Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Целью занятия является, во-первых, изучение социально-экономического строя Вавилона как типичного и особенно хорошо освещенного источниками






 

Целью занятия является, во-первых, изучение социально-экономического строя Вавилона как типичного и особенно хорошо освещенного источниками, и, во-вторых, приобретение первых навыков работы с источниками. Для начала нужно получить общее представление об эпохе царя Хаммурапи по учебнику или одной из общих работ, указанных в списке литературы. Далее работа строится в соответствии с планом.

Оценивая законы Хаммурапи как исторический источник, нужно представить себе специфику этого документа. Для этого надлежит ответить на такие вопросы: чем судебник отличается от связного, систематического повествования? Необходимо выяснить, какой характер имело любое древнейшее законодательство? Каких сторон жизни Вавилона он вообще не касается? Отражает ли он с одинаковой полнотой разные сферы жизни? В чем особенная ценность сведений, содержащихся в судебнике? Следует особенно детально изучить Введение к законам, чтобы выяснить цель их издания и оценить характер власти их создателя.

При подготовке требуется очень внимательное и вдумчивое чтение источника. Его следует прочитать не один раз. Метод работы следующий: для каждого вопроса плана отвести отдельную страницу и выписывать на нее номера статей судебника, относящихся к данному вопросу, кратко указывая их содержание или вытекающие из них выводы. Постарайтесь сгруппировать статьи в известном порядке, по " подвопросам", каковые содержатся в методических указаниях. Следует иметь в виду, что многие статьи законов могут рассматриваться с разных точек зрения, и зачастую содержат информацию по нескольким вопросам. Поэтому целесообразно при каждом чтении судебника подбирать материал сразу по нескольким пунктам плана. Наряду с судебником желательно использовать также приведенные в некоторых хрестоматиях документы и деловые письма эпохи Хаммурапи.

При изучении сельского хозяйства сгруппируйте материал по отраслям: о земледелии, животноводстве, садоводстве, приблизительно по такому плану: какие виды хозяйственно используемых земель и домашних животных упоминаются в судебнике? Каковы продукты сельского хозяйства? Каковы орудия труда, сооружения и постройки? Можно ли восстановить весь цикл земледельческих работ и ухода за скотом? Какие сельскохозяйственные культуры в животные производят впечатление наиболее распространенных и почему? Как была устроена система искусственного орошения? Какое место занимало сельское хозяйство в экономике страны, и какая отрасль его являлась ведущей?

Особое внимание обратите на анализ форм земельной собственности и землевладения. Дает ли наш источник сведения о верховной собственности царя на земли, о царских или общинных землях? Подумайте, чем можно объяснить отсутствие в законах упоминаний о храмовой земле? Для ответа на эти вопросы нужно привлечь данные писем царя Хаммурапи и частноправовых документов. Эти документы, как и ст. 40 судебника показывают, что некоторые категории земель могли продаваться и покупаться. Свидетельствует ли это о возникновении частной собственности на землю, независимой от царя или общины? Имелись ли ограничения в распоряжении землей? Что такое повинностное землевладение? В чем состояли и чем объясняются особенности землевладения воинов? Кто ещё сидел на царской земле, и чем их положение отличалось от положения воинов?

К вопросу о ремесленном производстве нужно выбрать из судебника материал о специальностях ремесленников, организации ремесла, ремесленных изделиях. Здесь будет необходимо развести понятия " профессия" и " ремесло" и уяснить, какое из них более широкое. Какими орудиями труда пользовались ремесленники и из чего эти орудия труда изготовлялись? Каково социальное положение ремесленников: были они рабами или свободными людьми? В каких случаях законодатель следит за качеством произведённой продукции и почему?

Касательно торговли и ростовщичества ответьте, например, на такие вопросы: какие предметы торговли упомянуты в тексте? Подумайте, почему среди них отсутствуют ремесленная продукция? Существовала ли внешняя торговля? Как осуществлялись расчеты и платежи, что было средством обмена? Какие категории торговцев названы в судебнике? Попробуйте определить, является ли " тамкá р" свободным предпринимателем? Каковы были условия ростовщической сделки, ростовщическая прибыль? Кто обыкновенно выступал в качестве ростовщика и почему? Как законодатель относился к деятельности ростовщиков?

Говоря о различных категориях свободных, очень важно уяснить разницу между понятиями " сословия" и " классы". Почему эти понятия не совпадают? Какие социальные группы можно найти в законах Хаммурапи? Выберите все статьи, где говорится о " мушкé нумах", и постарайтесь определить их социальный статус. Из литературы выясните, какие точки зрения на " мушкенумов" имеются в науке. Какая из них кажется Вам более убедительной и почему? К какой социальной категории можно отнести царский двор, жриц, воинов, торговцев, общинников? Попытайтесь составить единую схему профессионального и сословного деления вавилонского общества. Поищите в источнике свидетельства о существовании общин, много их или мало и почему? Каково отношение царской власти к общинам? Чем объективно обусловлено длительное существование общины в вавилонском царстве?

Вопрос о рабстве также требует особого к себе внимания. Первым делом подберите материал об источниках рабства, попытайтесь определить, какой из них был основным? Подумайте, можно ли торговлю рабами считать источником рабства? Каково положение рабов в обществе и семье? Могли ли рабы владеть имуществом? Имеются ли в источнике сведения о борьбе рабов? Чтобы правильно определить место рабства в общественном строе Вавилона, попытайтесь ответить на такие вопросы: в каких сферах производства были заняты рабы? Чей труд - свободных или рабов - представляется по судебнику преобладающим? Кто владел рабами? Возможен ли был законный переход из рабского состояния в свободное? В чем состоят особенности юридического положения долговых рабов? Каково отношение законодателя к долговой кабале, поощряет он её или ограничивает и почему? В заключение необходимо сделать вывод о характере и степени развития рабовладения в Вавилоне.

Семейное и наследственное право можно рассматривать примерно по такому плану: условия заключения брака, права мужа и жены, положение детей в семье, наказание за неверность, развод. Выясните, для кого предназначалось придá ное? Была ли ограничена власть главы семьи в отношении жены и детей? Имела ли женщина какие-нибудь права? Обратите внимание на положение в семье рабыни и ее детей от господина, на положение детей от брака раба и свободной женщины, объясните, почему в обоих случаях дети становились свободными. Кто имел право наследования, какими долями распределялось наследство? Дайте общую характеристику вавилонской семьи.

При изучении судопроизводства и уголовного права следует выявлять сословный характер права и организацию судопроизводства. Какие дела решались общинными судами? Каковы ответственность судьи, система доказательств, пережитки обычного права в доказательствах (" божий суд") и наказаниях (" талион")? Какой штраф платит провинившийся судья за изненение своего прежнего решения, и о чём это свидетельствует? Каковы способы установления истины в суде, виды наказаний? К двум последним вопросам было бы хорошо составить таблицы и попытаться объяснить различия в наказаниях за разные правонарушения.

Подумайте, имеется ли в судебнике определенная система? Нет ли в нем каких-либо противоречий? Не кажутся ли Вам некоторые его статьи нелогичными? Учитывается ли наличие умысла при вынесении наказания за совершенное преступление? В заключение следует дать общую оценку правовых норм древней Вавилонии.

Подводя итог семинара, постарайтесь сформулировать общий вывод - чьи интересы выражал судебник Хаммурапи и его государство в целом.

При подготовке к следующим темам необходимо постоянно проводить сравнение новых источников с уже известными Вам законами Хаммурапи и между собой, ибо один из важнейших принципов познания гласит: все познается в сравнении. Отныне следует сравнивать вавилонское общество по всем параметрам с другими древневосточными обществами, которые будут изучаться, выявлять сходство и различия, общие черты и своеобразие каждого из них, и объяснять причины этого. Для анализа новых источников применяйте уже известные Вам методы исследования. В связи с этим методические указания к двум последующим темам будут менее подробными и обширными.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.