Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы к изучению конфликтов за рубежом.






1. Психоаналитический (З.Фрейд) – биологическая трактовка конфликта как противоречия между природными инстинктами человека и возможностью их разрешения.

психоаналитическая модель человеческой психики. Прежде всего, личность с точки зрения психоанализа обусловлена своей биологической природой, и в первую очередь тем, что психическая жизнь человека определяется первичными влечениями, которые амбивалентны и, соответственно, конфликтны друг другу. Психоанализ выделяет два влечения: сексуальное, влечение к жизни, и влечение к смерти, стремление к разрушению. В первые годы ребенок должен разрешить самый сложный конфликт в своей жизни - Эдипов комплекс, складывающийся из его амбивалентных желаний быть пассивным и, одновременно, активным по отношению к своим родителям.

2. Экзистенциональный. Согласно этому подходу источником конфликта выступает человек, у которого нарушены связи не только с окружающим миром, другими людьми, но и с самим собой.

3. Социотропный. В соответствии с ним конфликты в обществе неизбежны, так как людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения и т.п. Проявление этих инстинктов зачастую приводит к конфликтам.

4. Динамический, согласно которому основой конфликта является нарушение определенного равновесия между индивидуумом и средой.

Психологический настрой личности представлен, с одной стороны, практически неосознанным чувственным фоном, что соответствует невербальному психологическому поведению, а с иной умонастроением, немного осознанным переживанием,

  1. Социометрический определяется состоянием эмоциональных отношений между людьми и может быть разрешен путем их соответствующих перестановок. (Социометрия – исследование межличностных отношений в коллективе). Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

 

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы

  1. Интеракционистский. В соответствии с ним основные причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия, в ходе которого в отношениях «индивид-среда» человек испытывает внутреннюю дисгармонию, неудобство, дискомфорт. Стремясь их устранить, он совершает определенные действия, чтобы приспособиться к среде. В ходе этого и возникает конфликт.(Подход к отдельно взятому индивидууму, построение концепции поведения, которое определяется и личностными, и ситуационными переменными. В зависимости от ситуации).
  2. Необихевиористский. Согласно этому подходу в основе конфликта лежит теория агрессии. Любое условие, которое препятствует достижению цели, ведет к проявлению агрессии – стремлению устранить препятствие, что и приводит к конфликту.

 

В России проблему конфликтов стали изучать лишь в 1920-е г.

Изучение конфликта было обусловлено жизненной необходимостью. В период НЭПа, когда активно развивались разные формы собственности и новые отношения только налаживались, весьма распространенным явлением были трудовые конфликты и споры. (К весне 1921 года, когда окончилась гражданская война и политика военного коммунизма перестала быть терпимой для крестьянства, разоренного войнами и истощенного неурожаем. Крестьяне начали выступать против Советской власти.

Сельское хоз. в упадке, положение промышленности было еще хуже. Многие фабрики и заводы стояли. Шел процесс деклассирования рабочих. Голод и усталость явились причиной недовольства части рабочих.)

 

В середине 1920-х гг. уровень развития гласности, свободы печати позволял открыто изучать и анализировать эти явления.

 

В начале 1930-х гг. количество публикаций по проблемам конфликтов постепенно сокращается. Причиной тому стала запретность самой темы, убежденность в том, что при социализме не может быть серьезных социальных конфликтов.

 

С 1960-х гг. начинается новое возрастание интереса к проблеме конфликтов. Причина тому – хрущевская «Оттепель», а также возможность ознакомления с зарубежными исследованиями в области конфликтологии.

 

К середине 1980-х.гг. интерес к изучению конфликта начинает падать. Это объясняется атмосферой застоя и последствиями выводов о построении развитого социализма. В этот период появляются многочисленные публикации с критикой западной «социологии конфликта».

 

С середины 1980-х.гг. в связи с началом демократизации советского общества и заметным увеличением остроты и разнообразия социальных конфликтов, их изучение вновь активизируется. Ученые осознали, что, опираясь только на результаты проведенных ранее исследований, невозможно дать рекомендации руководителям-практикам по предупреждению и разрешению конфликтов. Необходим комплекс интенсивных исследований.

 

В постсоветский период вирусом конфликта оказалось охвачено все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, которые повлекли за собой многочисленные человеческие жертвы – Преднистровье (конфликт между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, претендующими на контроль над рядом территорий, прилегающих к реке Днестр (Приднестровье), Карабах(этнополитический конфликт[1] в Закавказье между азербайджанцами и армянами.), Северная Осетия, Чечня (боевые действия между правительственными войсками России (ВС и МВД) и непризнанной Чеченской Республикой Ичкерия)– конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий – с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы.(1991-1996гг)

В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х гг.

Сегодня сложилась ситуация, которая способствует активному развитию конфликтологии как междисциплинарной отрасли науки, поскольку обществу необходимы рекомендации по разрешению и предупреждению конфликтов.

Для удовлетворения этой потребности необходимо осмыслить исторические этапы развития конфликтологии у нас в стране и за рубежом и попытаться обосновать ее содержание в настоящее время.

 

 

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Анцупов А. Я., Шигшлов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. I, III.

 

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Прогресс, 1996. - Гл. I, II, III.

 

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.1.

 

Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии»

План семинара

1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

 

2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

 

3. Современные проблемы развития конфликтологии.

 

Литература для семинара

1. АнцуповА. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999.

 

2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. — Харьков: Университет внутренних дел, 1997.

 

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

 

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.

 

5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.

 

6. История философии в кратком изложении. — М.: Мысль, 1991.

 

7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999.

 

8. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. — М.: Политиздат, 1991.

 

Лекция 2.

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА.

1.Сущность соц.конфликта и его структура.

2.Классификация соц.конфликтов.

3.Причины конфликтов.

4.Динамика развития конфликтной ситуации.

 

? 1. Сущность конфликта и его структура.

Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

 

У слова «конфликт» есть много синонимов (борьба, столкновение, противоборство, ссора, инцидент, конфронтация и др.)

 

Многогранность категории конфликта. Под конфликтом понимают:

 

- столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации;

 

- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов;

 

- противоречие между работниками из-за несовместимости их потребностей, мотивов и целей деятельности, отношений и взглядов, психологического склада;

 

- напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами определенных групп или индивидов;

 

- отсутствие согласия между двумя или более сторонами;

 

- борьба, которая возникает из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний.

 

Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, которые возникают между людьми или внутри самой личности.

Но, противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер (столкновение материальных и духовных интересов людей). Они могут быть субъективными (обусловлены качествами личности) и могут быть даже мнимыми. (надуманными).

 

Но не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом.

Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Пример: противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда.

 

Конечно никто не будет отрицать, того, что часто во время конфликта, происходит обострение всех застарелых противоречий и обид, которых, казалось бы уже похоронило время. И конечно - радости все эти крики, угрозы и интриги, не доставляют никому. Но в наших силах сделать так, что бы разбирая содержательную сторону конфликта, мы не скатывались в коммунальную склоку.

В социальной психологии принято различать два типа конфликтов: конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушающие).

Конструктивный конфликт вызывается объективными противоречиями, его разрешение ведет к укреплению новой идеи, прогрессивным изменениям в организации. Конструктивные конфликты находят выражение в принципиальных спорах, дискуссиях, " проговаривании" ситуации, выслушивании сторонами друг друга. Именно о таких конфликтах говорят: " В споре рождается истина".

Деструктивный конфликт, вовсе не нацелен на решение возникшей проблемы. Напротив - его участники наслаждаются самим " процессом". Деструктивный конфликт зачастую из деловой сферы быстренько переносится в зону межличностных отношений. А там уже недалеко до образования группировок " по интересам", готовых вступить в смертельную схватку. Вскоре в деструктивный конфликт оказываются ввязанными даже те ваши коллеги, кто еще недавно и не помышлял об этом.

В коллективе пышным цветом расцветает интриганство и склоки. Полученные в " боях" раны, долго залечиваются. Часто - уже за пределами коллектива.

Именно такой сценарий и проноситься в головах наших руководителей при слове " конфликт". Именно такого развития сюжета и хотят они избежать, часто любой ценой.

Помните парадигму управления, изложенную Королем в книге А.Сент-Экзюпери " Маленький Принц"? Суть ее очень проста - нельзя отдавать приказания выполнить которые нет никакой возможности. И если такое приказание не выполнено - виноват король, а не его министр, не сумевший превратиться в бабочку.

Очевидно, так же, что отдав своим подчиненным распоряжение не вступать в конфликты, вы вряд ли добьетесь успеха. И виноваты здесь будете вы, а не они, поскольку не конфликтовать человечество (включая ваших сотрудников) не способно.

А значит, если вы не можете избежать конфликтов вообще, стоит понимать, как они развиваются, и научиться ими управлять.

Все конфликты, по существу развиваются по определенной схеме, и руководителю стоит ее знать.

 

 

Итак, конфликт – это острый способ разрешения противоречий, возникающих в общении между людьми, который заключается в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями.

 

Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и условия его возникновения.

1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов). Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.

2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.).

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.