Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая характеристика развития ребенка в раннем детстве






После периода младенца начинается новый этап развития человека - раннее детство (от 1 до 3 лет) Немовлячий период вооружил ребенка умением смотреть, слушать Ребенок начинает овладевать телом, управлять ты движениями рук В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, она чрезвычайно активна в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми На первом году жизни у младенца сформировались начальные ф ормы психических действий, свойственных человеку Предыстория психического развития теперь уступила место его подлинной истории Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные д постижениюгнення.

Качественные преобразования, которым подлежит ребенок за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи (в частности, Р Заззо), размышляя над тем, где же середина пути психического развития человека с момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, использует многочисленные предметы обращения и чувствует ценностное отношение к предметному миру Она способна к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми Она общается со взрослыми и детьми с помощью языка, придерживается элем ентарних правил поведения В отношениях со взрослыми ребенок проявляет отчетливую подражательность, что является простейшей формой идентификациикації.

Идентификация в отношениях ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовит ребенка к эмоциональной причастности к людям На фоне идентификации у ребенка проявляется так называемое чувство доверия к людям (чувство ба Азов доверия, Е Эриксон), а также так называемая готовность к усвоению материальной, психической и духовной культурри.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение языком, развитие предметной деятельности Эти достижения проявляются: в телесной активности те, координации движений и действий, прямохождению; в развитии соотносительных и знаряддевих действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, к символическим действиям и использования знаков; в разви ку наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления; на развитие воображения и памяти в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего \" Я\" и в появлении так называемого чувства личностиособистості.

 

22. Развитие психики и формирование личности ребёнка в дошкольном возрасте.

 

23. Развитие психики и формирование личности ребёнка в младшем школьном возрасте.

Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
1) Восприятие. В дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко);
2) Память. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный (сензитивный) для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, если они вызывает эмоциональный отклик легко (непроизвольно) запоминаются. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически;
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определённых условиях. Прежде всего, ребёнку нужно успеть запомнить саму задачу. Кроме того, условия задачи он должен представить себе, а для этого - понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения - так организовать действия ребёнка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. А.В. Запорожец расспрашивал дошкольников о малоизвестных им физических явлениях, в частности, почему одни предметы плавают, а другие тонут. Получив более или менее фантастические ответы, он предложил им бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). Предварительно дети угадывали, поплывёт предмет или не поплывёт. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинали рассуждать последовательно и логично. У них появилась способность к простейшим формам индукции и дедукции;
4) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребёнка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растёт словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведём средние данные по В. Штерну. В 1, 5 года ребёнок активно использует примерно 100 слов, в 3 года - 1000-1100, в 6 лет - 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения " взрослых" слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребёнком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге " От двух до пяти" собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту - сквознячок; У лысого голова - босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук - червяк; мазелин - вазелин; мокрес - компрес).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.