Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция законоведения К.А.Неволина




1806-1855) – выдающийся русский юрист, один из создателей юридической науки в России. Он внес существенный вклад в формирование основ отечественной теории, философии и истории права, всемирной истории правовой и политической мысли, всеобщей истории права, гражданского права и некоторых других юридических дисциплин. Многое им сделано и в таких важных областях правовой жизни страны, как совершенствование и кодификация российского права, организация и развитие юридического образования, подготовка квалифицированных юристов – теоретиков и практиков. Весьма важное концептуально-правовое значение имеет классификация наук по критерию “различия источников нашего познания о законах”. По данному критерию Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из философии законодательства, предмет которой – естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законоведения, предмет которого – положительные законы (позитивное право). Соответствующие названным двум частям две группы наук законоведения – это, согласно Неволину, 1) история философии законодательства, завершением которой является “современный философский взгляд на предметы законодательства”, и 2) история положительного законодательства (внешняя история, излагающая формы законов, и внутренняя история, излагающая содержание законов), которая “непосредственно переходит в науки законодательства действующего”. Особое место в системе законоведения занимает такая отдельная юридическая наука, как энциклопедия законоведения, предмет которой – “обзор всех наук законоведения в общей их связи”. Она, по Неволину, состоит из двух частей: общей и особенной. В первой части определяется общий предмет законоведения – законы и устанавливается общий состав наук законоведения. Во второй части содержится систематический обзор этого состава различных юридических наук.Энциклопедия законоведения Неволина – это “теория науки законов”, согласно которой целостность юриспруденции и связь между отдельными юридическими науками “основывается на единстве их предмета”. В концептуально сжатой форме она излагает всю теорию и методологию юриспруденции в целом и ее составных частей. Благодаря этому в процессе изучения юриспруденции энциклопедия законоведения выступает не только как вводная, но и как завершающая учебная дисциплина. Неволин постоянно подчеркивал необходимость энциклопедии законоведения “для начинающих и оканчивающих курс наук юридических”.Учение Неволина о праве и государстве находится под заметным влиянием гегелевской философии права и ряда положений немецкой исторической школы права. Это влияние сочетается в учении Неволина с его стойкими религиозными взглядами (религиозное воспитание в семье священника, исходное богословское образование) и лояльным политическим отношением к тогдашней российской действительности (по образцу позитивно-реформаторской позиции его знаменитого наставника Сперанского). В целом можно сказать, что в условиях современной ему России Неволин был умеренным гегельянцем с историко-позитивистским подходом к российским реалиям. В числе государственных органов Неволин выделяет верховную государственную власть и различные подчиненные власти, предназначенные для исполнения велений верховной власти.Верховная власть выражает и осуществляет единство государства. Она образуется и действует в сфере законодательства и управления на основе “твердого порядка”, соответствующего существу государства. В этой связи Неволин в русле идей Ш. Монтескьё и исторической школы права отмечает определяющее значение “духа народа”: “Образ правления в государствах никогда не бывает произведением человеческого произвола; он развивается по необходимости из самого характера и духа народа”. В своем правовом учении Неволин, различая, естественные законы (естественное право) и положительные законы (позитивное право), отмечает, что “первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые – случайную и ограниченную, первые, взятые в их совокупности, образуют идею законодательств, которые служат ее проявлением”.Соотношение естественного закона (т.е. идеи закона) и положительного закона (т.е. формы внешнего проявления и выражения идеи закона в законодательствах разных государств) Неволин трактует как взаимосвязь двух составных частей “во всяком законодательстве”. При этом естественные законы (идея законодательств) – это та часть “всякого законодательства”, которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления, а положительные законы (как формы проявления идеи законодательств) – та часть “во всяком законодательстве”, которая познается только из самого законодательства, действующего в государстве, и имеет обязательную силу только потому, что она установлена государством. “В действительности ни одна из поименованных частей не может существовать отдельно от другой и без другой: первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как особенное) без первой (как своего всеобщего) есть только хаотическое смешение разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменного достоинства”. В целом учение Неволина о праве и государстве ознаменовало собой начало научной юриспруденции в России и оказало плодотворное влияние на ее дальнейшее развитие.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.