Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15.Тактика назначения и порядок производства судебной экспертизы






1. Понятие, сущность и виды судебной экспертизы.

2. Судебно-экспертные учреждения в Российской Федерации.

3. Тактические вопросы назначения экспертизы.

4. Понятие и виды образцов для сравнительного исследования.

5. Оценка следователем и судом заключения эксперта.

1. Экспертиза — исследование, производимое по постановле­нию следователя, дознавателя или суда специалистом в определен­ной области науки, техники, искусства и ремесла, с выдачей заклю­чения по вопросам, поставленным на разрешение экспертизы.

Назначение экспертизы — следственное действие, суть кото­рого в определении вопросов, требующих специальных познаний для их разрешения, выборе эксперта или экспертного учреждения и обеспечении эксперта необходимыми для исследования объектами.

Очевидно различие двух этих действий по сути, содержанию, субъекту и даже месту проведения.

Классификация судебных экспертиз весьма сложна (классы, роды, виды, разновидности) и осуществляется с использованием различных оснований, критериев. Выделяются следующие виды экспертиз:

1. по отрасли применяемых специальных познаний: криминалистическая, судебно медицинская, судебно-психиатрическая, судсбно-бухгалтерская, товароведческая, физическая, химическая, Автотехническая, пожарно-техническая и др. (перечень открытый);

2. по месту проведения: проводимые в экспертном учреждении и проводимые вне экспертного учреждения;

3. по объему предмета исследования: основные и дополнительные;

4. по последовательности проведения: первичные и повторные;

5. по составу и численности экспертов: единоличные, комиссионные и комплексные.

3.Выбор эксперта или экспертного учреждения - вопрос организационно-тактический. Студент должен уметь правильно определить вид специальных познаний, требуемых для решения типичных вопросов в определенных ситуациях; хороню знать системы экспертных учреждений, особенно Минюста, МВД и Минздрава; требования, предъявляемые к личности эксперта; требования к вопросам, формулируемым в постановлении следователя, дознавателя или суда о назначении экспертизы.

Требования к личности эксперта, быть незаинтересованным в исходе дела; обладать специальными познаниями в требуемой об­ласти; иметь соответствующее высшее образование; иметь опыт ра­боты в данной области и - желательно - в проведении экспертных исследований. Эксперт должен также обладать такими качествами, как объективность, принципиальность, самокритичность, научная добросовестность.

Требования к вопросам, ставящимся перед экспертом:

1. относимость вопроса к компетенции эксперта. Нельзя ставить эксперту правовых вопросов; вопрос не должен выхо­дить за пределы определенной научной специальности (специализации) данного эксперта;

2. конкретность, четкость, ясность формулировки вопроса;

3. вопросы должны иметь логическую последовательность;

4. необходимость специальных познаний для решения сформулированного вопроса.

4 .В ходе подготовки к экспертизе при ее назначении должны быть собраны требуемые для проведения исследования образцы не­обходимого качества, в необходимом количестве и при обеспече­нии несомненности их происхождения. Часть образцов (экспери­ментальных) может быть получена самим экспертом непосредственно в ходе проведения экспертизы.

Под образцами для сравнительного исследования понимаются материально-фиксированные объекты, выражающие свои собст­венные признаки или отображающие признаки другого объекта и в связи с этим используемые в идентификационных и диагностиче­ских исследованиях в целях сравнения с исследуемыми веществен­ными доказательствами.

Образцы делятся на свободные и экспериментальные. Свобод­ны е - образцы, созданные или полученные вне связи с делом, как правило, до его возбуждения. Экспериментальные – полученные для целей данного исследования по конкретному уголовному, гра­жданскому или арбитражному делу.

Пути получения образцов для сравнительного исследования:

1. следственное действие, предусмотренное УПКРФ;

2. следственный осмотр;

3. обыск и выемка;

4. следственный эксперимент;

5. истребование документов и иных материалов

6. использование учетов органов внутренних дел;

7. истребование архивных уголовных дел и иных архивных материалов;

8. получение самим экспертом в процессе экспертного экспе­римента.

 

5. При оценке следователем и судом заключения эксперта оцени­вается как внутреннее содержание акта экспертизы (и особенно за­ключения эксперта, его выводов), так и соответствие материалов экс­пертизы процессуальным требованиям. Обращается внимание на на­учную обоснованность выводов и других материалов экспертного ис­следования, логическую обоснованность и непротиворечивость выво­дов, полученных ответов эксперта на поставленные перед ним вопросы.

Проверяется компетентность эксперта, не имелось ли основа­ний для его отвода не нарушен ли процессуальный поря­док получения образцов для данной экспертизы.

Выводы эксперта обязательно сравниваются с информацией об исследовавшихся обстоятельствах, имеющейся в других материалах дела. При наличии противоречий принимаются меры к их объясне­нию и устранению.

По результатам оценки следователем заключения эксперта мо­гут приниматься следующие решения:

1. согласиться с выводами эксперта, считать заключение пол­ноценным источником доказательств и использовать его в качестве такового в дальнейшем расследовании или в судебном разбирательстве;

2. допросить эксперта;

3. назначить повторную либо дополнительную экспертизу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.