Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как социальный институт.






Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех значениях. Она понимается как: 1. форма деятельности; 2. система дисциплинарных знаний; 3. социальный институт. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, действующих в обществе. Наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире.

Наука социальна. Отношения социальности – это отношения людей по поводу людей и отношений по поводу вещей. Вот почему наука вплетена во все сферы человеческих отношений.

Наука не может развиваться вне освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в совокупной социальной памяти. Наука претерпевает процесс адаптации к культурной среде, подключается к культурной традиции. Стиль мышления ученого напрямую зависит от культурной среды-уровня научных открытий и достижений.

Развитие науки как социального института связано с изменениями в общественном строе. Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; специфические познавательные цели и задачи; определенные функции; специфические средства познания и учреждения; формы контроля и оценки научных достижений; определенные санкции.

В древнем и средневековом обществе говорить о науке в ее институциональном значении нельзя, как социального института ее тогда не существовало. В античности научные знания растворялись с системами натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления на­уки как социального института является наличие систематическо­го образования подрастающего поколения. Поэтому некоторые предпосылки институционального ресурса усматриваются в университетском образовании, имеющего непосредственной задачей не просто пе­редачу системы знаний, но и подготовки способных к интеллек­туальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Они и образовали первые научные сообщества.

Научное сообщество составляют исследовате­ли с определенной специальностью и сходной научной подготовкой. Пред­ставители научного сообщества, как правило, имеют идентичные про­фессиональные навыки и освоили определенный круг научной литерату­ры, едины в понима­нии целей науки и задач своей дисциплинарной области, руководствуются общими критериями и правилами обосно­ванности и доказательности знания.

Классические научные школы возникли на базе университетов. Расцвет их деятельности пришелся на вторую по­ловину 19в. На смену им пришли современные научные школы, позднее – науч­ные коллективы.

Ученые-члены научной школы объединены общими идеями и убеждениями. Это бесспорно единомышленники, которые груп­пируются вокруг лидера — генератора идей. Научные школы могут сливаться в научные направления, а сами направления зачас­тую начинаются деятельностью научных школ. Несмотря на раз­личия, научные сообщества, школы и научные коллективы пред­ставляют собой определенного рода порождающие системы, обес­печивающие процесс формирования и развития нового знания.

Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада того или иного ученого. Как социальный институт наука отвечает за принятие или отвержение тех или иных научных достижений всем научным сообществом. Члены научного сообщества должны со­ответствовать принятым в науке нормами и ценностям. Поэтому важной характеристикой институционального понимания науки является этос науки.

Человеческое общество нуждается вспособах передачи опы­та и знания.Передача ин­формации от поколения к поко­лению осуществлялось посредством трансляции. Основной режим транс­ляции — передача программ, известных одной стороне общения и не известных другой. Здесь используется язык как основную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реаль­ность. Знание в традиционном смысле связано с трансляцией.

Язык как знаковая реальность или система знаков служит спе­цифическим средством хранения, передачи информации, а также средством управления человеческим поведением. Язык выступает в роли со­циального гена.

Язык — явление общественное. Он никем не придумывается и не изобретается, в языке задаются и отражаются требования социальности. Человечество накапливает знание, а затем передает их пос­ледующим поколениям.

До возникновения письменности трансляция знаний осуще­ствлялась при помощи устной речи. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым спо­собом трансляции знаний, выступая как форма фиксации выра­жаемого в языке содержания. Письменность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.