории).

В отечественных экономических, общественных (социологических) и юридических науках практикуются и иные подходы к определению понятия «теневая экономика».

Так, например, комплексный подход к определению понятия «теневая экономика» подразумевает следующую дефиницию: теневая экономика представляет собой объективно существующую и постоянно воспроизводящуюся подсистему хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т.е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим закону, деловой этике, правилам игры между бизнесом и властью, морально-нравственным нормам общества.

Данная дефиниция дополняет и углубляет понимание феномена «теневая экономика» и также вписывается в рамки вышеизложенного системного подхода.

Здесь целесообразно дать некоторые пояснения, что же такое системный подход. Системный подход – это универсальная методологическая основа проведения каких-либо исследований, в фундаменте которой лежит положение или принцип всестороннего рассмотрения объектов (как материальных, так и нематериальных), процессов и явлений в их взаимосвязи с внешним миром, а также в их сложном, структурированном, многоуровневом взаимосвязанном представлении внутреннего содержания.

Постараемся обобщить основные теоретические положения, которые в совокупности формируют определение теневой экономики и раскрывают ее социально-экономическое содержание.

1. Теневая экономикаобъективно существующая и постоянно воспроизводящаяся, интегрированная в общую экономику подсистема экономических отношений, хозяйства, финансово-хозяйственной деятельности и управления этой деятельностью. Элементы теневой экономики возникли с появлением товарно-денежных отношений, т.е. с переходом от натурального хозяйства к рыночному. История рыночных отношений является убедительным доказательством того, что идеальной экономики(как и совершенной конкуренции) никогда не было и быть не может. В современном мире нет ни одной страны, где в больших или меньших масштабах не существовала бы теневая экономика. Процесс глобализации социально-экономических отношений охватил и теневую экономику, превратив ее в одну из глобальных мировых проблем.

2. Причины существования теневой экономики разнообразны и могут быть сгруппированы следующим образом:

• естественные (антропологические), связанные с двойственной природой человека;

• экономические, порождаемые противоречиями рыночного хозяйства;

• социальные, обусловленные социальной структурой общества (положением различных групп населения и социальной политикой государства);

• правовые, обусловленные существующей правовой основой рыночного хозяйства;

• социокультурные, связанные с историческим прошлым, национальными традициями, этической основой предпринимательства;

• политические, связанные с государственной политикой, способностью государства эффективно воздействовать на теневую экономику.

По своему характеру причины теневой экономики могут быть объективными и субъективными, связанными с непродуманными действиями государственной власти. Основные причины теневой экономики могут быть также универсальными (характерными для всех моделей рыночной экономики) и специфическими (раскрывающими особенности теневой экономики на уровне конкретной страны или региона).

3. Теневая экономика присутствует во всех сферах экономической деятельности (производство, распределение, перераспаределение потребление). Она не образует некоего замкнутого сектора, ее границы изменчивы и подвижны. Нет абсолютного разделения: теневая экономика — по одну сторону, легальная — по другую. Есть единый хозяйственный процесс с теневой составляющей.

4. Теневая экономика имеет внутреннюю структуру (типы и разновидности). Субъекты теневой экономики достигают экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, нарушая законы, деловую этику и морально-нравственные нормы. При этом непосредственные мотивы теневой деятельности могут быть весьма различными: они могут быть продиктованы жаждой личной наживы или необходимостью выживания в неблагоприятной социально-экономической среде. Различные мотивы теневой деятельности обусловливают разнообразие структуры теневой экономики и позволяют выделить ее различные типы и разновидности:

• основные типы теневой экономики: 1) криминальная экономика и 2) вынужденная внелегальная экономика.

• разновидности криминальной экономики: 1) традиционный криминальный бизнес и 2) преступная экономическая деятельность госчиновников и олигархов.

• разновидности вынужденной внелегальной экономики: 1) «серая» экономика малого и среднего бизнеса и 2) теневые операции самозанятых и домашних хозяйств.

5. Теневая экономика — объект государственного и общественного воздействия. Теневая хозяйственная деятельность существует в любой модели рыночной экономики, однако ее масштабы существенно различаются. Гипертрофированные масштабы теневого сектора деформируют всю систему рыночного хозяйства, уменьшая ее эффективность. За свою многовековую историю теневая экономика всегда была объектом определенного воздействия со стороны общества на основе обычаев, религиозных норм, государственного законодательства. Решающим фактором недопущения гипертрофии масштабов теневой экономики сегодня является государство.

Основными средствами, в совокупности образующими механизм государственного воздействия на теневую экономику, являются:

• государственная стратегия социально-экономического развития страны;

• хозяйственное законодательство;

• социальная политика;

• отношения с бизнесом;

• карательные средства и средства принуждения;

• воспитательные средства;

• сотрудничество с институтами гражданского общества;

• сотрудничество с международными организациями.

В силу различной природы секторов теневой экономики государственное воздействие на нее должно осуществляться дифференцированно. Вынужденная внелегальная экономика должна подвергаться в основном косвенному воздействию через создание благоприятной рыночной среды, а криминальная — преимущественно воздействию прямыми административными методами государственного принуждения.

Относя " теневую экономику" к " ключевым экономическим терминам", с точки зрения теоретической концепции и принципов и практического применения краткий " Бизнес-словарь" Коллинза характеризует " теневую экономику" ( black economy ) в качестве " экономической деятельности, не учитываемой в исчислении национального дохода либо потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна. Незаконная деятельность - это не то же самое, что внерыночная деятельность. Незаконная рыночная деятельность может быть вполне эффективной в рамках обычной ценовой системы, основанной на игре спроса и предложения. Примеры тому: продажа и покупка наркотиков на улице или алкоголя в 1920-е годы в США или продуктов в Великобритании во время Второй мировой войны в период действия системы рационирования. Внерыночная деятельность не связана с ценой, определяемой взаимодействием спроса и предложения. Часть внерыночной деятельности может предприниматься из альтруистических соображений, например, услуги, оказываемые домохозяйкой своей семье, или работа добровольных участников благотворительных организаций. Другая часть внерыночной деятельности осуществляется на основе бартера. Например, некий механик обслуживает автомобиль некоего электрика, который, в свою очередь, делает электропроводку в доме механика. Деньги не переходят из рук в руки, и деятельность не учитывается. Чаще всего понятие теневой экономики ассоциируется с той незаконной ситуацией, когда люди работают, не указывая своих доходов".

Отмечая разнообразие подходов к определению исследуемого понятия в российской и зарубежной литературе, например, английской, где такая экономика называется " неофициальной", " подпольной", " скрытой"; во французской - " подземной", " неформальной"; в итальянской - " тайной", " подпольной"; наконец, в немецкой - " теневой", В.К.Сенчагов останавливается на следующем определении: " Теневая" составляющая экономики - это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, то есть находится вне рамок правового поля ".

Некоторые ученые под " теневой экономикой" (англ, shady business) понимают:

1) экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые невооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения в корыстных, личных или групповых интересах. Теневая экономика включает: криминальную, запретную, противозаконную; скрытую, укрываемую в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей;

2) совокупность как противоправных, так и не запрещенных законом отношений между людьми и субъектами хозяйствования по поводу производства, обмена и присвоения продуктов производства в корыстных целях. Не признает общеустановленного порядка, регламентирующего получение доходов, лишает государство права участвовать в их распределении. К сфере " теневой" экономики отнесены:

а) приписки в отчетности, касающиеся непроизведенной продукции или невыполненных работ;

б) подпольные цеха и заводы;

в) спекуляция контрабандными товарами;

г) обман покупателей в магазинах (пересортица, обмер, обвес);

д) наркобизнес;

е) самогоноварение;

ж) теневой рынок платных услуг;

з) бестоварные операции; и) теневой экспорт.

Здесь же дается определение " латентной экономики " как разновидности теневой экономики, имеющей ярко выраженный криминальный характер. Значительную часть латентной экономики составляет скрытая хозяйственная деятельность, запрещенная законом, в том числе связанная с нарушением правил валютных и таможенных операций, взяточничеством, приписками, кражами, обманом покупателей, вымогательством. " Экономика фиктивная " - действующее хозяйство, предприятие, продуцирующее фиктивные результаты, отражаемые в действующей системе учета и отчетности как реальные.

Энциклопедический словарь дает следующее определение" теневой экономики": "...термин, обозначающий все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП".

Большой юридический словарь под " теневой экономикой" подразумевает " экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются государственной статистикой. Это невидимые со стороны процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей. Теневая экономика включает: криминогенную, запретную, противозаконную; скрытую, проводимую в целях избежания налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам; неформальную, не подлежащую учету в связи с ее индивидуальностью, личным или семейным характером, отсутствием измерителей".

По мнению доктора юридических наук В.И. Волковского, данный термин означает экономику, где бухгалтерией не фиксируются оборотные средства; " продукция учитывается не полностью" официальной отчетностью; применяются фиктивные контракты; предпринимательская деятельность не подлежит налогообложению, таким образом позволяя создавать теневые капиталы, " пускаемые затем в оборот " и т.д.

Профессор кафедры экономики и финансов Академии налоговой полиции А.В. Шестаков дает определение " теневой экономике" как " не контролируемому обществом сектору общественного воспроизводства в ходе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей, скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами по использованию государственной, негосударственной и криминально нажитой собственности в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбыли) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны ". При этом " предприниматели теневой экономики пользуются в своей деятельности " услугами" государства, его материально-вещественными факторами, рабочей силой, не вступая в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования".

Мнение ряда ученых таково, что, начиная с середины 60-х годов, синонимом " теневой" служила " параллельная", " фиктивная" экономика, где экономисты и социологи выделяли различные секторы или структуры:

· криминальный,

· фиктивный,

· неформальный,

· нелегализованный и др.;

Вывод о содержании теневой экономики был и остается весьма приблизительным, выделенные элементы не являются строго изолированными друг от друга, границы между ними размыты, перекачка ресурсов из одного сектора теневой экономики в другой является обычным делом, непреступные методы трансформируются в преступные.

Существуют также и различные отраслевой подходы к определению понятия теневой экономики.

Так, разработка проблем теневой экономики в нашей стране началась в 1980-е гг. Однако и сегодня еще приходится сталкиваться с нечеткостью в определении самого понятия «теневая экономика»: нередко через запятую используются такие термины, как неофициальная, неформальная, внеправовая, параллельная, фиктивная, серая, подпольная, вторичная, криминальная, нелегальная, теневая экономика. При этом варианты определения понятия формируются на основе использования разных критериев. Среди них: степень легальности, характер результатов экономической деятельности, социально-нормативные характеристики поведения субъектов хозяйствования, отношение к официальной экономике, а также критерий соблюдения хозяйствующими субъектами действующих правовых норм и критерий не контролируемости (главным образом неучтенное официальной статистикой) хозяйственной деятельности со стороны государства.

Наибольшее распространение получили три подхода к определению понятия «теневая экономика»:

- юридический, трактующий теневую экономику как совокупность запрещенных законом видов деятельности;

В 1980 г. академик Т.И.Заславская заявила о недопустимости игнорировать теневую экономику, поскольку «результаты ее скрытого функционирования снижают действенность планового регулирования, и потребления. Происходит скрытое перераспределение доходов между социальными группами, подчас наносящее заметный ущерб общегосударственным интересам» (ЭКО, 1980, №3, с.30). Аналогичный вывод был сделан и Т.И.Корягияой при разработке проблем теневой экономики в НИЭИ при Госплане СССР в конце)980-х гг. (Корягина Т. Теневая экономика в СССР: анализ, оценки, прогнозы, шросы экономики, 1990, №3), а также в серии статей, опубликованных в этот период О.В.Осипенко. А.Н.Шохиным, С. Д. Голов ни ным, А.А.Сергеевым, К.А.Улыбиным, Г.К.Синоловым, Ю.Г.Козловым, I.Крыловым и другими. Иной подход к оценке теневой экономики практикуют экономисты. Для них основным признаком теневой экономики является неучтенность хозяйственной деятельности по тем иным причинам.

Очевидно, что неучтенность деятельности может быть либо преднамеренной, либо являться следствием объективных трудностей статистического учета. Объективные трудности возникают, например, при оценке масштабов некорпорированного производства, в частности, натурального хозяйства, услуг, предоставляемых гражданами друг другу, а также в ряде других случаев. Преднамеренное желание субъектов хозяйствования сокрыть свою деятельность от государственного наблюдения может быть следствием либо боязни силового прекращения их деятельности со стороны государства, либо намерения избежать выплат государству части дохода от ее ведения (в форме налогов, акцизов, таможенных пошлин и т.п.).

Таким образом, если за основу определения теневой экономики мы берем критерий неконтролируемости, ненаблюдаемости деятельности, то вся теневая экономика распадается на три сегмента - неофициальный, неформальный и криминальный. В рамках неофициальноеэкономики осуществляется законная некорпорированная деятельность по производству товаров и услуг (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах, помощь соседям и самозанятость), не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению.

Неформальный сегмент теневой экономики охватывает любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую ее субъектами от государства и муниципальных органов с целью минимизации издержек за счет уклонения от налогообложения, социальных взносов или выполнения предписаний по охране труда, выполнения санитарных и других норм.

Криминальный сегмент теневой экономики включает в себя любую экономическую деятельность, сознательно укрываемую от государства с целью избежать насильственного ее прекращения государственными силовыми структурами. Речь идет о производстве тех видов товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством. В России - это проституция, торговля оружием, производство наркотиков и

торговля ими, запрещенные азартные игры, контрабанда и т.д. Причиной сокрытия действий во избежание их силового прекращения может стать и использование актива, которым субъект действия распоряжается незаконно, с нарушением установленного государством порядка изменения правомочий собственности, я действие и его результаты сами по себе не относятся к категории запрещенных государством.

Очевидно, что при использовании критерия неконтролируемости ненаблюдаемости теневая экономика объединяет в се-принципиально разные явления, например, ремонтами квартиры самой семьи, уклонение от налогов и производство наркотиков. Естественно, что каждый из сегментов теневой экономики в таком случае имеет свои причины существования, особенности и последствия развития в современной России. Следует признать, что значительная часть видов деятельности, осуществляемых в рамках теневой экономики, не только не несет угрозы обществу, но и является общественно полезной.

Существует ряд моментов, не учитываемых сегодня при оценке истинных масштабов теневой экономики в России, признание которых потребовало бы серьезного изменения концепции теневой экономики, используемой российской официальной статистикой и экономическими структурами государственного управления.

Так, при определении границ и, следовательно, масштабов теневой экономики имеет место сужение ее до непосредственного производства теневой части валового внутреннего продукта. Вместе с тем значительное число исследователей, занимающихся проблемами теневой экономики, осознают явную недостаточность такого подхода. Очевидно, например, что отмывание денег, бегство капитала и т.п. являются элементами теневой деятельности, но они не соответствуют двум требованиям, сформулированным в СНС ООН 1993 г., не имеют связи со счетом «Производство» и не отвечают принципу взаимной договоренности.

Авторы данного доклада уже в конце 1990-х гг. в своих работах расширяли границы производства до включения в них любого вида экономической деятельности. Целесообразность такого расширения признана и «Руководством по определению СНС 2002 г.», в котором выделены две категории - общая граница сферы производства и граница сферы производства для СНС. Вторая категория является более узкой по сравнению с общими границами сферы производства. Однако в «Руководстве» не говорится, в каких случаях, в какой ситуации необходимо использовать каждую их двух категорий границ производства. Из общего содержания «Руководства» можно предположить, что вторая граница относится к счету «Производства», а первая ко всем другим счетам.

Очевидно, что теневая экономика, как всякая другая, охватывает все стадии воспроизводства. На каждой стадии воспроизводства формируются свои теневые доходы, причем их объем возрастает по мере перехода от одной стадии к другой. Так, если на стадии производства создается только теневой продукт, то на стадии образования доходов создаются теневая прибыль, скрытая оплата труда, а также недополученные налоги по неденежным формам расчетов. На стадии распределения доходов к первым двум добавляются теневые финансовые потоки, образующиеся в результате перераспределительных процессов.

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться, касается временного горизонта анализа теневой экономики. Более или менее полный анализ в принципе не должен ограничиваться результатами одного года (отчетного периода). Необходимо различать:

• первичные теневые доходы;

• доходы, образуемые в результате распределения теневого ВВП между секторами экономики; теневые доходы, которые являются продуктом прошедшею периода времени и которые в исследуемом периоде пополняют чьи-то карманы путем смены собственника; теневые доходы, ставшие инвестициями в обеспечении нового витка воспроизводства теневого (или не теневого) ВВП

Признание перечисленных моментов, не учитываемых сегодня официальными экономическими и статистическими службами России, руководствующимися в своей деятельности принятой в Организации Объединенных Наций Системой Национальных Счетов 2008 года (СНС ООН 2008), предопределяет целесообразность совершенствования методологии анализа теневой экономики. В качестве одного из таких направлений можно предложить переход от категории «теневая экономика» к категории «теневая экономическая деятельность». Различия между ними сводятся к следующим моментам.

1. Теневая экономика в соответствии с концепцией СНС ООН '93 содержит практически только скрытое (неформальное) и некорпорированное производство, отражаемое в счете производства. Все другие теневые процессы, развивающиеся на стадиях распределения и перераспределения доходов, не учитываются. Руководствуясь этими положениями, Госкомстат России при расчете полного валового внутреннего продукта страны, т.е. с учетом объемов теневой экономики, включает в него лишь законную деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах, ими же потребленных, не подлежащую официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах), и законную деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается либо осуществляется без соответствующих лицензий. Из поля зрения Госкомстата России при оценке масштабов теневой экономики полностью выпадает запрещенная законом экономическая деятельность, доходы, образующиеся на стадиях распределения и перераспределения Доходе Российско-европейского центра экономической политики.

2. Теневая деятельность — это составная часть общественного воспроизводства, охватывающая все стадии движения стоимости — процесс производства, образования и использования доходов.

3. Концепция теневой экономической деятельности включает в себя совокупность операций, порождающих материальные и финансовые потоки, противоречащие требованиям учета, налогообложения и действующего законодательства. Такой подход позволяет учесть теневые потоки, формирующиеся на всех стадиях движения стоимости.

Таким образом, под теневой экономической деятельностью следует понимать совокупность экономических операций, не выявляемых открытыми проверочными методами и формирующих материальные и финансовые потоки, не соответствующие требованиям законодательства, налогообложения или учета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.