Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перемена политических настроений общества во второй половине 50-х г.






Начавшийся после смерти И. В. Сталина процесс обновления различных сфер общественно-политической жизни Советского Союза особенно живо после решений ХХ съезда КПСС. Этот съезд положил начало в подъёмы демократических настроений, что явно прослеживается во второй половине 50-г.

Тенденция к ослаблению жёсткого идеологического контроля возрастала, доказательством чего служит ранее упомянутый доклад Хрущёва. Доклад произвол ошеломляющее впечатление на всё советское общество. Активное его осмысление и обсуждение основных положений доклада вскоре поделили на два лагеря советского народа. Одни придерживались сталинского метода правления, и по большому счёту с недоверием отнеслись к выступлению Хрущёва. Это были в большинстве оставшиеся члены партии, из «старой гвардии» Сталина. Часть этого костяка был сам советский народ, который воспринял смерть Сталина как свою личную трагедию, многие не сразу смогли поверить в это. Другие же были сторонниками перемен и ослабления государственного контроля. Они надеялись на кардинальные перемены, но конкретных мер на демократизацию никто пока не пытался принять. В лагерь так называемых «обновленцев» входила политическая элита, представители которой имели цель на власть после И. В. Сталина. На верха смерть «вождя народов» восприняли несколько иначе, чем общество. Среди тех, кто со всеми скорбил, были люди, испытывающие некоторое облегчение, перестав бояться за свою судьбу. Отступаться от тоталитаризма никто из преемников не собирался, но в необходимости перемен убеждался каждый.

В обществе тенденция к демократизации вылилась в ряд последствий:

1. Процесс реабилитации жертв политического террора, ряда народов в годы ВОВ,

2. Активизация деятельности творческих кругов, вылившихся в литературе, музыке, изобразительном искусстве.

3. Критические настроения в сфере высшего образования, проявляющиеся в требовании отчистить верных Берии и Маленкова.

Это время, когда подверглись огласки преступления сталинской эпохи, неофициально получило название «оттепель». «Оттепель» охарактеризуется как достаточно противоречивое время, где имело место подъём демократических устоев над консерватизмом, борьбой с инакомыслием в творчестве, науке. Советские люди не доверяли Хрущёву в должной мере, боязнь неизвестности преследовала общество. Позже, к народу приходило трезвое понимание в различии между Н. С. Хрущёвым и И. В. Сталиным. За плечами правления первого лежит освобождение заключённых из сталинских лагерей, устранение непосредственной угрозы повальных арестов и обвинений, улучшение жилищных условий.

Смену настроений во внутренней политике времён «оттепели», советские люди пытались донести до народных масс через культурную сферу. Возникший вопрос, как жить с грузом ответственности за годы политических преступлений, думающая часть литературных кругов советского общества поставила в центр внимания. Литературная трибуна Советского Союза во многом старалась отражать по мере возможности, проблемы и изъяны советского строя. Появление в печати романа В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым» вызвала широкий отклик читателей, а выход на стеллажи в 1962 году журнала «Новый мир», в котором был опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», где были освещены мысли автора о жертвах репрессий. Объединяло всех писателей и поэтов то, что их герои и персонажи были носителями реального образа, искажающие стандартный цензурный образ государственной художественной литературы. Реакция власти на это была неоднозначной: ужесточение цензуры препятствовало публикации авторских изданий, изъятие документов и литературы у писателей, депортация инакомыслящих за рубеж. Такие действия властей по отношению к творческой интеллигенции только усугубляло и без того волнующую обстановку в обществе. Обе стороны искали компромисс перед вставшей между ними дилеммой – в практику вошли встречи представителей власти и интеллигенции. Никита Сергеевич сам лично принимал участие в одной из таких встреч. В конечном итоге, власть ставила перед собой задачу взять в жёсткие рамки узкий круг писателей, допустив их на руководящие посты. Помимо уступок правительство предпринимало всевозможные ужимки и средства давления. Мысли творческих кругов противоречили официальной идеологии, и власть стремилась взять этот процесс под свой контроль.

Рост центров науки позволил выйти СССР на новый уровень прогресса, но положение ухудшалось подозрительным взглядом органов государственной безопасности. Несмотря на успешные прорывы в знаковых направлениях науки и техники, деятельность затормаживалась бесцеремонным вмешательством правительства.

Нападки на церковь продолжались из-за официальной идеологии отрицания веры в бога. Годы «оттепели» отмечены борьбой с религией, пропагандой искоренения религиозного самосознания. Методы борьбы исходили из запретов благотворительной деятельности церквей, упразднению храмов и монастырей. Преследованию подвергались абсолютно все конфессии, во всех регионах СССР. Естественно, церкви приходилось обороняться, что приводило к антиправительственным выступлениям. Власть, рассматривая церковь как угрозу целостности межнационального государства, вводила «ограничительную» политику. Духовенство не собиралось идти на поводу партийной верхушки. В 1959 году только в Кировской и Владимирской областях около 50 % новорождённых прошли обряд крещения. [ ] Посещаемость монастырей оставалась на неизменном уровне.

------------------------------------------------------------------------------------------

Кампания, направленная против интеллигенции, духовенства, науки проводились в духе хрущёвского «волюнтаризма», ставив общественные сферы жизни в оппозиционное государству течение.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.