Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные концепции философии науки (К. Поппер).






Методологические идеи Карла Поппера составили основу влиятельного направления западной философии — критического рационализма. Рационализм выступает и как характеристика научного знания, и как способ поведения ученых в исследовательском процессе. Критичес­кий рационализм провозглашает принцип критики, принципиальной гипотетичности знания.

К. Поппер рассматривал про­блему роста научного знания. Ее решение в качестве первого шага пред­полагает проведение демаркации, разграничения науки и ненауки. Про­блема разделения науки и ненауки вызвана желанием осво­бодить науку от квазинаучных явле­ний. Критерии демаркации следует рассматривать как выд­вижение соглашения или конвенции.

Уязвимым пунктом одного из критериев науки — опытной проверки — является его несамодостаточность. Это означает, что могут быть встрече­ны такие факты, которые не подтверждают данную теорию.

В противовес идеям Витгенштейна, Поп­пер подчеркивает, что наблюдение всегда избирательно и целенаправленно, критерием научного статуса тео­рии является ее фальсифицируемость, опровержимость.

Опытное знание не может обеспе­чить полную уверенность, что теория истинна, ведь достаточно одного факта, противоречащего теории, чтобы стало возможным ее опровержение, фальсификация.

Принимая во внимание эти обстоятельства, Карл Поппер предлагает считать альтернативой верификации принципиальную опровержимость те­ории, ее фальсификацию. В таком случае научным оказывается не то, что дано как истина в последней инстанции, а то, что может быть опровергнуто. Опровержение доказывает эмпирический, основанный на опыте характер знания, а следовательно, его научность, т.е. связь с фактами.

Принцип фальсифицируемости влечет за собой и резкую критику принципа индуктивизма, столь яростно защищаемого первыми позитиви­стами. В противоположность индуктивизму Поппер выдвигает такую модель научного исследования, в которой присутствует тес­ная взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования.

Поппер начинает свою концепцию фальсифицируемости с утвержде­ния, что теоретическое знание носит лишь предположительный гипоте­тический характер, оно подвержено ошибкам. Рост научного знания пред­полагает процесс выдвижения научных гипотез с последующим их опро­вержением. Последнее отражается в принципе фаллибилизма. Поппер по­лагает, что научные теории в принципе ошибочны, их вероятность равна нулю, какие бы строгие проверки они ни проходили.

Термин «фальсификация» означал опровержение теории ссылкой на эмпирический факт, противоречащий данной теории. Фальсифицируемость предполагала открытость любой подлинно научной теории для фальси­фикации.

Эпистемологическую позицию К. Поппера оценивают как принципи­ально противоположную стандартам кумулятивизма. Он уверен в том, что задача науки состоит в постоянном самообновлении. Науке не прису­ща никакая линия развития, и каждая новая теория порождает новую линию в развитии науки.

Критицизм в общем смысле означает умение рефлексировать в режиме отрицательной обратной связи, оборачиваясь на исходные предпосылки, в роли которых могут выступать ситуации и события, теории и идеи, утвер­ждения и принципы. Критицизм сопряжен с установкой на принципиаль­ное изменение собственной позиции, если она оказывается уязвимой под натиском контраргументов.

Перекрестный огонь критики, который сопровождает стремление уче­ного к научной истине, должен иметь место и в социальной жизни, по отношению к реальным событиям и процессам. Все идеи, приобретаю­щие популярность в обществе, должны быть подвергнуты рационально-критическому дискуссионному обсуждению. Критика служит действенным инструментом изменения в сторону более рацио­нальной и, эффективной деятельности.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.