Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аналитическая журналистика






Хотя в первую очередь задача журналистики - сделать информацию общедоступной, но в то же время журналистика является сферой гражданского общества и поэтому она вправе требовать от аудитории участия в дискуссиях и решениях, вынося на ее обсуждение общественно значимые проблемы. Аналитическая журналистика как раз и составляет основное содержание качественной прессы: тщательно сопоставляя между собой факты, журналисты-аналитики трактуют новость, комментируют ее и даже прогнозируют будущее. Образно говоря, аналитическая журналистика координирует деятельность общества.

Понятно, что работающему в этом виде журналистики необходимы аналитический склад ума, умение не только фиксировать очевидное, но и определять связи между явлениями, безбоязненно принимать на себя ответственность за решения.

Предметом аналитической журналистики выступают актуальные общественные явления, события, процессы, ситуации и связанные с ними теоретические и практические проблемы общественного развития. Чтобы во всем этом разобраться, журналисту приходится уточнять причины и условия развития событий, определять скрытые мотивы и намерения действующих в той или иной ситуации, оценивать правильность выбора средств и путей развития ситуации, обоснованности точек зрения и идей. Само собой разумеется, что такие материалы имеют большой объем: невозможно в двух абзацах раскрыть сущность происходящего. Ведь если в информационной журналистике важен факт, то в аналитической - мысль, порожденная фактами, и эмоции автора, порожденные этой мыслью.

Исследуя мир, журналист-аналитик пытается сориентировать читателя в общественной жизни, помочь ему определить свою жизненную позицию. И для этого он показывает все события с точки зрения той роли, которую эти события могут сыграть в жизни читателя. Например, насколько факты, предметы, явления удовлетворяют разнообразные потребности человека. Рассмотрим как аналитическая журналистика может помочь удовлетворить некоторые из них.

Во-первых, потребностью может быть получение удовольствия от процесса самого труда. Когда человек любит свою работу, то качество производимой продукции во много раз возрастает. Объяснить человеку, в чем прелесть труда, помочь ему понять и полюбить его, можно только показав роль и место конкретного человека в общей социальной жизни.

Во-вторых, - результат деятельности. Журналист-аналитик, убедительно показывающий, что создаваемый продукт или усвоенные знания принесут в дальнейшем свои плоды, помогает создать в обществе потребность в результатах труда. Например, если вы знаете, какие выгоды вам принесет учеба, то приобретение конкретных знаний станет вашей потребностью.

В-третьих, - вознаграждение за деятельность. Таким вознаграждением могут стать заработная плата или повышение по должности, слава или профессионализм. А может быть и радость близкого вам человека.

В-четвертых, - высокие цели, которым служат процесс или результат деятельности. К высоким целям можно отнести и построение истинно демократического общества, и устранение болезнетворных бацилл, и достижение личного счастья. Примером такого аналитического показа взаимосвязи малого и высокого может служить хорошо известное всем стихотворение о гвозде, которого не оказалось в кузнице, чтобы подковать коня полководца: в результате было проиграно сражение, враг вошел в город, жители были уничтожены. Ради спасения всей страны кузнец и должен был вовремя выковать гвоздик.

Поскольку человеку не всегда известны реальные причинно-следственные связи средств и целей, то ему трудно по достоинству оценить то, что он сейчас делает. Аналитическое выступление в средствах массовой коммуникации способно развеять сомнения в нужности и значимости конкретных фактов, событий, явлений.

Тематически можно выделить дюжину разновидностей журналистского анализа: политический, исторический, экономический, социологический, психологический, экологический, юридический, военный, спортивный, нравственный, искусствоведческий, художественный. Но независимо от того, какой конкретно теме посвящено журналистское исследование, оно анализирует либо отдельные актуальные события (например, военный конфликт в Косово), либо процессы, протекающие в обществе (демократизация), либо ситуации, сложившиеся в определенный момент (рост курса доллара).

Как правило, тематические аналитические материалы публикуются в специальных изданиях, например, политический анализ - в журналах " Открытая политика", " Российская Федерация", телепередачах " Итоги", " Зеркало", военный - в " Военно-историческом журнале", искусствоведческий - в журналах " Театр" или " Искусство кино" и телепрограмме " Театр плюс ТВ"... Но это не значит, что в других изданиях не могут появиться аналитические материалы: скажем, газеты " Красная звезда" и " Литературная газета" охотно печатают на своих страницах нравственный анализ современного общества.

Для того чтобы этот вид журналистики был интересен читателям, очень важен показ логической цепочки развития событий с возможным прогнозом на будущее. Что было, каково положение сейчас, что необходимо предпринять, что будет, если мы не предпримем этих шагов, что принесет пользу, а что вред, - приблизительно так строит свои рассуждения журналист-аналитик. Конечно же, для достоверности выводов журналисту нужна помощь компетентных специалистов. Но их комментарии в большинстве случаев остаются за пределами аналитического материала, послужив лишь толчком к размышлениям по поводу выявленных фактов.

В последнее время аналитическая журналистика стала активно развиваться. Журналист охотно берется интерпретировать факты, подталкивая аудиторию к тому, чтобы она сама сделала нужные журналисту выводы. Такая специфика аналитической журналистики дает возможность журналисту изображать не столько реальный, сколько виртуальный мир. Расчет на то, что представление об образе жизни рано или поздно сформирует и саму жизнь, приводит к тому, что аналитическая журналистика активно моделирует образ мысли аудитории.

Однако журналистика, по мнению английского исследователя масс-медиа Д.Янга, может внезапно «создавать» социальные проблемы, представив их драматически непреодолимыми и подчеркнув их приоритетность. СМИ могут быстро и эффективно «посеять» публичное негодование и сконструировать то, что можно назвать моральной паникой вокруг определенного типа девиации. Через журнализм институционализируется потребность создания в обществе моральной паники [6].

Такое моделирование сродни манипуляции, поскольку журналист получает возможность вызвать определенную спровоцированную реакцию на свой материал, заранее управляя заданной им же самим ситуацией. Поэтому аналитическая журналистика очень опасное оружие в руках неумелых журналистов.

Роль аналитической журналистики значительно возрастает в условиях, когда средства массовой коммуникации выполняют определенные обязательства перед обществом: материалы, соответствующие высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности, не должны прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинств. Журналист становится ученым-исследователем, не имеющим права на ошибку: он несет ответственность за то, каким мир предстанет завтра.

 

Аналитическая корреспонденция: специфика жанра. Различные точки зрения на природу корреспонденции. Информационная и аналитическая корреспонденции: сходства, различия, проблема разграничения.

 

Близка к репортажу, отчету, информационной корреспонденции. Однако отличается степенью «присутствия» жанрообразующих факторов. Цель репортажа – дать наглядное. Цель отчета – точно отобразить «информационное событие», цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя «свернутый» пересказ. Цели аналитической корреспонденции иные - выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. Двусоставность современной аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с комментарием. Различие: «первоисточником» сообщения для аудитории в корреспонденции автор публикации. Комментарий публикуется по следам уже известного данной аудитории события. Аналитическая корреспонденция отличается от статьи. Цель статьи – обосновать суждение по поводу какого-то общезначимого явления, процесса. Поэтому предметом статьи являются закономерные причинно-следственные отношения. Центральный предмет а. к. - один значительный факт, все остальные детали служат «вспомогательным» материалом для его всестороннего освещения.

Хотя следует сказать, что в практической журналистике не всегда обращают внимание на такие «тонкости» и живо написанные корреспонденции нередко публикуются под рубрикой «репортаж» (часто это происходит и в силу того, что настоящих репортажей изданиям обычно не хватает).

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ в отличие от статьи берет один факт или узкую группу фактов. Дается описание факта, его анализ и соответствующие выводы. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы.

Корреспонденция – очень коварный жанр, поскольку включает в себя и факт, и его оценку. Корреспонденция была характерна для советской печати, когда журналист считал себя вправе «учить» свою аудиторию. Сегодня редакторы четко разделяют информацию и мнения, и корреспонденция, «сидящая на двух стульях», оказывается не у дел. Между тем, начинающие журналисты очень любят в конце заметки добавить пожелание успеха герою материала или надежду на лучшее будущее. Этого делать не следует. Мало-мальски квалифицированный редактор эту «отсебятину» вычеркнет.

 

Социологическое резюме, мониторинг, рейтинг (сравнительный анализ). Применение социологических методов на этапе получения информации. Эпитафия — жанр журналистики, специфика, средства выразительности.

Социологическое резюме представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме

Основной причиной активного использования в отечественной периодической печати жанра, определяемого как «социологическое резюме», стала бурная политическая жизнь в России в последние десять лет, сопровождающаяся перманентными опросами населения, его анкетированием, интервьюированием и т.д.

Что отличает данный материал от аналитических публикаций иных жанров? Во-первых, предмет отображения. Таким предметом в нем выступает так называемое массовидное явление – новое политическое движение в послевыборный период своего развития. Во-вторых, цель публикации, которая заключается в том, чтобы дать аудитории краткую, но достаточно всеобъемлющую (многоаспектную), теоретически выверенную характеристику нового феномена. В-третьих, методы получения информации (ими стали, судя по всему, методы социологического исследования, из которого сделана «выжимка»). В данном материале активнейшим образом использована группировка данных, статистика, характеризующая наиболее важные стороны нового политического феномена. Однако, при всем при этом, данная публикация не является (в представленном виде) научной публикацией (какой может быть публикация того исследования, на основе которого создано резюме, в его полном виде).

Резюме дает адаптированное к информационным ожиданиям аудитории газеты изложение результатов научного исследования, причем в нем часто не указывается, какими методами оно осуществлялось (что присуще и данному резюме), насколько сложным было по содержанию. Можно заметить, что социологическое резюме в какой-то степени приближается к научно-популярным жанрам. Однако научно-популярное выступление служит пропаганде научных достижений, но не целям выяснения расстановки политических сил или характеристике какой-то политической силы (что, например, является целью проанализированной публикации). По степени своей «развернутости», сложности конкретные резюме могут значительно отличаться одно от другого. Но это все же не мешает объединению их в единую жанровую группу.

Мониторинг - определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предмет - конкретные характеристики различных явлений непосредственно в момент исследования.

Рейтинг. Основной жанрообразующий фактор - целевая установка. Цель публикации - осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Методы – аналогия и сравнение. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности. Рейтинги различаются по объему: могут быть размером в десять-двадцать строк, а могут занимать и целую газетную полосу. Почему отнесли к аналитическим жанрам: «ранжировка» явлений представляет собой сравнительный анализ. В ходе этого анализа исследуются разные стороны явлений, прогнозируется их развитие и т.д.

Эпитафия, как и некролог, посвящается личности умершего человека. Но в отличие от некролога, в котором превалирует информационное начало, т.е. сообщение читателю вполне конкретных данных из биографии усопшего, сведений о причине его смерти, месте и времени похорон, эпитафия выступает как напоминание о достоинствах умершего человека, представленных в их социальном аспекте. В эпитафии акцент делается не на факте чьей-то смерти, не на скорбной стороне такого печального события, а на добродетелях человека, которые уже не просто оцениваются как украшающие личность покойного, указывающие на его значимость, неповторимость. Эпитафия – это прежде всего оценочный жанр, и в этом плане она «встраивается» в один ряд с некоторыми комментариями, критическими статьями, рецензией.

Эпитафия может быть представлена на страницах прессы в разных формах. Это может быть монологическое произведение, подобное изложенному выше. Она может быть и «полилогической». Такая форма изложения материала чем-то напоминает запись выступлений родных и знакомых, «представителей общественности» на панихиде по усопшему. Если говорить о преимуществе такого изложения памятного материала, то оно заключается прежде всего в том, что дает более полное, более объективное и разностороннее представление о человеке, которому материал посвящен. В то же время эпитафия-монолог часто выигрывает за счет цельности изложения, большей стилистической выдержанности и авторского пафоса, особенно, если эпитафия изложена в стихотворном виде.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.