Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великое освящение воды




 

Воспоминание Иорданского события Церковь усугубляет особым обрядом великого освящения воды. В навечерие праздника великое освящение воды бывает сразу после заамвонной молитвы, если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается отдельно, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после ектении:

 

"Исполним вечернюю молитву..." и главопреклонного возгласа священника: "Буди держава...". Священники при пении тропаря " Глас Господень на водах..." через царские врата выходят к сосудам, наполненным водой, неся на главе честный Крест, в начинается освящение воды.

 

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (сразу после заамвонной молитвы). Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же - как в навечерие, так и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в древности в этот день (см.: Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; истор. свидетельства Фоодорита и Никифора Каллиста); в самый же праздник освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя . Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, и в IV-V веках совершалась лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для совершения водосвятия в честь воспоминания о Крещении Спасителя. Поэтому, если в навечерие водоосвящение совершается в храмах, то в самый праздник водоосвящение обычно совершается на реках , источниках и колодцах ("хождение на Иордань"), ибо Христос крестился вне храма (об этом см. определение Московского собора 1667 г.).

 

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, осветившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения. Чин освещения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв на водоосвящение написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное устройство чина приписывается св. Софронию, патриарху


Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминает уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан. В "Апостольских Постановлениях" содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в книге 8-й говорится: "Священник призовет Господа и скажет : "И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу". Св. Василий Великий пишет: "По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - от Апостольского предания, по преемству в тайне" (91-е прав.). Св. Иоанн Златоуст пишет об особом свойстве воды, освященной в день Крещения: она не портится продолжительное время, что было замечено еще в древности.



 

Спустя около полувека после Златоуста, именно во второй половине V века, Автиохийский патриарх Петр Фулон ввел обыкновение совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский собор 1667 г. постановил совершать двукратное водоосвящение в навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение.

 

ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ как в навечерие, так и в самый праздник одно и то же; в некоторых частях оно имеет сходство с последованием малого освящения воды и состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения в ектении и молитвах, в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них животворящего Креста Господня.

 

Чин водоосвящения совершается следующим образам: После заамвонной молитвы (в конце литургии) или ектении: "Исполним вечернюю молитву" (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), и прочие священники только в епитрахили, фелони и поручах выходят через царские врата к священной купели в притвор или на источник. Впереди идут певцы с пением тропарей "Глас Господень" и др., в которых воспоминаются обстоятельства Крещения Спасителя. За певцами следуют свещеносцы со свечами, диаконы с кадилами и настоятель , несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и вокруг три свечи. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если водоосвящение совершается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения трех тропарей диакон возглашает:



 

"Премудрость" и читаются три паремии из книги пророка Исаии, в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен: "Господь просвещение мое...", читаются Апостол и Евангелие. В Апостоле (Кор ., зач. 143) говорится о таинственном крещении иудеев в Моисея среди облака и моря, о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был Христос. В Евангелии (Мк., зач . 2) повествуется о Крещении Господа. После этого диакон произносит великую ектению с особыми прошениями. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: "Господи Иисусе Христе..." (без возгласа).

 

В ектении содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и дарования ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.


Затем священник (настоятель) начинает громко во всеуслышание освятительную молитву: "Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя..." (трижды), затем продолжение этой молитвы: "Ты бо хотением от несущих" и прочее.

 

В освятительной молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и "ко всякой пользе изрядна".

 

Священник трижды восклицает: "Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святого Твоего Духа и освяти воду сию" и при каждом возглашении благословляет рукой воду. Притом персты в воду не погружает, как это бывает при крещении младенцев.

 

По окончаний молитв настоятель тотчас, благословляя воду крестовидно Честным Крестом, погружает его трижды прямо, низводя в воду и возводя, держа его обеими руками, и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями (трижды) тропарь: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...". После этого, при многократном пении тропаря певцы, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. После окропления положено петь стихиру на "Слава , и ныне" - "Воспоим, вернии..." Но если водоосвящение совершалось после литургии , то следует петь еще: "Буди имя Господне благословенно..." и 33 псалом, после которого возглашается "Премудрость" и отпуст. А если водоосвящение совершалось в конце вечерни, то после стихиры: "Воспоим, вернии..." сразу же "Премудрость ". Хор: "Святейший Владыко...", священник: "Сый благословен..." Хор: "Утверди, Боже...". Иерей: "Пресвятая Богородице ..." Хор: "Честнейшую..." Иерей: "Слава Тебе, Христе Боже...": Хор: "Слава, и ныне", и бывает отпуст праздника: "Иже во Иордане креститися от Иоанна изволивый нашего ради спасения, Христос...".

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал